|
|||
Кафедра философии, психологии и педагогики
федеральное государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра философии, психологии и педагогики
вопросы к Экзамену по философии для студентов лечебного и педиатрического факультетов 2018/2019 уч.г. 1.Философия, её предмет и функции. Специфика философского знания. Соотношение философии и частных наук. 2.Основной вопрос философии и две его стороны. Исторические формы материализма и идеализма. 3.Исторические этапы развития мировой философской мысли. Основные философские принципы (космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, механицизм, диалектический монизм) и исторические типы философствования (созерцательный, умозрительный, деятельностный, социально-экологический). 4.Античная философия: этапы развития и характерные черты (космоцентризм, мифологизм, натурфилософский характер, наивная диалектика, стихийный материализм). Первые греческие мыслители (милетская школа, Гераклит, Пифагор, элеаты). 5.Философия Демокрита: атомистический материализм. 6.Философия Платона: объективный идеализм и учение о познании. 7.Вклад Аристотеля в развитие мировой философской культуры (учение о материи и форме, учение о душе). 8.Философия эпохи эллинизма (скептицизм, стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм). 9.Особенности средневековой западноевропейской философии (теоцентризм, экзегетика, креационизм, дидактизм). Номинализм и реализм как направления средневековой философии. 10. Философские воззрения Августина Аврелия (проблема свободы воли) и Фомы Аквинского (проблема соотношения веры и разума). 11. Особенности философии эпохи Возрождения (антропоцентризм, пантеизм, гуманизм, культ природы), ее связь с наукой и искусством. Учения о природе и познании в философии эпохи Возрождения (Дж. Бруно и Н.Кузанский). 12. Эмпиризм и сенсуализм в философии Нового времени (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк). 13. Рационализм в философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза). 14. Субъективный идеализм в философии Нового времени (Дж. Беркли и Д. Юм). 15. Философия французского Просвещения XVIII века, её характерные черты (механицизм, метафизический материализм, сенсуализм, формирование атеизма). П.-А.Гольбах, Ф.Вольтер, Д.Дидро, Ж.-Ж.Руссо, Ж.-О. Ламетри о природе, обществе, человеке, познании. 16. Особенности становления и основные черты немецкой классической философии (общая характеристика). 17. Философия И. Канта: субъективный идеализм и агностицизм. 18. Философия Г. В. Ф. Гегеля: объективный идеализм и диалектика. 19. Философия Л. Фейербаха: антропологический материализм и отношение к религии. 20. Условия возникновения и основные положения марксистской философии (материалистическое понимание истории, материалистическая диалектика, проблема человека). 21. Этапы развития русской философии и ее основные черты (связь с религией и литературой, историзм, антропологизм, этическая проблематика, тема патриотизма и др.). 22. Западники и славянофилы о путях развития России. «Русская идея», ее историческое и современное значение. 23. Русская религиозная философия 2-й половины XIX - начала XX веков. «Философия Всеединства» В. Соловьева. 24. Философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, Л.А.Чижевский и др.). 25. Материалистическая традиция в русской философии конца XIX - начала XX вв. (Н. Чернышевский, Г. Плеханов, В.Ленин). 26. Философское значение творчества российских ученых - естествоиспытателей (Н. И. Пирогова, И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Д. И. Менделеева, И.И. Мечникова). В.И Вернадский: его учение о биосфере и ноосфере. 27. Особенности формирования и характерные черты западноевропейской философии ХХ века (иррационализм, антропологическая проблематика, плюрализм философских направлений). 28. Философия экзистенциализма (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.-П.Сартр, А.Камю). 29. «Философия жизни» как одно из основных направлений западноевропейской философии ХХ века (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон). 30. Философия неопозитивизма (Б.Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап). 31. Философия психоанализа (3.Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг), его философское и медицинское значение. 32. Религиозная философия Западной Европы ХХ века: персонализм, неотомизм, религиозный эволюционизм (тейярдизм). 33. Герменевтика как одно из направлений современной западноевропейской философии. Проблема понимания в философии и медицине (медицинская герменевтика). 34. Бытие как основополагающая философская категория. Объективная и субъективная реальность в бытии. 35. Категория «материя» и ее основные признаки: объективность, системность, структурность, самоорганизация и др. 36. Движение, пространство, время как способы существования материи. Основные формы движения материи (механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная и др.) и их взаимосвязь. Особенности социального пространства и времени. 37. Понятие «отражение», его формы в живой и неживой природе. 38. Происхождение и сущность сознания. Мозг и сознание. 39. Структура сознания (телесно-перцептивный, логико-понятийный, эмоциональный, ценностно-мотивационный компоненты). Самосознание и его формы. Особенности профессионального самосознания врача. 40. Проблема соотношения сознательного и бессознательного в психике человека. Учение 3.Фрейда (психоанализ), его философское и медицинское значение. 41. Познание как отражение действительности (гносеологический оптимизм и агностицизм). Диагноз как специфическая форма познавательного процесса. 42. Чувственное и рациональное познание, их формы. Роль чувственного и рационального познания в диагностическом процессе. 43. Практика: понятие, виды и роль практики в познавательном процессе. Клиническая практика, ее роль в медицинском познании. 44. Истина как философская категория. Объективность, абсолютность, относительность, конкретность истины. Критерии истины. 45. Наука: происхождение, сущность и социальные функции. Особенности научного познания (целенаправленность, рациональность, доказательность, универсальность, специфичность методов и др.). 46. Проблема научного метода. Эмпирические и теоретические методы научного познания. Специфические методы в медицинском познании. 47. Диалектика, её исторические формы (наивная диалектика, идеалистическая диалектика, материалистическая диалектика). Диалектика и метафизика. 48. Законы диалектики (закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания) и их методологическое значение для медицинского познания. 49. Категории диалектики: единичное, особенное, общее; причина и следствие; необходимость и случайность; сущность и явление; содержание и форма; возможность и действительность. Методологическая роль категорий диалектики для медицины. 50. Человек как биосоциальная целостность. Биологизаторские и социологизаторские трактовки человека. Проблема сущности человека. 51. Человек, индивид, личность, индивидуальность. Структура личности (биологический, психологический и социальный уровни). 52. Философские и медицинские аспекты проблемы жизни, смерти и бессмертия. Проблема смысла жизни. 53. Общество как саморазвивающаяся материальная система. Законы общественного развития. Проблема социального детерминизма. 54. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. 55. Основные формы и уровни общественного сознания. Общественная психология и идеология, их диалектическая взаимосвязь. 56. Культура и цивилизация: понятия и отличительные черты. Особенности современной цивилизации. 57. Глобализация и ее роль в жизни общества. Глобальные проблемы человечества и пути их решения. 58. Мораль как форма общественного сознания. Структура морали (моральное сознание, нравственные отношения, моральная деятельность) и ее социальные функции. 59. Особенности медицинской этики. Медицинская деонтология: понятие, задачи, области проявления. 60. Проблема свободы и ответственности личности. Социальная и профессиональная ответственность врача. 61. Этапы развития медицинской этики. Клятва Гиппократа – первый медико-этический документ. 62. «Клятва врача России», ее содержание и нравственное значение. 63. Система взаимоотношений «врач – пациент» как основа медицинской профессиональной этики и деонтологии. Основные моральные модели взаимоотношения врача и пациента (патерналистская, техническая, коллегиальная, контрактная). 64. Врачебная тайна и врачебная ошибка как проблемы медицинской этики. Ятрогения: понятие, виды, причины. 65. Моральные аспекты проблем технизации и коммерциализации врачебной деятельности. Медицинская помощь и медицинская услуга. 66. Биоэтика как область познания и социальный институт. Причины возникновения биоэтики и ее междисциплинарный характер. 67. Основные принципы биоэтики («не навреди», «делай благо», принцип уважения автономии личности, принцип справедливости), их содержание и значение. 68. Основные правила биоэтики (правило добровольного информированного согласия, правило конфиденциальности, право на отказ от медицинского вмешательства, правило правдивости, правило неприкосновенности частной жизни), их содержание и значение. 69. Моральные проблемы медицинских вмешательств в репродукцию человека (проблемы аборта, искусственного оплодотворения, «суррогатного материнства» и др.). 70. Смерть и умирание как проблема биоэтики. Моральные аспекты проблемы эвтаназии.
Зав.кафедрой Т.А.Ковелина
|
|||
|