|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа № 4. Современный экологический кризисПрактическая работа № 4. Современный экологический кризис
Цель работы:выявление причин современного кризисного состояния природной среды, поиск путей решения экологических проблем разного уровня.
Задание: 1. Понятие об экологических кризисах, экологических революциях и экологических катастрофах. Пояснить на примерах сходства и различия понятий. 2. Особенности современного экологического кризиса. 3. Характеристика глобальных экологических проблем: а) понятие о демографическом взрыве; б) краткая характеристика проблемы уменьшения пахотных угодий; в) понятие о парниковом эффекте; г) сущность проблемы разрушения озонового экрана; д) понятие о кислотных осадках. 4. Пути преодоления современного экологического кризиса: а) устойчивое развитие цивилизации; б) формирование ноосферы на Земле; в) отказ от примата потребительства; г) экономия природных ресурсов и использование новых технологий. 5. Почему экологический кризис называют обратной стороной НТР? Порядок выполнения: 1. Заполнить таблицы к практическому заданию. 2. Проанализировать причины экологических кризисов в истории развития общества и основные направления выхода. 3. Ответить на контрольные вопросы для самопроверки. 4. Подготовить выступления с докладами по глобальным экологическим проблемам.
Форма отчетности: отчет по практической работе на листах формата А4 в печатной форме; доклад на листах формата А4 в печатной форме; защита практической работы в форме собеседования с преподавателем на основе контрольных вопросов для самопроверки. Задания для самостоятельной работы: 1. Дать определения понятиям «экологический кризис», «экологическая революция», «экологическая катастрофа», привести примеры сходства и различия этих понятий. 2. Заполнить таблицы. 3. Составить глоссарий основных терминов. 4. Подготовить ответы на контрольные вопросы для самопроверки. 5. Подготовить доклады по теме занятия.
Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию: 1. Составить глоссарий основных терминов – проблема, экологическая проблема, глобальные экологические проблемы, экологическая ситуация, экологический кризис, экологическая революция, экологическая катастрофа, консумеризм, окружающая среда, экологический императив, космоцентризм, ноосфера, коэволюция, экологическая безопасность. 2. Отчет по практической работе должен содержать: определение понятий «экологический кризис», «экологическая революция», «экологическая катастрофа», примеры сходства и различия этих понятий; заполненную таблицу-схему, характеризующую современные экологические проблемы разного масштаба; глоссарий и таблицу 1 «Глобальные экологические кризисы».
Таблица 1 Глобальные экологические кризисы
Материал для изучения на практическом занятии. Современной наукой доказано, что биота сама способна регулировать и стабилизировать окружающую среду. Реагируя на внешние возмущения сильными обратными связями (что аналогично действию принципа Ла Шателье – Брауна в термодинамике), биота возвращает окружающую среду к прежнему состоянию. При этом такая реакция биоты возможна только до определенного предела. Состояние окружающей среды можно оценить по двум показателям: 1) Экологическая катастрофа – необратимый процесс изменения состояния окружающей среды, приводящий к гибели живых организмов. 2) Экологический кризис – это такая стадия взаимодействия между обществом и природой, на которой до предела обостряются противоречия между экономикой и экологией, а возможности сохранения потенциального гомеостаза, способности саморегуляции экосистем, в условиях антропогенного воздействия серьезно подорваны. Это обратимый процесс и при устранении источника вредного воздействия состояние окружающей среды приходит в норму. В целом, все возрастающее воздействие на биосферу и как следствие – резкое ухудшение качества среды обитания человека, состояния биоты и экосистем; одностороннее изменение концентрации биогенов (углерода, азота͵ фосфора) и нарушение их базовых циклов; нарушение экологической стабильности и нормального функционирования базовых систем жизнеобеспечения Земли – приводит к экологическому коллапсу, т. е. угрожающее жизни на Земле состоянию. Современный экологический кризис не первый в истории цивилизации, а пятый, самый глубокий. Первый кризис был в середине послеледникового периода около 50 тысяч лет назад. Это был кризис собирательства и примитивной охоты. Люди вышли из него, овладев технологией загонной охоты и огнем. Второй кризис возник в послеледниковый период около 10 тысяч лет назад, когда исчезла крупная мамонтовая фауна. Выход из этого кризиса был найден путем перехода к скотоводству и земледелию. Третий кризис предшествовал зарождению поливного земледелия. Он был скорее не глобальным, а региональным и закончился распространением богарного земледелия. Четвертый кризис совпал с массовым сведением лесов на дрова и под сельскохозяйственные угодья. Этот кризис завершился промышленной революцией и переходом к использованию ископаемого топлива. Современный кризис самый глубокий. Он начался в середине 20 века и его начало совпало с химизацией производства промышленно развитых стран. В результате хозяйственной деятельности человечества урон, наносимый биосфере в 10 раз, превосходит ее возможности по самовосстановлению, так как люди потребляют более 100% производимой биосферой продукции. Таблица 2 Причины современного экологического кризиса
Анализ экологической и социально-экономической обстановки в России позволяет выделить пять базовых направлений выхода России из экологического кризиса. При этом необходим комплексный подход: одновременное использование всех направлений: – первое направление – экологизация технологии: создание экологически чистой технологии, внедрение безотходных, малоотходных производств и др.; – второе направление – развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды; – третье направление – административно-правовое: применение мер административной и юридической ответственности за экологические правонарушения; – четвертое направление – эколого-просветительское: гармонизация экологического мышления, отказ от потребительского отношения к природе; – пятое направление – международно-правовое: гармонизация экологических международных отношений.
Основная литература 1. Прохоров Б. Б. Социальная экология: учебник / Б. Б. Прохоров. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2012. - 432 с. 2. Маринченко А.В. Экология: учебник / А.В. Маринченко. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. Дашков и Ко, 2016. - 304 с [Электронный ресурс]- //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452859
Дополнительная литература 3.Прохоров, Б. Б. Экология человека: терминологический словарь / Б. Б. Прохоров. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 476 с. 4.Павлов А. Н. Основы экологической культуры: учеб. пособие для вузов / А. Н. Павлов. - Санкт-Петербург: Политехника, 2004. - 334 с. 5.Боголюбов С. А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. А. Боголюбов, Е. А. Позднякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2016. - 398 с. Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Раскрыть причины обострения взаимоотношений человека и природы в современных условиях. 2. Познакомьтесь с наиболее известными концепциями, в которых предложены пути выхода из системного экологического кризиса. Какие из известных стратегий выживания человечества представляются вам наиболее реалистичными? Ответ обоснуйте. 3. Выбрать правильный вариант ответа: Устойчивое развитие человечества – это: 1) стабильность в жизни общества при медленном продвижении по пути прогресса; 2) прогресс и движение вперед, при котором удовлетворение потребностей нынешнего поколения должно происходить без лишения такой возможности будущих поколений; 3) совокупность запретов, нарушение которых приводит к деградации окружающей среды; 4) то же, что экоразвитие, т. е. экологически ориентированное социально-экономическое развитие, при котором рост благосостояния людей не сопровождается ухудшением состояния среды обитания и деградацией природных систем. 4. Прокомментируйте следующие выражения: 4.1 «Большие города до сих пор лишь паразиты биосферы, если рассматривать их с точки зрения того, что удачно названо «жизненными ресурсами» (вода, воздух, пища). Чем больше город, тем большего он требует от окружающей местности и тем больше опасность нанесения вреда «хозяину» – природной среде» (Ю. Одум). 4.2 «Всеобщее осознание того, что возможности окружающей среды в отношении ресурсов «жизненного пространства» взаимосвязаны, взаимозависимы и ограничены, произвело революционный переворот в наших умонастроениях» (Б. Коммонер).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|