![]()
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
План-конспект занятия по программе «Речевой этикет». Устаревшие слова в речи. История вещей. Часть 2
08.04.2020 План-конспект занятия по программе «Речевой этикет». Устаревшие слова в речи. История вещей. Часть 2 Устаревшие слова —слова, вышедшие из активного употребления, но сохранившиеся в пассивном словаре и в большинстве своём понятные носителям языка (например, в современном русском языке «аршин», «авось», «вестимо», иконка»). Задание №1. Вспомните, какие устаревшие слова вам уже известны и что они означают. Где вы с ними встречались? Подумайте, почему они больше не употребляются в разговорном языке? *Задание №2. Как вы понимаете значение устаревших слов и выражений, использованных А. С. Пушкиным в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Составьте небольшой словарь. · «ветхая землянка» · «невод» · «прясти пряжу» · «старче» · «терем» · «душегрейка» · «кичка» · «душегрейка» · «столбовая дворянка» · «кликать» · «заморский» · «чупрун» Задание №3. Посмотрите на ряды устаревших слов и выражений, которые в тексте выступают своеобразными синонимами. Дополните их недостающими элементами: · А) Чёрная крестьянка –> ...….… дворянка –> вольная ……. –> владычица морская · Б) Ветхая землянка –> изба со ……….. –> высокий терем –> царские ………… Что объединяет выражения в представленных рядах? Почему в сказке они появляются именно в такой последовательности? Что хочет показать нам автор (какие качества героев)? Какие слова показывают нам отношение автора к героям (речевая культура старика, рыбки, старухи, слова описывающие их действия)? На чьей стороне симпатия автора и читателей? *Задание №4. Соотнесите устаревшие слова с изображениями.
*Задание №5. Разгадайте ребусы.
Задание 4. Установите соответствия:
А Душегре́я, душегрейка
Б Земля́нка
В Коры́то
Г Невод
5
Д Кичка — Задание 5. Разгадайте ребус
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|