Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Культура и искусство



Культура и искусство

Здравствуйте, друзья! «Красная школа» продолжает традицию рассказа о культурной жизни страны.

Добрый день! Мы вынуждены заранее попросить прощения за то, что кто-то может не услышать названия любимого фильма, или любимой песни. Ведь шедевров было создано столько, что даже упомянуть их все невозможно.

Новые тенденции в искусстве.Со второй половины 50-х годов расширяются международные связи советской культуры. В СССР проводились выставки иностранных музеев и мастеров, например, выставка картин Пикассо в Москве. С 1958 года в Москве регулярно проводится Международный музыкальный конкурс имени Чайковского, а с 1959 года – Международный кинофестиваль. Начались регулярные гастроли советских артистов за рубежом. Триумфальными стали поездки балета Большого театра в Англию, США и другие страны. Советский балет признан лучшим в мире. Успешно выступил в ряде стран ансамбль Александрова. Одновременно в СССР приезжали с гастролями зарубежные театры.

В 1957 году в Москве прошёл VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Гостями фестиваля стали 34000 человек из 131 страны мира. К фестивалю был построен ряд объектов в Москве – гостиницы, парки, стадион имени Ленина в Лужниках. Визитной карточкой фестиваля стали новые песни: «Подмосковные вечера» и «Если бы парни всей Земли». Страна впервые узнала имена певцов Владимира Трошина и Эдиты Пьехи. Песню «Подмосковные вечера» запел весь мир, поэты разных стран придумывали к музыке Соловьёва-Седого свои тексты.

В 1955–1964 годах на большей части территории страны распространилось телевещание. Началось массовое производство телевизоров. Телестудии открылись во всех столицах союзных республик и во многих областных центрах. Начались внестудийные передачи, прежде всего репортажи о спортивных соревнованиях. Большой интерес вызывали выпуски тележурналов, например, «Здоровье» или «Фитиль». Именно в те годы зародились такие знаменитые передачи, как «Клуб путешественников», КВН, «Кинопанорама», «Голубой огонёк», «Спокойной ночи, малыши».

С 1956 года усилилась борьба с религией. Развернулось пропагандистское наступление на религиозные пережитки. Были запрещены секты, вероучение и характер деятельности которых носила антигосударственный и изуверский характер: иеговисты, пятидесятники, адвентисты-реформисты. Было много антирелигиозных книг и фильмов. В массовом сознании сохранилось приписываемое Хрущёву высказывание того периода, в котором он обещал показать последнего попа по телевизору в 1980 году.

Литература.Характерной приметой времени стал массовый интерес к поэзии. В литературу пришло новое поколение поэтов, наиболее яркие фигуры среди них Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский, Окуджава. Необычайно популярными стали поэтические вечера в Политехническом музее, в вузах и у памятника Маяковскому, собиравшие большую аудиторию.

Появились новые произведения о Великой Отечественной войне. Писателей больше интересовал обыкновенный человек в условиях фронта. Об этом рассказывают романы Бондарева «Батальоны просят огня», Симонова «Живые и мертвые» и «Солдатами не рождаются», рассказ Шолохова «Судьба человека». Советским медикам посвящены произведения Германа «Дело, которому ты служишь» и «Дорогой мой человек». Многие из этих произведений были впоследствии экранизированы.

В рамках хрущёвской «войны с мертвецом» значительно ослаб партийный контроль над искусством. Ряд деятелей литературы и искусства восприняли это как вседозволенность и возможность постепенно перейти к открытой антисоветчине. Рупором этого направления стал журнал «Новый мир» под редакцией Твардовского. В журнале была опубликована статья «Об искренности в литературе», где подвергался критике ленинский принцип партийности в литературе. Затем там появились произведения, посвящённые репрессиям 30-х годов. Начав со справедливой критики отдельных эпизодов, авторы очень быстро перешли к огульному очернению сталинской эпохи. Одной из вершин стала публикация рассказа Солженицына «Один день Ивана Денисовича», осуществлённая по личному разрешению Хрущёва. С этого началось превращение Солженицына в символ оголтелого антисоветизма.

Другой вершиной стал откровенно антисоветский роман Пастернака «Доктор Живаго», запрещённый в СССР, но опубликованный за рубежом. По политическим мотивам за этот роман Пастернаку была присуждена Нобелевская премия. После этого власти опомнились и начали закручивать гайки, но было уже поздно: антисоветского джинна выпустили из бутылки.

Приметой времени стал рост популярности научной фантастики. Философской глубиной, широким научным и культурным диапазоном отличаются произведения писателя и ученого Ефремова «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы» и «На краю Ойкумены». С повестей и романов «Страна багровых туч», «Стажёры», «Полдень, XXII век», «Трудно быть богом» начинается творческий путь братьев Стругацких. Знаменитый маэстро шахматной композиции, исследователь тайны Тунгусского метеорита и писатель-фантаст Казанцев создал роман «Льды возвращаются» и повесть «Планета бурь».

Новый расцвет переживает детская литература. Были созданы повести Кассиля «Ход белой королевы», «Чаша гладиатора», «Будьте готовы, ваше высочество!» и Рыбакова «Бронзовая птица». Юным читателям полюбились книги Носова о приключениях Незнайки, «Денискины рассказы» Драгунского, сказка Медведева «Баранкин, будь человеком!», повесть Власова и Млодика «Армия Трясогузки».

Кино.В 50-60-е годы резко выросло производство цветных кинофильмов. Начаты были реконструкция старых киностудий и строительство новых в союзных республиках. Появились фильмы и актеры, прославившие советский кинематограф за рубежом.

Были сняты новые фильмы о революции и Гражданской войны. Экранизировались произведения советской литературной классики: «Сорок первый» режиссёра Чухрая, «Тихий Дон» режиссёра Герасимова, «Хождение по мукам» режиссёра Рошаля, «Оптимистическая трагедия» режиссёра Самсонова и другие. В таких замечательных фильмах как «Коммунист» Райзмана и «Они были первыми» Егорова на первый план выходили рядовые участники событий. Замечательным достижением стало создание образа Ленина актёром Штраухом в фильме «Рассказы о Ленине» режиссёра Юткевича.

По-прежнему значительное место занимала военная тема. Она звучала по-новому в фильмах «Летят журавли» Калатозова, «Баллада о солдата» Чухрая, «Судьба человека» Бондарчука, «Живые и мёртвые» Столпера. В этих фильмах раскрывались темы верности, моральной чистоты, гражданского мужества, несгибаемой воли и гуманизма советского солдата. Фильм «Летят журавли» в 1958 году получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.

Создаётся ряд прекрасных фильмов о жизни рядовых тружеников. Появился новый тип киногероя – обыкновенного человека, не идеального, но привлекательного своими нравственными качествами, близкого и понятного зрителям. Лучше всего воплотил такого героя Николай Рыбников в фильмах «Весна на Заречной улице» Хуциева, «Высота» 3архи, «Девчата» Чулюкина. Среди лучших фильмов также назовём картины «Большая семья» Хейфица, «Простая история» Егорова, «Дело было в Пенькове» Ростоцкого, «Девять дней одного года» Ромма и других.

В ряде фильмов показывалась жизнь простых людей на протяжении многих лет. Среди них «Дом, в котором я живу» Кулиджанова и Сегеля, «Добровольцы» Егорова, «Дорогой мой человек» Хейфица. Снимались легкие романтичные ленты вроде «Я шагаю по Москве» Данелии.

Было снято много прекрасных остроумных комедий: «Верные друзья» Калатозова, «Карнавальная ночь» и «Гусарская баллада» Рязанова, «Полосатый рейс» Фетина, «Максим Перепелица» Граника, «Укротительница тигров» Кошеверовой и Ивановского. В короткометражных фильмах Леонида Гайдая «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» впервые появилась на экране знаменитая троица: Трус, Балбес, Бывалый в исполнении Вицина, Никулина и Моргунова.

Помимо ранее названных актёров, любимцами зрителей стали Ульянов, Мордюкова, Баталов, Урбанский, Евстигнеев, Самойлова, Леонид и Ролан Быковы, Макарова, Леонов, Голубкина, Яковлев, Касаткина, Кадочников, Лановой, Анастасия Вертинская и многие другие.

Были созданы новые фильмы для детей и юношества. Среди них «Два капитана» и «Кортик» Венгерова, «Сказка о Мальчише-Кибальчише» Шерстобитова, «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» Климова, «Королевство кривых зеркал» и «Марья-искусница» Роу, «Алые паруса» Птушко, «Человек-амфибия» Казанского и Чеботарёва. На киностудии «Союзмультфильм» ежегодно производилось не менее 25 мультфильмов. Среди них назовём «Необыкновенный матч», «Старые знакомые», «Снежная королева», «Кто сказал мяу?», «Снеговик-почтовик» и другие.

Архитектура.В те годы развивался новый стиль архитектуры: простая, экономная, на индустриальной основе. Начало было положено постановлением ЦК 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Хрущёв раскритиковал сталинский ампир за расточительстве: народные деньги тратятся-де на никому не нужные красоты, вместо того, чтобы строить проще, но больше. Так называемая «борьба с излишествами» нередко доводилась до абсурда. Излишествами называли любые декоративные элементы и оригинальные композиции. Меж тем, изготовляемые заводским способом декоративные элементы не могли сильно удорожить строительство.

Новый стиль архитектуры прежде всего коснулся жилищного строительства. Началось массовое строительство микрорайонов, каждый из которых планировался как небольшой город. Такие микрорайоны тщательно моделировались: высчитывались потребности людей, рассчитывались оптимальные маршруты до рабочих мест, школ и поликлиник. Строились, в основном, панельные пятиэтажные дома с малогабаритными квартирами. Затраты на строительство жилья снизились на 30% и более.

При типовой застройке возросла роль общественных зданий с индивидуальным лицом, которые придают районам своеобразие. Примерами таких зданий в Москве стали гостиница «Юность», кинотеатр «Россия», Дворец пионеров и Дворец съездов в Кремле.

В это же время продолжалось восстановление архитектурных шедевров, разрушенных фашистскими захватчиками. В частности, велась тяжёлая и долгая работа по восстановлению дворцов ленинградских пригородов – Петродворца, Гатчины, Пушкина, Павловска, Ломоносова.

Музыка.В эти годы были написаны балеты «Спартак» Хачатуряна, «Тропою грома» Караева. Любовь зрителей завоевали новые оперетты: «Белая акация» Дунаевского, «Поцелуй Чаниты» Милютина, «Севастопольский вальс» Листова и другие. Мировое признание получили советские пианисты Рихтер, Гилельс и скрипач Ойстрах, певцы Архипова, Отс, Шмыга, артисты балета Плисецкая, Максимова, Васильев, балетмейстер Григорович и многие другие.

Вся страна пела песни композиторов Мурадели, Соловьёва-Седого, Пахмутовой, Колмановского, Фрадкина, Хренникова, Баснера, Мокроусова, Островского, Фельцмана, на стихи поэтов Гребенникова, Добронравова, Долматовского, Матусовского, Фатьянова, Ошанина, Ваншенкина, Шаферана. Замечательных песен было столько, что мы снова можем назвать только несколько примеров: «Бухенвальдский набат», «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Комсомольцы-добровольцы», «Марш монтажников», «На безымянной высоте», «Заречная улица», «На Марсе будут яблони цвести», «Песня о тревожной молодости», «Пусть всегда будет солнце», «Течёт река Волга», «Я люблю тебя, жизнь», «Хотят ли русские войны?», «Куба – любовь моя», «Чёрное море моё», «Я – Земля», «Я шагаю по Москве».

Популярной стала бардовская песня. В такой песне чаще всего композитором, поэтом и исполнителем был один и тот же человек, причём далеко не всегда профессионал. Песни Окуджавы, Галича, Высоцкого, Визбора и других были просты и понятны, они рождали совершенно новую романтику – романтику освоения дальних земель и дальних дорог.

Театр, скульптура, живопись.В период «оттепели» создаются новые и обновляются уже существующие театры. Наиболее яркими среди них стали московские театры «Современник» под руководством Олега Ефремова и Театр на Таганке под руководством Юрия Любимова. Одним из лучших стал спектакль «Современника» «Вечно живые» по пьесе Розова. Особое звучание приобрела проблема молодежи, ее идеалов и места в обществе.

Были установлены памятники Дзержинскому Вучетича и Маяковскому Кибальникова в Москве, памятник Пушкину Аникушина в Ленинграде. Создавались новые мемориальные комплексы, посвященные Великой Отечественной войне. Скульпторы Исаева и Таурит создали мемориал на Пискаревском кладбище в Ленинграде. Началось строительство памятника-ансамбля в Волгограде.

Новым направлением в живописи стал «суровый стиль», в котором реальность представала без нарочитой праздничности и парадности. Таковы картины «Геологи» Никонова, «Строители Братской ГЭС» Попкова, «Коммунисты» Коржнева. Продолжали активно работать Герасимов, Иогансон, Корин. Советские художники-реставраторы восстановили картины Дрезденской галереи, спасённые нашими солдатами в 1945 году. После выставки в Москве шедевры были возвращены народу ГДР.

Одновременно в советскую живопись стала проникать западная масс-культура. Это продолжалось до посещения Хрущёвым выставки советского модернизма в 1962 году. Хрущёв охарактеризовал эти работы как дерьмо и мазню, а художников – как педерастов. Осуждая форму критики, мы должны признать, что Хрущёв был прав по сути. Абстракционистские течения были осуждены.

Как и всегда, эта передача является рекомендацией: что посмотреть, почитать, послушать. До свидания!

До новых встреч в эфире!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.