Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ. Личностно ориентированное задание. Инструкция. Карточка для заполнения. Ответы на вопросы (№). Анкета



ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Личностно ориентированное задание

 

«Хочешь управлять другими? Начни с себя!» Так можно определить де­виз менеджера. Далее предлагается тест, разработанный в лаборатории психологических проблем высшей школы Казанского университета под ру­ководством Н. М. Пейсахова,  который поможет узнать, насколько у вас раз­вита способность к самоуправлению.

ТЕСТ «СПОСОБНОСТЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ»  

Инструкция

Предлагаемый тест дает возможность узнать о способностях владеть собой в различных ситуациях. В тесте приведены две группы утверждений:

 

I. Утверждения, требующие обращения к опыту, например, пункт 5: «По­стоянно пытаюсь найти ответ на вопрос "Что такое хорошо и что такое пло­хо?"» Если вы действительно часто оцениваете свои действия и поступки, стараетесь найти ответ на поставленный вопрос, то смело отвечайте «да», а если вы это делаете редко, то отвечайте «нет».

 

II. Утверждения, характеризующие ваши отношения к общепринятому мнению, например, пункт 28: «Удача сопутствует тому, кто не планирует заранее, а полагается на естественный ход событий». Если вы согласны с мнением, то отвечайте «да», а если не согласны, то отвечайте «нет».

Ответ «да» обозначен знаком «+», ответ «нет» — знаком «-» (минус).

Карточка для заполнения

Ответы на вопросы (№)

Баллы
             
             
             
             
             
             
             
             

Анкета

 

1. Практика показывает, что я верно определяю свои возможности в любой деятельности.

2. Я предусмотрительный человек.

3. Берусь только за то, что смогу довести до конца.

4. Обычно хорошо представляю, что нужно сделать, чтобы добиться за­думанного.

5. Постоянно пытаюсь найти ответ на вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?»

6. Прежде чем сделать окончательный шаг, я взвешиваю все «за» и «против».

7. Всегда отдаю себе отчет в том, что со мной происходит.

8. Непредвиденные препятствия не мешают мне довести дело до конца.

9. У меня не хватает терпения долго разбираться в том, что не решает­ся сразу.

10. В своих поступках и делах предпочитаю заглядывать далеко вперед.

11. Редко задумываюсь о главных целях своей жизни.

12. Отсутствие продуманных планов не мешает мне добиваться хоро­ших результатов.

13. Часто затрудняюсь сказать, того ли я достиг, чего хотел.

14. На выбор моих решений влияют не поставленные цели, а настрое­ние в данный момент.

15. Я часто ловлю себя на том, что целый час или два исчезли неизвес­тно куда.

16. Тот, кто считает необходимым исправлять все допущенные прома­хи, не замечает, как совершает новые.

17. Когда нужно разбираться в сложной обстановке, чувствую прилив энергии и сил.

18. Я четко представляю свои жизненные перспективы.

19. Умею отказываться от всего, что отвлекает меня от цели.

20. В своих поступках и словах следую пословице: «Семь раз отмерь, один — отрежь».

21. Уделяю много времени тому, чтобы понять, с каких позиций надо оценивать свои действия.

22. В своих действиях я успешно сочетаю риск с осмотрительностью.

23. Необходимость контролировать самого себя стала моей второй на­турой.

24. Когда у меня портятся отношения с людьми, могу их изменить.

25. Как правило, мне бывает трудно выделить главное в сложившейся ситуации.

26. Жизнь показывает, что мои прогнозы редко сбываются.

27. Люди, которые всегда четко знают, чего хотят, представляются мне слишком рациональными.

28. Удача сопутствует тому, кто не планирует заранее, а полагается на естественный ход событий.

29. Мне не хватает чувства меры в отношениях с близкими.

30. Меня угнетает необходимость принимать срочные решения.

31. Обычно мало слежу за своей речью.

32. Некоторые свои привычки я охотно бы изменил, если бы знал, как это сделать.

33. Что я хочу и что должен делать — вот предмет моих постоянных раздумий.

34. Я всегда заранее знаю, каких поступков и действий можно ожидать от людей.

35. Обычно с самого начала я четко представляю себе будущий ре­зультат.

36. Пока не сложился в голове четкий, конкретный план, не начинаю серьезного разговора.

37. У меня всегда есть точные ориентиры, по которым я оцениваю свой труд.

38. Я всегда стараюсь учитывать последствия принимаемых мной ре­шений.

39. Внимательно слежу за тем, понимают ли меня мои собеседники во время споров.

40. Я готов снова и снова заниматься совершенствованием уже закон­ченной работы.

41. Сколько ни анализирую свои жизненные трудности, не могу достичь полной ясности.

42. Жизнь так сложна, что считаю пустой тратой времени предвосхи­щать ход событий.

43. Неукоснительное следование однажды поставленной цели очень обедняет жизнь.

44. Считаю, что планируй, что не планируй, а обстоятельства всегда сильнее.

45. В последнее время ловлю себя на том, что придаю большое значе­ние мелочам, забывая о главном.

46. Мне обычно не удается найти правильное решение из-за большого количества возможных вариантов.

47. В ссорах не замечаю, как «выхожу из себя».

48. Сделав какое-то дело, предпочитаю не исправлять даже явные про­счеты.

 

Анализ и интерпретация результатов:

Самоуправление — целенаправленное изменение, и цель себе ставит человек, который сам управляет своими формами активности: общением, поведением, деятельностью и переживаниями. Самоуправление — процесс творческий, он связан с созданием нового, встречей с необычной ситуаци­ей или противоречием, необходимостью постановки новых целей, поиском новых решений и средств достижения целей.

Рассмотрим полный цикл самоуправления более детально.

1. Анализ противоречийили ориентировка в ситуации. Человек форми­рует субъективную модель ситуации, отвечая на вопросы, которые ставит сам себе: почему сейчас все получается не так, как это было раньше? Что изменилось по сравнению с прошлым? Что в данный момент происходит со мной? В чем причина моих неудач (во мне, в других, в сложившихся обстоятельствах)? Что происходит вокруг меня? Каково реальное положе­ние вещей?

2. Прогнозирование.Человек формирует модель-прогноз, которая ос­нована на анализе прошлого и настоящего, противоречий между ними. Про­гноз — это попытка заглянуть в будущее, предсказать ход событий или желаемые действия. Человек пытается получить ответы на вопросы: мож­но ли что-то изменить? Что поменяется, если я вмешаюсь и буду действо­вать? Что будет, если я не вмешаюсь в ход событий?

3. Целеполагание.Человек формирует субъективную модель желаемо­го или должного. В основе целеполагания лежит прогноз. Это переход от предположения о принципиальной возможности произвести изменения к предположению о вероятных результатах. Люди стремятся получить отве­ты на следующие вопросы: какими должны быть результаты? В каком на­правлении нужно изменять себя, свое общение, поведение или деятель­ность? Что конкретно можно изменить: ситуацию или самого себя?

4. Планирование. Человек формирует модель средств достижения цели и последовательности их применения. В соответствии с целями планы мо­гут быть стратегическими, тактическими, оперативными. Человек ищет от­веты на вопросы: какие средства нужны для достижения цели? В какой по­следовательности их следует применять?

5. Критерии оценки качества. Человек должен решить вопросы: каки­ми должны быть показатели, позволяющие оценить успехи в реализации плана? Как оценить, что сделанное было необходимым? Каким образом оценить достаточность моих поступков и действий? Систему оценок жела­тельно заготовить до начала практических действий и поступков, а по ходу действия их лучше корректировать.

Поспешная выработка критериев может привести к тому, что они ока­жутся недостаточно обоснованными или просто ошибочными, а это может повлечь совершенно иные результаты, чем те, которые были первоначаль­но задуманы.

6. Принятие решения— это переход от плана к действиям, самопри­каз: начать действовать! Но для этого человеку предстоит ответить на со­всем не простые вопросы: все ли я предусмотрел? Есть ли у меня еще время? Начинать действовать или еще нужно немного подождать?

Человек стремится найти оптимальное решение, которое предполагает сочетание смелости и осмотрительности. Не стоит поступать «сломя голо­ву», «лезть в воду, не зная броду», но и нельзя слишком оттягивать испол­нение задуманного.

Упущенное время может быть потеряно безвозвратно: когда человек наконец решился на активные действия, то оказалось, что к этому моменту все значительно изменилось и любое, даже очень хорошо подготовленное действие потеряло всякий смысл.

 7. Самоконтроль— сбор информации о том, как идет выполнение пла­на в реальном общении, поведении, деятельности. Человек отвечает себе на вопросы: как идет дело? Есть ли движение к цели? Нет ли ошибок в моих поступках?

8. Коррекция— изменения реальных действий, поведения, общения, переживаний, а также самой системы самоуправления. Человек ищет от­вет на вопрос: как быть дальше? Ответ зависит от результатов самоконтроля. Если все идет, как задумано, то человек может продолжать действо­вать так же, повторять еще и еще раз, чтобы убедиться в эффективности найденной системы самоуправления. Фактически — это переход к саморе­гуляции, закрепление того нового, что было найдено в процессе само­управления.

Если самоконтроль показывает, что имеется разрыв между желаемым и действительным, есть ошибки в поведении и деятельности, то возника­ют новые вопросы: что нужно изменить в своих поступках и действиях? Когда нужно произвести изменения — немедленно или через некоторое время? Есть ли время на обдумывание? Что конкретно нужно пересмотреть в процессе самоуправления, чтобы получить желаемый результат?

После этого начинается новый цикл самоуправления, новый анализ си­туации, прогнозирование, целеполагание и т.д.

Способность самоуправления оценивается по данной методике на основе обработки результатов анкеты.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.