Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Структура и механизмы



 

Первые шаги к межгосударственному сотрудничеству в Юго-Восточной Азии можно было обнаружить еще во времена холодной войны, но тогда оно носило ярко выраженный военно-политический характер и сводилось к участию в глобальном противостоянии двух систем, например, в составе такого одиозного блока, как СЕАТО (договорная Организация стран Юго-Восточной Азии). Попытки межгосударственных объединений на экономической основе носили подчиненный характер и не могли претендовать на самостоятельную роль в международных отношениях (например, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии). В этом отношении ситуация, возникшая в преддверии периода разрядки АСЕАН, была более удачной.

Ассоциация была создана решением конференции министров иностранных дел Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин 8 августа 1967 года в Бангкоке. В принятой декларации АСЕАН были поставлены следующие цели:

-ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса стран Юго-Восточной Азии (СЭО);

-укрепление мира и региональной стабильности;

- расширение активного сотрудничества и взаимопомощи в области экономики, культуры, науки, техники и подготовки кадров;;

- развитие более эффективного сотрудничества в области промышленности и сельского хозяйства;

- расширение взаимной торговли и повышение уровня жизни граждан стран-участниц;

- налаживание тесного и взаимовыгодного сотрудничества с другими международными и региональными организациями.

В декларации отмечается, что АСЕАН открыта для всех стран Юго-Восточной Азии, которые признают ее принципы, цели и задачи. Этот документ закрепил статус ежегодной конференции министров иностранных дел как главного рабочего органа АСЕАН, который уполномочен принимать решения по реализации Декларации, обсуждать фундаментальные проблемы деятельности Ассоциации, а также принимать решения о приеме новых членов.

Важным шагом в политическом развитии АСЕАН стало принятие в ноябре 1971 года Куала-Лумпурской декларации о зоне мира, свободы и нейтралитета в Юго-Восточной Азии. Она заявила, что нейтрализация этого региона является "желательной целью", что все участвующие страны приложат необходимые усилия для обеспечения признания и уважения региона Юго-Восточной Азии как зоны, отвергающей внешнее вмешательство.

Окончание Второй Индокитайской войны весной 1975 года дало мощный импульс развитию правовой и организационной базы АСЕАН. На первом саммите АСЕАН в Бали (Индонезия) были одобрены договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларация о согласии. Договор, в частности, предусматривал, что партнеры АСЕАН будут прилагать усилия для разрешения своих взаимных противоречий мирным путем в интересах укрепления мира в регионе, отказа от угрозы применения силы и разрешения всех споров путем дружественных переговоров. Текст договора отражает идею превращения Юго-Восточной Азии в зону мира, свободы и нейтралитета.

В организационном плане балийского саммита было решено создать постоянный секретариат АСЕАН и назначить генерального секретаря на ротационной основе. Первым генеральным секретарем был индонезийский дипломат Хартоно скаковая лошадь.

Из-за особой сложности этой проблемы только в 1995 году государства-участники смогли подписать договор о создании зоны, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии (Юго-восточноазиатская ядерная зона). Однако его практическое вступление в силу требует подписания всеми ядерными державами отдельного протокола к Договору.

В 1994 году в рамках превентивной дипломатии по инициативе АСЕАН был создан механизм регионального форума АСЕАН (АРФ). Его задача-обеспечить бесконфликтное развитие ситуации как в Юго-Восточной Азии, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) путем диалога и консультаций. В ежегодных заседаниях АРФ принимают участие страны АСЕАН и их партнеры по внерегиональному диалогу, в том числе Россия, США, Китай, Япония и др. участники АРФ стремятся перейти от реализации мер укрепления доверия через превентивную дипломатию к созданию надежной системы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Учитывая особую сложность и потенциальную взрывоопасность ситуации в Южно-Китайском море, где территориальные претензии шести прибрежных государств и территорий (Брунея, Вьетнама, Китая, Малайзии, Тайваня и Филиппин) сталкиваются и пересекаются, страны АСЕАН приняли Манильскую декларацию в 1992 году. Он призвал все заинтересованные стороны ограничиться мирными средствами в решении спорных вопросов, а также избегать действий по милитаризации островов, расположенных в Южно-Китайском море (ЮКМ), и начать совместную разработку их ресурсов. В июле 1996 года на конференции министров иностранных дел стран АСЕАН в Джакарте была выдвинута идея принятия в Юки "регионального кодекса поведения", который послужил бы основой для укрепления взаимопонимания в регионе.

Ежегодные постминистерские встречи с представителями региональных партнеров по схеме "10 + 1", то есть АСЕАНОВСКАЯ" десятка " плюс один из партнеров, стали регулярными. Ежегодными мероприятиями АСЕАН являются следующие: конференция министров иностранных дел стран АСЕАН, заседание АРФ и встречи по вопросам постминистерского диалога с нерегиональными партнерами.

Структура и механизмы

Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящим и координационным механизмом являются регулярные встречи министров иностранных дел. Нынешнее руководство Ассоциацией осуществляет постоянный комитет во главе с министром иностранных дел страны, являющейся действующим председателем АСЕАН, которые заменяются в алфавитном порядке (в настоящее время – Сингапур). Секретариат АСЕАН, возглавляемый генеральным секретарем, действует в Джакарте. Генеральный секретарь АСЕАН назначается сроком на пять лет. В 2003-2007 годах этот пост занимал сингапурец Онг Кенг Ен, который 1 января 2008 года был заменен бывшим министром иностранных дел Таиланда С. Питсуваном еще на один пятилетний срок. Члены секретариата АСЕАН отбираются на основе открытого конкурса по всему региону.

В АСЕАН действуют 11 специализированных комитетов, и ежегодно проводится более 300 мероприятий, в том числе встречи министров экономики и торговли, руководителей правоохранительных органов и т.д.

Каждый год конференции министров АСЕАН служат форумом для обмена мнениями по вопросам безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе между АСЕАН и ее партнерами по диалогу (Австралия, Канада, Европейский союз, Япония, Новая Зеландия, Южная Корея и Соединенные Штаты Америки).

В целях содействия превентивной дипломатии в 1993 году был учрежден региональный форум АСЕАН (АРФ)-Консультативная ассамблея с участием многих заинтересованных сторон. В настоящее время она включает в себя членов АСЕАН, партнеров по диалогу, Папуа-Новую Гвинею в качестве наблюдателя и двух консультативных партнеров-Китай и Россию. Первое совещание АРФ в июле 1994 года и второе в августе 1995 года определили трехсторонний подход к сотрудничеству в области безопасности: укрепление доверия, развитие превентивной дипломатии и разработка подходов к урегулированию конфликтов.

Для поддержки международных отношений АСЕАН создала комитеты, состоящие из глав дипломатических миссий, расположенных в экономических и политических центрах мира: Брюсселе, Лондоне, Париже, Вашингтоне, Токио, Канберре, Оттаве, Веллингтоне, Женеве, Сеуле, Нью-Дели, Нью-Йорке, Пекине, Москве, Исламабаде.

У АСЕАН есть свои вооруженные силы-Военно-Морской Флот, который проводит совместные учения. В 1994 году 27-я Конференция министров иностранных дел стран АСЕАН приняла флаг АСЕАН.

В 2007 году были проведены два саммита АСЕАН – XII саммит Себу. На XII саммите участники саммита пришли к соглашению:

1) содействовать социально-экономическому развитию всех групп населения, включая мигрантов.

2) противостоять террористическому вызову; активно содействовать освобождению Корейского полуострова от ядерного оружия.

3) развивать энергетическое сотрудничество в рамках АСЕАН, включая создание единой энергетической системы и строительство транс-асеановского газопровода.

XIII саммит АСЕАН совпал с 40-летием Организации. На саммите обсуждались вопросы энергетики, экологии, изменения климата и устойчивого развития. Саммит утвердил нового генерального секретаря АСЕАН Сурина Питсувана, бывшего министра иностранных дел Таиланда.

В последние годы в АСЕАН все чаще звучат призывы к отходу от некоторых основополагающих принципов ассоциации. В частности, Таиланд при активной поддержке Филиппин выступает за снятие "табу "на обсуждение внутриполитических проблем отдельных членов" десятки", затрагивающих интересы всей группы (так называемое "конструктивное вмешательство"). Под давлением таких настроений на Манильском саммите АСЕАН (1999 г.) было принято решение о создании "тройки" АСЕАН для содействия решению внутриполитических проблем стран-членов.

Участники обязались постепенно предоставлять всем иностранным инвесторам национальный режим (до 2010 года-инвесторам АСЕАН, к 2020 году-всем инвесторам из третьих стран). Странам, инвестирующим в производство, немедленно предоставляется национальный режим.

Исходя из различных уровней развития государств - членов АСЕАН , рамочное соглашение изначально предусматривало постепенное сокращение перечня временных исключений и полную его ликвидацию для Брунея, Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда до 2010 года, Вьетнама - до 2013 года, Лаоса и Мьянмы-до 2015 года.Однако на своем первом заседании в марте 1999 года Совет АИА исключил эти списки в 2003 году.

В дополнение к этим мерам страны АСЕАН в рамках рамочного соглашения обязались предоставить инвесторам пакет налоговых льгот, изложенных в "ханойском плане действий" в 1998 году. К ним прежде всего относится временное освобождение от уплаты налога на прибыль, беспошлинный ввоз капитального оборудования, упрощение таможенных процедур, право на найм иностранного персонала, минимальный срок аренды земли под промышленные цели на 30 лет и др.

Все это показало, что страны АСЕАН, несмотря на лоббирование некоторых заинтересованных в сохранении своего монопольного положения представителей национального капитала, намерены последовательно продвигаться по пути успешного завершения создания зоны инвестиций. Важно отметить, что после паники 1997 года уже началось возвращение многих инвесторов в ЮВА. На этой основе, а также благодаря мерам по ограничению движения “горячих денег”.

Руководящим органом зоны инвестиций АСЕАН является Совет, включающий министров, в компетенцию которых входят вопросы регулирования инвестиций в странах Ассоциации. В заседании Совета также принимают участие главы национальных инвестиционных агентств. Основным рабочим органом АИА является созданный Советом Координационный комитет по инвестициям. Функции Секретариата Совета и Координационного комитета выполняет Секретариат АСЕАН.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.