Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическая работа № 4. Современный экологический кризис



Практическая работа № 4. Современный экологический кризис

 

Цель работы:выявление причин современного кризисного состояния природной среды, поиск путей решения экологических проблем разного уровня.

 

Задание:

1. Понятие об экологических кризисах, экологических революциях и экологических катастрофах. Пояснить на примерах сходства и различия понятий.

2. Особенности современного экологического кризиса.

3. Характеристика глобальных экологических проблем:

а) понятие о демографическом взрыве;

б) краткая характеристика проблемы уменьшения пахотных угодий;

в) понятие о парниковом эффекте;

г) сущность проблемы разрушения озонового экрана;

д) понятие о кислотных осадках.

4. Пути преодоления современного экологического кризиса:

а) устойчивое развитие цивилизации;

б) формирование ноосферы на Земле;

в) отказ от примата потребительства;

г) экономия природных ресурсов и использование новых технологий.

5. Почему экологический кризис называют обратной стороной НТР?

Порядок выполнения:

1. Заполнить таблицы к практическому заданию.

2. Проанализировать причины экологических кризисов в истории развития общества и основные направления выхода.

3. Ответить на контрольные вопросы для самопроверки.

4. Подготовить выступления с докладами по глобальным экологическим проблемам.

 

Форма отчетности:

отчет по практической работе на листах формата А4 в печатной форме; доклад на листах формата А4 в печатной форме; защита практической работы в форме собеседования с преподавателем на основе контрольных вопросов для самопроверки.

Задания для самостоятельной работы:

1. Дать определения понятиям «экологический кризис», «экологическая революция», «экологическая катастрофа», привести примеры сходства и различия этих понятий.

2. Заполнить таблицы.

3. Составить глоссарий основных терминов.

4. Подготовить ответы на контрольные вопросы для самопроверки.

5. Подготовить доклады по теме занятия.

 

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию:

1. Составить глоссарий основных терминов – проблема, экологическая проблема, глобальные экологические проблемы, экологическая ситуация, экологический кризис, экологическая революция, экологическая катастрофа, консумеризм, окружающая среда, экологический императив, космоцентризм, ноосфера, коэволюция, экологическая безопасность.

2. Отчет по практической работе должен содержать: определение понятий «экологический кризис», «экологическая революция», «экологическая катастрофа», примеры сходства и различия этих понятий; заполненную таблицу-схему, характеризующую современные экологические проблемы разного масштаба; глоссарий и таблицу 1 «Глобальные экологические кризисы».

 

Таблица 1

Глобальные экологические кризисы

 

Название кризисов Время наступления Причины возникновения Пути разрешения
Предантропогенный      
Обеднение ресурсов собирательства      
Кризис консументов      
Кризис примитивного поливного земледелия      
Кризис продуцентов      
Глобальное загрязнение окружающей среды (кризис редуцентов)      
Глобальный термодинамический кризис      

 

Материал для изучения на практическом занятии.

Современной наукой доказано, что биота сама способна регулировать и стабилизировать окружающую среду. Реагируя на внешние возмущения сильными обратными связями (что аналогично действию принципа Ла Шателье – Брауна в термодинамике), биота возвращает окружающую среду к прежнему состоянию. При этом такая реакция биоты возможна только до определенного предела.

Состояние окружающей среды можно оценить по двум показателям:

1) Экологическая катастрофа – необратимый процесс изменения состояния окружающей среды, приводящий к гибели живых организмов.

2) Экологический кризис – это такая стадия взаимодействия между обществом и природой, на которой до предела обостряются противоречия между экономикой и экологией, а возможности сохранения потенциального гомеостаза, способности саморегуляции экосистем, в условиях антропогенного воздействия серьезно подорваны. Это обратимый процесс и при устранении источника вредного воздействия состояние окружающей среды приходит в норму.

В целом, все возрастающее воздействие на биосферу и как следствие – резкое ухудшение качества среды обитания человека, состояния биоты и экосистем; одностороннее изменение концентрации биогенов (углерода, азота͵ фосфора) и нарушение их базовых циклов; нарушение экологической стабильности и нормального функционирования базовых систем жизнеобеспечения Земли – приводит к экологическому коллапсу, т. е. угрожающее жизни на Земле состоянию.

Современный экологический кризис не первый в истории цивилизации, а пятый, самый глубокий.

Первый кризис был в середине послеледникового периода около 50 тысяч лет назад. Это был кризис собирательства и примитивной охоты. Люди вышли из него, овладев технологией загонной охоты и огнем.

Второй кризис возник в послеледниковый период около 10 тысяч лет назад, когда исчезла крупная мамонтовая фауна. Выход из этого кризиса был найден путем перехода к скотоводству и земледелию.

Третий кризис предшествовал зарождению поливного земледелия. Он был скорее не глобальным, а региональным и закончился распространением богарного земледелия.

Четвертый кризис совпал с массовым сведением лесов на дрова и под сельскохозяйственные угодья. Этот кризис завершился промышленной революцией и переходом к использованию ископаемого топлива.

Современный кризис самый глубокий. Он начался в середине 20 века и его начало совпало с химизацией производства промышленно развитых стран. В результате хозяйственной деятельности человечества урон, наносимый биосфере в 10 раз, превосходит ее возможности по самовосстановлению, так как люди потребляют более 100% производимой биосферой продукции.

Таблица 2

Причины современного экологического кризиса

Компонент биосферы Кризисное явление Антропогенное воздействие, из-за которого возникло кризисное явление

Атмосфера

загрязнение воздуха

выбросы промышленных предприятий, транспорт

изменение климата, парниковый эффект
озоновые дыры природные и промышленные выбросы фреонов
кислотные дожди выбросы промышленных предприятий, транспорт

Гидросфера

загрязнение пресноводных водоемов

сбросы неочищенных сточных вод

промышленными предприятиями,

последствия строительства ГЭС.

загрязнение морей и океанов
снижение количества рыбы и других морских обитателей
ухудшение качества рыбы вплоть до появления в ней канцерогенов
увеличение объема сточных вод
уменьшение запасов пресной воды
обмеление водоемов

Литосфера

опустынивание выпас скота, нерациональное использование сельскохозяйственных угодий, вырубка лесов в засушливых регионах
эрозия почв грунтовые работы
заболачивание почв последствия строительства ГЭС
засоление почв бездренажное орошение
снижение продуктивности земель экстенсивный рост сельскохозяйственного производства, строительство ГЭС, грунтовые работы
загрязнение почв пестицидами и нитратами использование сельскохозяйственных удобрений
оползни, сели и другие, опасные для человека геологические процессы геологические работы, разработка недр
потери минеральных ресурсов недостаточно эффективная организация работ по добыче полезных ископаемых
Животный мир вымирание некоторых видов животных охотничий промысел

Растительный мир

сокращение площади лесов вырубка лесов
исчезновение некоторых видов растений сбор дикоросов

Природная среда в целом

высокий уровень загрязнения, в том числе особо опасными веществами образование опасных отходов
высокий уровень шума

промышленность и городская инфраструктура

 
электромагнитное излучение  

 

Анализ экологической и социально-экономической обстановки в России позволяет выделить пять базовых направлений выхода России из экологического кризиса. При этом необходим комплексный подход: одновременное использование всех направлений:

– первое направление – экологизация технологии: создание экологически чистой технологии, внедрение безотходных, малоотходных производств и др.;

– второе направление – развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды;

– третье направление – административно-правовое: применение мер административной и юридической ответственности за экологические правонарушения;

– четвертое направление – эколого-просветительское: гармонизация экологического мышления, отказ от потребительского отношения к природе;

– пятое направление – международно-правовое: гармонизация экологических международных отношений.

 

Основная литература

1. Прохоров Б. Б. Социальная экология: учебник / Б. Б. Прохоров. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2012. - 432 с.

2. Маринченко А.В. Экология: учебник / А.В. Маринченко. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. Дашков и Ко, 2016. - 304 с [Электронный ресурс]- //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452859

 

Дополнительная литература

3.Прохоров, Б. Б. Экология человека: терминологический словарь / Б. Б. Прохоров. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 476 с.

4.Павлов А. Н. Основы экологической культуры: учеб. пособие для вузов / А. Н. Павлов. - Санкт-Петербург: Политехника, 2004. - 334 с.

5.Боголюбов С. А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. А. Боголюбов, Е. А. Позднякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2016. - 398 с.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Раскрыть причины обострения взаимоотношений человека и природы в современных условиях.

2. Познакомьтесь с наиболее известными концепциями, в которых предложены пути выхода из системного экологического кризиса. Какие из известных стратегий выживания человечества представляются вам наиболее реалистичными? Ответ обоснуйте.

3. Выбрать правильный вариант ответа:

Устойчивое развитие человечества – это:

1) стабильность в жизни общества при медленном продвижении по пути прогресса;

2) прогресс и движение вперед, при котором удовлетворение потребностей нынешнего поколения должно происходить без лишения такой возможности будущих поколений;

3) совокупность запретов, нарушение которых приводит к деградации окружающей среды;

4) то же, что экоразвитие, т. е. экологически ориентированное социально-экономическое развитие, при котором рост благосостояния людей не сопровождается ухудшением состояния среды обитания и деградацией природных систем.

4. Прокомментируйте следующие выражения:

4.1 «Большие города до сих пор лишь паразиты биосферы, если рассматривать их с точки зрения того, что удачно названо «жизненными ресурсами» (вода, воздух, пища). Чем больше город, тем большего он требует от окружающей местности и тем больше опасность нанесения вреда «хозяину» – природной среде» (Ю. Одум).

4.2 «Всеобщее осознание того, что возможности окружающей среды в отношении ресурсов «жизненного пространства» взаимосвязаны, взаимозависимы и ограничены, произвело революционный переворот в наших умонастроениях» (Б. Коммонер).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.