Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Инклюзия в высшем образовании»



Доклад

на тему

«Инклюзия в высшем образовании»

Современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе:

– потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии;

– с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность); – потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность);

 – потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность) .

Включение лиц с особыми образовательными потребностями (лиц с инвалидностью, лиц с ограниченными возможностями здоровья, лиц с особенностями развития) в образовательный процесс в высших учебных заведениях, а также в школах общего типа – это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании.

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. Include-заключаю, включаю, вовлекаю) – один из процессов трансформации общего образования, который ориентирован на формирование условий доступности образования для всех в том числе людей с ограниченными возможностями здоровья, основанный на понимании того, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.

Законодательство Российской Федерации предусматривает принцип равных прав на образование для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, а именно:

 – Конвенцией ООН «О правах инвалидов». – Конституцией Российской Федерации.

 – Федеральным законом «Об образовании в Российской Феде- рации».

– Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

– Конвенцией о правах ребенка.

– Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Получение высшего образования лицами данной категории является одним из основных и обязательных условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах трудовой и социальной деятельности, способствует комплексной реабилитации, которая обеспечивает полную независимость и финансовую самостоятельность людей с ОВЗ.

Сравнительно небольшое количество вузов в Российской Федерации ориентировано на обучение лиц с особенностями развития и в настоящее время, по статистическим данным, в подобных образовательных учреждениях обучаются около 4% студентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью. В основном это лица с сенсорными и двигательными нарушениями.

Важной проблемой в нашей стране также является трудоустройство лиц с инвалидностью. По статистическим данным в Российской Федерации проживает около 10 миллионов инвалидов. Постоянную работу имеют только 13–15% из них. При этом инвалиды, освоившие программы высшего профессионального интегрированного образования, имеют занятость, не превышающую 60%. Несовершенство законодательства по трудоустройству лиц с инвалидностью, приоритеты рыночной экономики и работодателей препятствуют устройству данной категории граждан на работу, что сказывается на возможности иметь хороший и стабильный заработок.

Как известно, для обучения студентов с особыми образовательными потребностями высшим учебным заведениям необходимо иметь соответствующие технические средства, повышающих степень наглядности, наиболее полно отвечающим учебным запросам данных обучающихся. В современных условиях образовательный процесс в учебных заведениях проводится с использованием визуальных, аудио и информационно-коммуникативных технических средств. Также в высших учебных заведениях Российской Федерации внедряются специальные средства обучения для лиц с ОВЗ и инвалидностью, и создаются новые формы организации учебного процесса для создания условий по обучению лиц с различными видами физических отклонений.

Ориентированность высших учебных заведений на выпуск и размещение учебников и пособий для лиц с особыми образовательными потребностями является важным фактором создания совместной образовательной среды и доступности образования.

Следует подчеркнуть, что недостаточное финансирование инклюзивного образования в вузах препятствует возможности приобретения и применения технических средств и возможности разработки новых аппаратов.

Вузы, выбравшие путь инклюзивной практики обучения, должны обращать внимание на значимость барьера физической недоступности окружающей среды для ученика с особыми образовательными потребностями (например, отсутствие пандусов и лифтов, недоступность транспорта, отсутствие звуковых светофоров на переходе через дорогу по пути в вуз и т. д.).

Педагоги и сотрудники высших учебных заведений должны уметь квалифицировано оказать образовательную поддержку, объяснять учебный материал и установить контакт со студентом с инвалидностью в образовательном процессе. Однако в настоящий период некоторые педагоги не имеют полностью сформированных компетенций для работы с учащимися, имеющими отклонения в развитии. Для подготовки профессорско-преподавательского состава разрабатываются различные курсы по приобретению знаний и формированию навыков работы со студентами с особыми образовательными потребностями.

На современном этапе внедрения инклюзивного образования в вузы нашей страны особенно важно учитывать психологические особенности студентов с инвалидностью и препятствия, возникающие при совместном обучении данной категории обучающихся с другими категориями. При поступлении лица с ОВЗ в высшее учебное заведение важен процесс адаптации, который может осуществляться в разных формах: включение студентов данной категории в различные культурные программы и мероприятия, проведение экскурсий, круглых столов, создание клубов для общения студентов с инвалидностью и другие. Стоит отметить, что в настоящее время специальные условия и программы для адаптации студентов с ОВЗ и инвалидностью в вузах практически не созданы, и студенты вынуждены сами преодолевать социальные и коммуникативные барьеры и привыкать к образовательной среде.

Важным компонентом современной образовательной среды являются взаимоотношения внутри студенческого коллектива; восприятие лиц с инвалидностью неоднозначно, что связанно с культурой коллектива, зрелостью студентов, отношением педагогов и общества. Поэтому необходимо проводить просветительскую работу с учащимися по вопросам совместного обучения и оказания поддержки однокурсникам с особыми потребностями, проводить социальную рекламу инклюзивного образования, которая помогает проиллюстрировать его основные принципы.

Итак, рассмотрев особенности реализации инклюзивного образования в системе высшего образования России, можно сделать следующие выводы о его современном состоянии:

1.Разработанность нормативно-правовой базы инклюзивного образования. В частности, в Федеральном Законе «Об образовании в РФ» дано точное определение данного направления и обозначена область его применения, что способствует внедрению инклюзии в учебные организации всех уровней.

2. Полное или частичное отсутствие материально-технических условий для беспрепятственного передвижения и эффективного обучения лиц с ОВЗ.

3. Фрагментарный охват потребностей студентов с инвалидностью, что, в частности, связано с неполным учетом их численности в вузах.

4. Недостаточность использования средств электронного обучения и специальных технических средств организации учебного процесса (мультимедийных устройств, слуховых аппаратов, учебники на языке Брайля и др.) ввиду недостаточного финансирования инклюзивного образования в вузах.

5. Отсутствие в вузах страны необходимого проектирования и своевременного переустройства зданий с учетом мобильных потребностей студентов с различными нарушениями, в том числе обеспеченность пандусами, лифтами, расширение дверных проемов и т. д.

6. Недостаточность финансирования со стороны государства программ социального обеспечения и поддержки студента с особыми образовательными потребностями.

7. Отсутствие необходимой подготовки педагогов и сотрудников вузов для эффективного взаимодействия со студентами данной категории.

8. Отсутствие или недостаточность просветительской работы, направленной на формирование лояльного восприятия лиц с отклонениями и толерантного отношения к ним.

Таким образом, в вузах на современном этапе развития российской системы образования ведется серьезная работа по разработке научных аспектов инклюзивного образования, проводятся региональные, всероссийские и международные конференции и круглые столы, издаются научные публикации разного уровня, посвященные рассмотрению данной проблемы. Также стоит отметить, что в некоторых вузах страны действительно создаются реальные условия для получения образовательных услуг студентами с ОВЗ, что отвечает новой образовательной стратегии равенства для всех обучающихся. И хотя в нашей стране инклюзивное образование развивается с определенным отставанием от государств Европы и Америки, но при этом имеется возможность детального анализа опыта других стран, выявления позитивных черт инклюзии и их дальнейшей адаптации к условиям российской системы образования.

 

 

Список литературы:

1. Волкова В. В., Михальчи Е. В. Исследование педагогических условий реализации инклюзивного образования в вузах // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 2. С. 5–15.

3. Межвузовское исследование «Студенты-инвалиды в россий- ских вузах»: сайт Российского союза ректоров [Электронный ресурс]. URL: www.rsr-online.ru.

4. Очкалова А. А., Донгаузер Е. В. Инклюзивное образование в России: реальность и перспективы // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. Екатеринбург: УрГПУ, 2014. С. 122–124.

9. Частухина С. А., Донгаузер Е. В. Инклюзивное образование в современных российских школах: проблемы и возможности развития // Современные проблемы социо-гуманитарного образования: сборник студенческих статей / под ред. Т. С. Дороховой, Е. В. Донгаузер. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2016. С. 159–164



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.