|
|||
Административная реформа и современная система федеральных органов исполнительной власти.3)Административная реформа и современная система федеральных органов исполнительной власти. Под административной реформой понимаются, на первый взгляд, сходные и взаимосвязанные, но все же разные преобразования в отдельных сферах государственного управления. Можно выделить как минимум несколько типичных представлений о содержании административной реформы: -модернизация государственной власти, включающая в себя реформу законодательной, исполнительной и судебной власти; -реформа административно-территориального устройства государства; -разграничение полномочий и предметов ведения между федеральной, региональной и муниципальной властью; -реформа государственной службы; -реформа функций и структуры исполнительной власти. Первые два направления не входят в содержание административной реформы. Они не нацелены на радикальный пересмотр функций исполнительной, законодательной и судебной власти и касаются, в частности, совершенствования процедур реализации имеющихся функций судебной власти, приведения в соответствие с ними судебной системы, а для законодательной власти в большей степени связаны с изменением порядка формирования представительных органов власти – избрание членов Совета Федерации или формирование Государственной Думы и региональных представительных органов власти по смешанному (пропорциональному и мажоритарному) принципу. Изменение административно-территориального устройства, которое на данной стадии в основном связано с объединением субъектов РФ, не затрагивает полномочий органов государственной власти субъектов РФ как таковых, а лишь приводит к закреплению функций, осуществляемых исполнительной властью двух регионов, за органами исполнительной власти объединенного субъекта РФ. Оставшиеся три направления и составляют административную реформу в широком смысле. Основным содержанием разграничения полномочий и предметов ведения между федеральной, региональной и муниципальной властью является закрепление за каждым уровнем власти четких функций, обеспеченных финансовыми ресурсами, исходя из принципа субсидиарности, т. е. закрепления функции за минимально необходимым уровнем власти. Одна из главных проблем этой части реформы, имеющей значение для успеха административной реформы в целом, состоит в том, что она производна от определения функций, остающихся за государством и за исполнительной властью на всехуровнях. Поэтому произведенное законом разграничение полномочий между федеральной, региональной и муниципальной властью нельзя рассматривать как окончательное, и оно будет пересмотрено после определения необходимых функций государства.
Реформа государственной службы состоит в пересмотре статуса государственных служащих и порядка прохождения ими государственной службы с целью сделать государство конкурентоспособным работодателем, а государственных служащих – эффективными исполнителями функций государства – в этом ее основное значение для административной реформы. Реформа функций и структуры исполнительной власти представляет собой административную реформу в собственном смысле слова. Она состоит из двух частей: оперативной и институциональной. Оперативная составляющая заключается в отказе от избыточных функций, совершенствовании порядка реализации необходимых государственных функций, построении системы и структуры исполнительной власти, соответствующей новым функциям, исключающим между ними конфликт интересов. Институциональная часть реформы состоит в создании механизмов предотвращения появления новых избыточных функций, закреплении процедур выполнения необходимых функций, обеспечении информационной открытости власти, закреплении стандартов качества оказания государственных услуг. Таким образом, административная реформа в узком смысле может быть определена как процесс пересмотра функций исполнительной власти, закрепления необходимых и упразднения избыточных функций, создания адекватной функциям структуры и системы исполнительной власти, а также институциональных изменений в системе государственного управления. Целью является создание системы эффективного исполнения государственных функций, обеспечивающей высокие темпы экономического роста и общественного развития. Система федеральных органов исполнительной власти Система ФОИВ — это совокупность государственных органов, взаимосвязанных и взаимозависимых, образующих целостное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Система ФОИВ основана на принципе федерализма и административно-территориального деления, и в пределах ведения и полномочий Российской Федерации и по предметам их совместного ведения с субъектами Российской Федерации представляет собой единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (п. 2 ст. 77 Конституции РФ). Государство как социальная система реализует множество функций по обеспечению динамической устойчивости и суверенитета своего существования как по отношению к внешней среде (другим государствам), так и к регуляции отношений между гражданами (организациями) и государственными структурами. При реализации своих функций государство как целостная система может выступать в различных формах. Например, как субъект международного сообщества; как форма объединения людей на определенной территории посредством юридической связи (гражданства); как выразитель и гарант общих интересов и целей; как средство или механизм легитимного принуждения в интересах общей воли граждан; как специфическая форма самоуправления в обществе и др.
Исполнительная власть как одна из ветвей государственной власти оперативно и повседневно реализует по предметам ведения и в объеме своих полномочий наибольший объем функций и задач государственного управления. В систему федеральных органов исполнительной власти, утвержденную указом Президента РФ от 14.08.1996 г. № 1176 входят: министерства Российской Федерации, Государственные комитеты РФ, Федеральные комиссии России, Федеральные службы России, Российские агентства, Федеральные надзоры России, Федеральные комиссии, а также иные Федеральные органы исполнительной власти при Президенте РФ. Министерство РФ — федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр России (федеральный министр). Государственный комитет РФ, Федеральная комиссия России — федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет РФ, Федеральную комиссию России возглавляют соответственно председатель Государственного комитета РФ, председатель Федеральной комиссии России. Федеральная служба России, Российское агентство, Федеральный надзор России— федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор) Федеральной службы России, Российское агентство — генеральный директор Российского агентства, Федеральный надзор России — начальник Федерального надзора России. Создание ФОИВ, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом России по предложению Председателя Правительства России. Положения о ФОИВ, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ, утверждаются указом Президента РФ, а положение о других федеральных органах исполнительной власти утверждается постановлением Правительства России. Предельная численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти утверждаются Правительством РФ. Федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности указом Президента РФ по предложению Председателя Правительства РФ.
Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ, если иное не установлено федеральными конституционными законами и федеральными законами. Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке. Система органов исполнительной власти основана на принципе федерализма и административно-территориального деления, что нашло отражение в Конституции РФ, конституциях республик в составе России, уставах субъектов РФ, федеральных законах и законах субъектов РФ. В соответствии с принципом система органов исполнительной власти включает два уровня: - федеральные органы исполнительной власти РФ; - органы исполнительной власти субъектов РФ (республик в составе России, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов). Являясь единой системой исполнительной власти в РФ, эти органы призваны, в пределах своих полномочий, решать основные социально-экономические задачи, защищать основные права и свободы граждан, обеспечивать общественный порядок и безопасность граждан. Особое положение у нас занимает институт президентуры, что, в конечном счете, существенно отражается на разрешении многих экономических и организационно-правовых проблем не только на теоретическом, но и на практическом уровне. Некоторые авторы, например, Коренев А.П. относит Президента РФ к федеральным органам исполнительной власти. Алехин А.П. по удельному весу полномочий и их характеру считает его «особым субъектом исполнительной власти». Правовой статус Президента России как главы государства, согласующего действия трех самостоятельных ветвей власти и как де-факто высшее должностное лицо исполнительной власти (отменяет постановление Правительства РФ и отправляет его в отставку, имеет право председательствовать на заседании Правительства РФ), требует конституционного разрешения его взаимоотношений с Правительством России, что не нашло четкого правового закрепления в ФКЗ «О Правительстве РФ», принятом 17.12. 1997 г., в ред. 31.12.1997 г.
4)Система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на примере одного субъекта Российской Федерации – на выбор студента) Система исполнительной государственной власти Санкт-Петербурга - Администрация Санкт-Петербурга - включает в себя высшее должностное лицо Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга, высший исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга - Правительство Санкт-Петербурга, иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга. Систему органов исполнительной власти Санкт-Петербурга образуют:
Правительство Санкт-Петербурга - высший исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, возглавляемый высшим должностным лицом Санкт-Петербурга - Губернатором Санкт-Петербурга; иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, возглавляемые Правительством Санкт-Петербурга: Администрация Губернатора Санкт-Петербурга, комитеты Санкт-Петербурга, главные управления Санкт-Петербурга, управления Санкт-Петербурга, инспекции Санкт-Петербурга, комиссии Санкт-Петербурга, палаты Санкт-Петербурга, администрации районов Санкт-Петербурга. В настоящем законе термины "исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга" и "органы исполнительной власти Санкт-Петербурга" употребляются в одном значении. Органы исполнительной власти Санкт-Петербурга осуществляют свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Устава Санкт-Петербурга, законов Санкт-Петербурга и иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга. Органы исполнительной власти Санкт-Петербурга в своей деятельности руководствуются следующими принципами: 1) государственная и территориальная целостность Российской Федерации; 2) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию; 3) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; 4) единство системы государственной власти; 5) разделение государственной власти на законодательствую, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти Санкт-Петербурга либо должностного лица; 6) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Санкт-Петербурга; 7) самостоятельное осуществление органами государственной власти Санкт-Петербурга принадлежащих им полномочий; 8) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге. Орган исполнительной власти Санкт-Петербурга обладает правами юридического лица, имеет счета в банках, печать с изображением герба Российской Федерации и печать с изображением герба Санкт-Петербурга, штампы и бланки с изображением герба Санкт-Петербурга и своим наименованием.
Правительство Санкт-Петербурга является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга. Высшее должностное лицо Санкт-Петербурга - Губернатор Санкт-Петербурга формирует и возглавляет Правительство Санкт-Петербурга. Перечень иных органов исполнительной власти Санкт-Петербурга определяется Губернатором Санкт-Петербурга в соответствии с его полномочиями, установленными Уставом Санкт-Петербурга. Правительство Санкт-Петербурга формирует и возглавляет иные органы исполнительной власти Санкт-Петербурга. Администрация Губернатора Санкт-Петербурга является органом исполнительной власти Санкт-Петербурга, осуществляющим организационное, правовое, информационное и материально-техническое обеспечение деятельности Губернатора Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга, а также координацию работы иных органов исполнительной власти Санкт-Петербурга в целях обеспечения деятельности Губернатора Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга. Администрацию Губернатора Санкт-Петербурга возглавляет вице-губернатор Санкт-Петербурга - руководитель Администрации Губернатора Санкт-Петербурга. Комитет Санкт-Петербурга является отраслевым (или межотраслевым) органом исполнительной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим управление в установленной сфере деятельности (нескольких сферах деятельности), а также координацию деятельности в этой сфере (нескольких сферах деятельности) иных органов исполнительной власти Санкт-Петербурга. Комитет Санкт-Петербурга возглавляет председатель комитета Санкт-Петербурга. Главное управление, управление, комиссия, инспекция, палата Санкт-Петербурга являются функциональными органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, осуществляющими на основе единоначалия государственные специальные (исполнительные, разрешительные, контрольные, надзорные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения. Главное управление, управление, инспекцию Санкт-Петербурга возглавляют соответственно начальник главного управления, начальник управления, начальник инспекции Санкт-Петербурга; комиссию, палату Санкт-Петербурга возглавляют соответственно председатель комиссии, председатель палаты Санкт-Петербурга. Главное управление создается при наличии у функционального органа исполнительной власти Санкт-Петербурга структурных подразделений в административных районах Санкт-Петербурга. Администрация района Санкт-Петербурга является территориальным органом исполнительной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга. Администрацию района Санкт-Петербурга возглавляет глава администрации района Санкт-Петербурга.
Права должностных лиц, указанных в статьях 6, 7, 8, 9 настоящего Закона Санкт-Петербурга, определяются в установленном федеральными законами и законами Санкт-Петербурга порядке в соответствии с их должностями. Не допускается приравнение должностей указанных должностных лиц к более высоким должностям в форме наделения их правами по этим должностям.
|
|||
|