|
|||||||||||||
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ. Личностно ориентированное задание. Инструкция. Карточка для заполнения. Ответы на вопросы (№). АнкетаПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Личностно ориентированное задание
«Хочешь управлять другими? Начни с себя!» Так можно определить девиз менеджера. Далее предлагается тест, разработанный в лаборатории психологических проблем высшей школы Казанского университета под руководством Н. М. Пейсахова, который поможет узнать, насколько у вас развита способность к самоуправлению. ТЕСТ «СПОСОБНОСТЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ» Инструкция Предлагаемый тест дает возможность узнать о способностях владеть собой в различных ситуациях. В тесте приведены две группы утверждений:
I. Утверждения, требующие обращения к опыту, например, пункт 5: «Постоянно пытаюсь найти ответ на вопрос "Что такое хорошо и что такое плохо?"» Если вы действительно часто оцениваете свои действия и поступки, стараетесь найти ответ на поставленный вопрос, то смело отвечайте «да», а если вы это делаете редко, то отвечайте «нет».
II. Утверждения, характеризующие ваши отношения к общепринятому мнению, например, пункт 28: «Удача сопутствует тому, кто не планирует заранее, а полагается на естественный ход событий». Если вы согласны с мнением, то отвечайте «да», а если не согласны, то отвечайте «нет». Ответ «да» обозначен знаком «+», ответ «нет» — знаком «-» (минус). Карточка для заполнения Ответы на вопросы (№) | Баллы | ||||||||||||
Анкета
1. Практика показывает, что я верно определяю свои возможности в любой деятельности.
2. Я предусмотрительный человек.
3. Берусь только за то, что смогу довести до конца.
4. Обычно хорошо представляю, что нужно сделать, чтобы добиться задуманного.
5. Постоянно пытаюсь найти ответ на вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?»
6. Прежде чем сделать окончательный шаг, я взвешиваю все «за» и «против».
7. Всегда отдаю себе отчет в том, что со мной происходит.
8. Непредвиденные препятствия не мешают мне довести дело до конца.
9. У меня не хватает терпения долго разбираться в том, что не решается сразу.
10. В своих поступках и делах предпочитаю заглядывать далеко вперед.
11. Редко задумываюсь о главных целях своей жизни.
12. Отсутствие продуманных планов не мешает мне добиваться хороших результатов.
13. Часто затрудняюсь сказать, того ли я достиг, чего хотел.
14. На выбор моих решений влияют не поставленные цели, а настроение в данный момент.
15. Я часто ловлю себя на том, что целый час или два исчезли неизвестно куда.
16. Тот, кто считает необходимым исправлять все допущенные промахи, не замечает, как совершает новые.
17. Когда нужно разбираться в сложной обстановке, чувствую прилив энергии и сил.
18. Я четко представляю свои жизненные перспективы.
19. Умею отказываться от всего, что отвлекает меня от цели.
20. В своих поступках и словах следую пословице: «Семь раз отмерь, один — отрежь».
21. Уделяю много времени тому, чтобы понять, с каких позиций надо оценивать свои действия.
22. В своих действиях я успешно сочетаю риск с осмотрительностью.
23. Необходимость контролировать самого себя стала моей второй натурой.
24. Когда у меня портятся отношения с людьми, могу их изменить.
25. Как правило, мне бывает трудно выделить главное в сложившейся ситуации.
26. Жизнь показывает, что мои прогнозы редко сбываются.
27. Люди, которые всегда четко знают, чего хотят, представляются мне слишком рациональными.
28. Удача сопутствует тому, кто не планирует заранее, а полагается на естественный ход событий.
29. Мне не хватает чувства меры в отношениях с близкими.
30. Меня угнетает необходимость принимать срочные решения.
31. Обычно мало слежу за своей речью.
32. Некоторые свои привычки я охотно бы изменил, если бы знал, как это сделать.
33. Что я хочу и что должен делать — вот предмет моих постоянных раздумий.
34. Я всегда заранее знаю, каких поступков и действий можно ожидать от людей.
35. Обычно с самого начала я четко представляю себе будущий результат.
36. Пока не сложился в голове четкий, конкретный план, не начинаю серьезного разговора.
37. У меня всегда есть точные ориентиры, по которым я оцениваю свой труд.
38. Я всегда стараюсь учитывать последствия принимаемых мной решений.
39. Внимательно слежу за тем, понимают ли меня мои собеседники во время споров.
40. Я готов снова и снова заниматься совершенствованием уже законченной работы.
41. Сколько ни анализирую свои жизненные трудности, не могу достичь полной ясности.
42. Жизнь так сложна, что считаю пустой тратой времени предвосхищать ход событий.
43. Неукоснительное следование однажды поставленной цели очень обедняет жизнь.
44. Считаю, что планируй, что не планируй, а обстоятельства всегда сильнее.
45. В последнее время ловлю себя на том, что придаю большое значение мелочам, забывая о главном.
46. Мне обычно не удается найти правильное решение из-за большого количества возможных вариантов.
47. В ссорах не замечаю, как «выхожу из себя».
48. Сделав какое-то дело, предпочитаю не исправлять даже явные просчеты.
Анализ и интерпретация результатов:
Самоуправление — целенаправленное изменение, и цель себе ставит человек, который сам управляет своими формами активности: общением, поведением, деятельностью и переживаниями. Самоуправление — процесс творческий, он связан с созданием нового, встречей с необычной ситуацией или противоречием, необходимостью постановки новых целей, поиском новых решений и средств достижения целей.
Рассмотрим полный цикл самоуправления более детально.
1. Анализ противоречийили ориентировка в ситуации. Человек формирует субъективную модель ситуации, отвечая на вопросы, которые ставит сам себе: почему сейчас все получается не так, как это было раньше? Что изменилось по сравнению с прошлым? Что в данный момент происходит со мной? В чем причина моих неудач (во мне, в других, в сложившихся обстоятельствах)? Что происходит вокруг меня? Каково реальное положение вещей?
2. Прогнозирование.Человек формирует модель-прогноз, которая основана на анализе прошлого и настоящего, противоречий между ними. Прогноз — это попытка заглянуть в будущее, предсказать ход событий или желаемые действия. Человек пытается получить ответы на вопросы: можно ли что-то изменить? Что поменяется, если я вмешаюсь и буду действовать? Что будет, если я не вмешаюсь в ход событий?
3. Целеполагание.Человек формирует субъективную модель желаемого или должного. В основе целеполагания лежит прогноз. Это переход от предположения о принципиальной возможности произвести изменения к предположению о вероятных результатах. Люди стремятся получить ответы на следующие вопросы: какими должны быть результаты? В каком направлении нужно изменять себя, свое общение, поведение или деятельность? Что конкретно можно изменить: ситуацию или самого себя?
4. Планирование. Человек формирует модель средств достижения цели и последовательности их применения. В соответствии с целями планы могут быть стратегическими, тактическими, оперативными. Человек ищет ответы на вопросы: какие средства нужны для достижения цели? В какой последовательности их следует применять?
5. Критерии оценки качества. Человек должен решить вопросы: какими должны быть показатели, позволяющие оценить успехи в реализации плана? Как оценить, что сделанное было необходимым? Каким образом оценить достаточность моих поступков и действий? Систему оценок желательно заготовить до начала практических действий и поступков, а по ходу действия их лучше корректировать.
Поспешная выработка критериев может привести к тому, что они окажутся недостаточно обоснованными или просто ошибочными, а это может повлечь совершенно иные результаты, чем те, которые были первоначально задуманы.
6. Принятие решения— это переход от плана к действиям, самоприказ: начать действовать! Но для этого человеку предстоит ответить на совсем не простые вопросы: все ли я предусмотрел? Есть ли у меня еще время? Начинать действовать или еще нужно немного подождать?
Человек стремится найти оптимальное решение, которое предполагает сочетание смелости и осмотрительности. Не стоит поступать «сломя голову», «лезть в воду, не зная броду», но и нельзя слишком оттягивать исполнение задуманного.
Упущенное время может быть потеряно безвозвратно: когда человек наконец решился на активные действия, то оказалось, что к этому моменту все значительно изменилось и любое, даже очень хорошо подготовленное действие потеряло всякий смысл.
7. Самоконтроль— сбор информации о том, как идет выполнение плана в реальном общении, поведении, деятельности. Человек отвечает себе на вопросы: как идет дело? Есть ли движение к цели? Нет ли ошибок в моих поступках?
8. Коррекция— изменения реальных действий, поведения, общения, переживаний, а также самой системы самоуправления. Человек ищет ответ на вопрос: как быть дальше? Ответ зависит от результатов самоконтроля. Если все идет, как задумано, то человек может продолжать действовать так же, повторять еще и еще раз, чтобы убедиться в эффективности найденной системы самоуправления. Фактически — это переход к саморегуляции, закрепление того нового, что было найдено в процессе самоуправления.
Если самоконтроль показывает, что имеется разрыв между желаемым и действительным, есть ошибки в поведении и деятельности, то возникают новые вопросы: что нужно изменить в своих поступках и действиях? Когда нужно произвести изменения — немедленно или через некоторое время? Есть ли время на обдумывание? Что конкретно нужно пересмотреть в процессе самоуправления, чтобы получить желаемый результат?
После этого начинается новый цикл самоуправления, новый анализ ситуации, прогнозирование, целеполагание и т.д.
Способность самоуправления оценивается по данной методике на основе обработки результатов анкеты.
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|