Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Понятие, виды и порядок проведения экологического надзора и контроля




3) Понятие, виды и порядок проведения экологического надзора и контроля


Экологический надзор - осуществляется уполномоченными государственными органами, которые контролируют соблюдение экологических требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями

Виды:

государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

государственный земельный надзор;

государственный надзор в области обращения с отходами;

государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;

 

государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;

государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;

государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;

федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану);

федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

федеральный государственный охотничий надзор;

государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.

Порядок проведения:

Федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют и осуществляют региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов, указанных в пункте 6 настоящей статьи.

При осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется только федеральный государственный экологический надзор.

Случае, если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный экологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, плановые проверки не проводятся.

Особенности организации и проведения внеплановых выездных проверок осуществления юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Экологический контроль представляет вид государственного управления в сфере экологического права, реализующийся в комплексе мер, направленных на соблюдение общеобязательных норм и правил путем применения норм властного принуждения.

Виды экологического контроля нашли свое отражение в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:

Государственный экологический контроль. Осуществляется уполномоченными государственными органами и обеспечивается мерами властного принуждения в случае нарушения норм по охране природной среды;

Общественный экологический контроль. Осуществляется некоммерческими организациями, гражданами и их объединениями. Указанные субъекты по итогам общественного контроля имеют право направить в государственные и муниципальные органы свои предложения по устранению нарушений правил охраны природного мира, которые являются обязательными для рассмотрения.

Производственный экологический контроль. Осуществляется организациями и предпринимателями в ходе хозяйственной деятельности путем разработки и утверждения программы производственного экологического контроля в отношении каждого объекта природной среды, получающего негативное воздействие в процессе производства.

Также экологический контроль можно разделить по отдельным видам в зависимости от стадии контроля:

Предупредительный экологический контроль. Происходит на стадии подготовки к осуществлению хозяйственной деятельности (согласование, проектирование, получение разрешений на допустимый вред окружающей среде и т.д.). Позволяет предусмотреть профилактические меры для недопущения причинения вреда объектам природного мира, а также предотвратить потенциально опасную экологическую деятельность на стадии согласования.

Текущий экологический контроль. Осуществляется в рамках текущей хозяйственной деятельности и состоит в контроле за хозяйствующими субъектами. Такой контроль заключается в запросе документальной информации, выездных проверках и инспекциях.

Последующий экологический контроль. Заключается в сборе информации по итогам хозяйственной деятельности, ее обобщении и систематизации с целью дальнейшего регулирования природоохранных мероприятий.

 

Порядок проведения:

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

с одной стороны, окружающая среда (ее компоненты)

с другой — деятельность органов государственной власти, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан по соблюдению экологических правил и нормативов.

Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права.

Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований.

Функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды - экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, то есть обеспечение исполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой самостоятельную, целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для процедуры, на основе специальных правовых норм и направленную на решение своих задач.

Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности - контроль и надзор.

Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в постоянном и систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью неподчиненных им органов лиц с целью выявления и пресечения нарушений экологического законодательства.

Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.

предупредительная;

информационная;

карательная.

 

Предупредительная функция заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке исполнения ими правовых экологических требований, самостоятельно проявляют активность в исполнении требований законодательства и предупреждении нарушений.

Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов.

Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций.

Виды экологического контроля (в зависимости от субъекта и сферы действия контроля):

государственный;

ведомственный;

муниципальный;

производственный;

общественный.

Иначе, задачами экологического контроля являются обеспечение органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечение экологической безопасности.

Задачей государственного экологического контроля является проверка и обеспечение исполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.

Существенной особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется от имени государства. Осуществляемый в рамках экологической функции государства, государственный контроль в данной сфере в значительной мере определяет эффективность данной функции. Потенциально государственный экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления экологической функции государства может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов - прокуратуры и суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются меры административного пресечения (приостановление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф и др.), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия).

 

Формы государственного экологического контроля:

предупредительный;

текущий.

Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стадиях ее планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию. Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.Соответственно подразделению органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды на органы общей и специальной компетенции государственный экологический контроль можно подразделить на общий и специальный.

Общий экологический контроль осуществляется органами общей компетенции, специальный - органами специальной компетенции. Подразделение государственного экологического контроля на общий и специальный предопределяет специфику форм и способов его проведения.

Принципы государственного экологического контроля:

открытость и доступность;

законность;

периодичность и оперативность;

объективность;

разделение хозяйственных и контрольных функций (функция проведения специального государственного экологического контроля не может возлагаться органы, эксплуатирующие природные ресурсы);

возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный законодательством.

 

4) Рассчитайте размер причиненного ущерба и определите вид юридической ответственности (с указанием статьи или статей соответствующего нормативного правового акта):


- Физическое лицо находилось в общедоступных охотничьих угодьях, совершило отстрел лося, не имея разрешения на добычу этого вида охотничьего ресурса.


 

- Физическое лицо, находясь на территории государственного природного заказника, отловило двух кабанов, самку и самца.


 

- При проведении обществом с ограниченной ответственностью работ по ремонту подземного газопровода погибла сибирская косуля, попавшая в выкопанный и ничем не огороженный котлован на территории ремонтных работ.


 

- Физическое лицо, управляя принадлежащим ему транспортным

средством, сбило пятнистого оленя, переходившего автомобильную дорогу. Умысла физического лица в уничтожении пятнистого оленя не было.

 

 

 

5) Приведите примеры для заполнения таблицы, опираясь на действующие нормативные правовые акты:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.