Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методика «Выделение существенных признаков»



 

ХЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СТРУКТУНЫХ КОМТЈОНЕНТОВ ЫШГШОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНИКА И СПОРТСГУЛЕНА

Задания: тесты и упражнения для самостоятельной работы по психологии.

Содержание работы:

1. Мотивационный компонент:

Упражнение-тест: «Мотивация к успеху»

2. Интеллектуальный компонент:

Упражнение: «Выделение существенњ1х признаков» и «Числовой субтест»

З. Эмоционально волевой компонент:

Тест: «Шкала самооценки личностной тревожности» (Ч. Спилбергера).

1. Методика «Мотивация к успеху».

Автор метоДики Т. Элерс.

МетоДика оценивает силу стремления к Достижению цели, к успеху

Инструкция

Вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением ставьте на бланке для ответа знак «+» («да»), при несогласии — знак «—» («нет»).

Текст опросника

1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.

2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все сто процентов выполнить задание.

З. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.

4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.

5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.

б. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

7. По отношению к сеое я более строг, чем по отношению к другим.

8. Я более доброжелателен, чем другие.

9. Когда я отказываюсь от трудного задания, то потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.

10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха

11. Усердие — это не основная моя черта.

12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.

 13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.

Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.

15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.

16. Препятствия делают мои решения более твердыми. 17. Па моем честолюбии легко сыграть.

18. Обычно заметно, когда я работаю без вдохновения.

19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.

20. Иногда я откладываю то, что должен был бы сделать сейчас.

21. НУЖНО полагаться только на самого себя.

22. В жизни мало вещей более важных, чем деньги.

23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.

24. Я менее честолюбив, чем многие другие.

25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.

26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.

27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.

28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем ДРУГим.

30. Когда мне приходится принимать решение. я стараюсь сделать это как можно лучше.

31. Мои друзья считают меня иногда ленивым.

32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.

33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.

34 Иногда нс знаешь, какую работу придется выполнять.

35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.

36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.

37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работа других.

38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.

39. Я завидую людям, которые нс загружены работой.

40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.

41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я могу пойти и на крайние меры.

Обработка результатов

По 1 баллу проставляется за ответ «да» по следующим пунктам опросника: 2—5, 7—10, 14—17, 21, 22, 25—30, 32, 37, 41 и «нет» по следующим: 6, 13, 18f 20, 24, 31, 36, 38, 39. Ответы по пунктам 1, 1 1, 12, 10, 23, 33--35, 40 не учитываются. Подсчитывается общая сумма баллов.

Выводы:

Чем больше сумма баллов, тем больше выражена мотивация на достижение успеха. Максимум можно набрать 32 балла.

Интеллектуальный компонент

Методика «Выделение существенных признаков»

Инструкция

В каждой строчке бланка Вы найдете одно слово, стоящее перед скобю1ми, и далее -пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите тогљко два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками.

На выполнение задания отводится 15 мин.

Бланк

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

З. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены)-

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото).

8. Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово).

9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).

10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).

11 Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).

16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).

18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).

19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).


Ответы

1. Растения, земля.

5. Углы, сторона.

2. Берег, вода.

6. Делимое, делитель.

З. Здания, улица.

7. Диаметр, округлость.

4. Крыша, стены.

8. Глаза, текст.

9. Бумага, редактор.

15. Книги, читатели.

10. Игроки, правила.

16. Почва, дерево.

11. Сражение, солдаты.

17. Состязания, победа.

12. Бумага, текст.

18. Врач, больные.

13. Голос, мелодия.

19. Чувства, человек.

14. Колебания почвы, шум.

20 Родина, человек.

         

Числовой субтест

Инструкция

На выполнение заданий данного субтеста отводится 30 мин. За это время надо решить как можно больше задач, Уровень развития соответствующих  оценивается по числу правильно решёнктых за это время задач. Эго число сравнивается с нормативными показателями.

Если какая-либо из задач не решается, её можно пропустить и решать следующую. Учитывается только общее число задач, правильно решенных за отведенное время.

Предложенное решение (это касается прежде всего математических задач) может отличаться от того, которое даётся, и тем не менее быть правијњным, если исгнтуемому удастся логично и убедительно обосновать справедливость того решения, которое он предложгш.

Общее число задач в субтесте таково, что за отведённые 30 мин вряд ли возможно решить их все. Однако чем больше вы их решите, тем щчше.

Числовой субтест

1. Продолжите числовой ряд:

18 20 24 32 ?

2. Вставьте недостающее число:

З. Продолжите числовой ряд:

212 179 146 НЗ ?

4. Вставьте недостающее число:

000000 0

5. Продолжите числовой ряд:

                      6 8 14 ?

6. Вставьте пропущенное число:

17 (112) 39

                                          28 ( ) 49

7. Вставьте пропущенное число:

3 9 3

5 7 1

7 1 ?

8. Продолжите ряд чисел:

7 13 24 45 ? 9. Вставьте пропущенное число:

234 (333) 567

345 ( ) 678

10. Вставьте пропущенное число:

4 5 7 11 19 ?

11. Вставьте недостающее число:

12. Продолжмте числовой ряд:

6 7 9 13 21 ?

13. Вставьте пропущенное число:

8 6 ?

14. Продолжите числовой ряд:

68 48 40 36 34 ?

15. Вставьте недостающее число:

   

 

   

16. Вставьте пропущенное число.

718 (28) 582

474 ( ) 226

17. Продолжите числовой ряд:

15 13 12 9 9 ?

18. Вставьте пропущенное число:

9 4

6 6 2 1 9 ?

19. Вставьте пропущенное число:

11 п 14 ? 26 42

20. Вставьте пропущенное число:

8 5 2

4 2 0 9 6 ?

21. Вставьте пропущенное число:

22. Вставьте пропущенное число:

341 (250) 466

                                           282 (  ) 398

23. Вставьте пропущенное число:

24. Вставьте пропущенное число:

12 (336) 14

                                              15 ( ) 16

25. Вставьте пропущенное число:

8 4 8

26. Продолжите числовой ряд:

7 Н 10 п 14 9 ?

27. Вставьте недостающее число:

28. Вставьте пропущенное число:

17 (102) 12 14 (

29. Продолжите числовой ряд:

172 84 40 18 ?

30. Продолжите числовой ряд:

1 5 [З 29 ?

31. Вставьте недостающее число:

д

з

32. Вставьте недостающее число:

33. Продолжите числовой ряд:

0 3 8 15 ?

34. Вставьте пропущенное число:

1 3 2 ? 3 7

35. Вставьте пропущенное число:

447 (366) 264 262 ( ) 521

36. Вставьте недостающее число:

                   8 14 15 4

37. Продолжите числовой ряд:

4 7 9 11 14 15 19 ?

38. Вставьте недостающее число:

39. Вставьте пропущенное число: з 7 16 6 13 28

9 19 ?

40. Вставьте недостающие числа: нн в н н

41. Вставьте пропущенное число:

42. Вставьте пропущенное число:

43, Вставьте недостающее число:

44. Вставьте пропущенное число:

643 (l ll) 421 269 (   ) 491

45. Продолжите числовой ряд:

857 969 745 1193 ?

46. Вставьте недостающее число:

1 1

47. Вставьте пропущенные числа:

9 (45) 81 8 (36) 64

48. Продолжите числовой ряд:

7 37 61 ?

49. Продолжите числовой ряд:

5 41 149 329 ?

50. Вставьте пропущенное число:

ОТВЕТЫ

НА ЗАДАЧИ ЧИСЛОВОГО СУБТЕСТА

ТЕСТА АЙЗЕНКА

1. 48. Сначала добавляется 2, потом 4, затем 8 и, наконец, 16.

2. 24. Числа постепенно возрастают на 2, 3, 4, 5, 6 против часовой стрелки .

3, 80. Из каждого числа вычитаем 33.

4. 5. Щфры, пошитые на ”руках", положительные, а на опущенных ”руках” — отрицательные. На ”голове” дана их алгебраическая сумма: +7 — 2 = 5.

5. 18. Имеются два чередующихся ряда чисел. В одном ряду числа возрастают на 4, а в другом — на З.

6. 154. Удвоенная сумма чисел, стоящих внс скобок.

7. 3. Полуразность чисел второй и первой колонок.

8. 86. Числа удваиваются, а затем из них вычитаются 1, 2, 3, 4.

9. 333. Разность чисел, стожцих справа и слева от скобки.

10. 35. Числа в ряду возрастают на 1, 2, 4, 8, 16.

11. 5. Число на ”голове” равно полусумме чисел на ”ногах”

12. 37. Каждое послсдующсс число равно удвоенному предыдущему Тушнус 5.

.13. 7. Числа в третьей колонке равны полусумме чисел в первой и второй колонках.

14. 33, Числа в ряду убывают на 16, 8, 4, 2, 1.

15. 3. Если двигаться по часовой стрелке, то числа все врсмя возрастают в три раза,

16. 14. Число в скобках равно сумме чисел вне скобок, делённой на 50.

17, 6. Имеются два чередующихся ряда чисел. В одном ряду числа уменьшаются на 3, в друтом ряду — на 2.

18. 4. Сумма чисел в каждой строкс равна 14.

[9. [8. Каждое последующее число равно удвоенному предыдущему минус 10.

20. 3. Имеются 3 убывающих ряда чисел. В первой строке числа уменьшаются на З, во второй строке — на 2, в третьей — на З.

21. 18. Удвоенное число противоположного сектора.

22. 232. Удвоенная разность чисел, стояцщх справа и слева от скобок. 23. 21. Числа возрастают на 2, 4, 6, 8.

24. 480. Число в скобках равно удвоенному произведению чисел, стоящих вне скобок.

25. 2. В каждой строке третье число равно удвоенной разности первых двух чисел.

26. 19. Имеются два чередующихся ряда чисел. В первом ряду числа возрастают на 3, 4, 5, во втором ряду числа убывают на 2 и З.

27. 3. Вычесть сумму чисел на второй и четвёртой лапах из суммы чисел на первой и третьей лапах. В результате получится число на кончикс хвоста.

28. 77. Число в скобках равно половине произведения чисел, стоящих вне скобок.

29. 7. Каждое последующее число равно половине предыдущего минус 2.

30. 61 , Ка»щое последующее кшсло равно сутпле предыдущего с роенной разностью двух предшествующих. Так, 5 — 1 = 4, 4 х 2 = 8, 5 + 8 13 и т.д.

31. 11. Удвоить число из противолсжащсго сектора и прибавить к результату 1.

32.46. Каждое последующее число равно удвоенному предыдущему плюс 2.

33. 24. Числа в ряду возрастают на З, 5, 7, 9.

34. 5. Имеются два чередуюдщхся ряда чисел. В первом ряду числа увеличиваются на 2, во втором ряду числа уменьшаются на 1 ,

35. 518. Число в скобках равно удвоенной разности чисел , стоян-щх вне скобок.

36. З. Вычесть сумму чисел на ”ногах” из суммы чисел на ”руках” В результате получится число на ”голове".

37. 19. Имеются два чередующихся ряда чисел. В одном ряду числа увеличиваются на 5, в другом ряду — на 4.

38. 152. Если двигаться по часовой стрелке, то каждое последующее число будет равно удвоенному предыдущему плюс 2, 3, 4, 5, 6.

39. 40. Числа во второй колонке равны удвоенным числам первой колонки плюс 2 : 2 х 19 + 2 = 40.

40. 20. Числа в числителях

26. .

Числа в верхних квадратах увеличиваются на 3, 4, 5, 6, Числа в нижних квадратах увеличиваются на 4, 5, 6, 7.

41. 66. Если двигаться по часовой стрелке, то каж,дое последующее число равно удвоенному предыдущему минус 2.

42. 179. Если двигаться по часовой стрелке, то каждое последую щсс число равно удвоенному предыдущему плюс 1, 3, 5, 7, 9.

43. 64. Возвести в квадрат число из противолежащего сектора.

44. 111. Число в скобках равно полуразности чисел, стоящих вне скобок.

45. 297. Разность мему числахш каждый раз удваивается, и её нужно поочерешто прибавлять и вычитать из числа ряда, например: 857+ 112= 969, 969-  745, 745 = 112х 1193, 1193 - 112 * 2 х 2 х 2= 297.

46. 6. Имеются два чередующихся ряда чисел. Оба они представляют собой квадраты чисел плюс 2: первый ряд: 0 З 6 9, квадраты: 0 9 36 81, плюс 2: 2 П 38 83, второй ряд: 5 4 3 и, следовательно, 2, квадраты: 25 16 9 и, следовательно, 4, плюс 2: 27 18 l l и, следовательно, 6.

47. 55 и 100. Число справа от скобок равно квадрату числа, стоящего слева от скобок. Число в скобках равно полусумме чисел вне скобок,

48.91. В приведенном ряду разность между каждым последующим и предыдущим числом возрастает на 6 и составляет соответственно 12, 18, 24, 30.

49. 581. Начнём с ряда чисел: 0 2 4 6, т.е. 8, утжояа•пи на 3: 0 6 12 18, т.е. 24, возведём в квадрат: 0 36 144 324, т.е 576, прибавим 5: 5 41 149 329, т.е 581

50. 8. Число внутри кружка равно сумме чисел внутри нижних утлов треугольника минус число, стоящее в верхнем углу треугольника.

Эмоционально-волевой компонент

Методика «Шкала самооценки (личностной тревожности)»

Ч. Спилбераера

Инструкция

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предло жений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимо сти от того, как Вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Шкала самооценки

Показатели состояния Почти никогда Пожалуй, Часто Почти
Я испытываю удовольствие    
2. Я очень быстро устаю    
З. Я легко могу заплакать   з
4. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие    
5. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения  
б. Обычно я чувствую себя бодрым   З
7. Я спокоен, хладнокровен и собран    
8. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня   з
9. Я слишком переживаю из-за пустяков   з
10. Я вполне счастлив з
11. Я принимаю все слишко.м близко к сердцу   з

Окончание табл.

Показатели состояния Почти никогда Пожалуй, так Часто Почти всегда
12. Мне не хватает уверенности в себе з
З. Обычно я чувствую себя в безопасности   з
14. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей   з
15. У меня бывает хандра  
16. Я доволен   з
17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня   з
18. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть з
19. Я уравновешенный человек    
20. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах  

Код опросника

За каждый ответ, совпадающий с кодом, начисляется соответствующее количество очков.

Прямые ответы: 2, З, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20.

Обратные ответы: 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19.

Из суммы прямых ответов нужно вычесть сумму обратных ответов и прибавить 35 баллов. Общая сумма баллов означает: до 30 баллов — низкий уровень тревожности; 30—45 баллов — средний уровень тревожности; свыше 45 баллов — высокий уровень тревожности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.