Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Белов А. ОБ-РИ-51. Ход урока



Белов А. ОБ-РИ-51

Класс: 6

Тема урока: Неологизмы (Новые слова)

Цель урока:

· Содержательная:познакомить учащихся с появлением новых слов в русском языке.

· Деятельностная:развивать умение пользоваться толковым словарём для определения значения новых слов и развивать орфографическую зоркость.

Тип урока: Усвоение новых знаний.

УУД:

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД:1.Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета. 2. Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: .1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 2.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Предметные УУД:Научиться определять неологизмы в тексте художественной литературы и в публицистических текстах.

 

Ход урока

Этапы урока Этапы создания мини-проекта
I. Орг. момент. Стадия вызова. Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок пройдет в дистанционном формате. В результате урока вам необходимо создать мини-проект, который вы пришлете в конце.   Терминологический диктант 1) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности называются… 2) Все слова в языке называются … 3) Слова, которые употребляются всеми жителями не зависимо от места проживания, называются….. 4) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются ….. 5) словарный запас человека - это… 6) то, что обозначает слово называется…. 7) слова, одной и той же части речи противоположные по значению называются ….. 8) слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются… 9) слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются.. Ключ к ответам:
диалектными
Лексикой
Общеупотребительными
профессионализмами
лексикон
Лексическим значением
антонимами
омонимами
синонимами

 

Сегодня мы продолжим с вами изучать лексику. На прошлых уроках мы познакомились с вами профессионализмами, диалектизмами, жаргонизмами, устаревшими словами. А сейчас мы познакомимся с новой группой слов. Давайте выполним следующее задание: «Четвертое лишнее».

Бумага, халат, картина, интернет.

Какое слово выбрали? Почему?

Правильно это слово интернет.

 

Шаг 1.

Ученик выбирает тему мини-проекта, конечный продукт работы на уроке (презентация, памятка, кластер, видеоролик и т.д). Прослушав вступительное слово учителя, определив цели и задачи урока, ученик, например, принимает решение подготовить на альбомном листе памятку с опорными рисунками  

II. Этап целеполагания Так какой же теме будет посвящен наш урок? (Учащиеся формулируют и записывают тему урока) - Итак, на этом уроке мы начинаем знакомиться с таким понятием, как неологизмы. УЧИТЕЛЬ-Итак, предположите, пожалуйста, каковы цели сегодняшнего урока.Цели сегодняшнего урока таковы: 1) знать… 2) уметь… Цели сегодняшнего урока таковы: 1) Знать особенности образования неологизмов; 2) Уметь находить эти части речи в тексте; 3) Уметь создавать собственное высказывание, используя неологизмы  
III. Этап осмысления и закрепления знаний. 1. Работа с учебником. - чтение правила. (П.26, стр.72) Неологизмы («нео» — новый, «логос» — слово (греч.). Неологизмы — это новые слова общенародного языка. Значительные события общественной жизни, научно-технические открытия способствуют порождению целых серий неологизмов. Эти слова воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока ощущается их новизна, пока они не вошли в общий словарный состав. Неологизмы не возникают из ничего, они создаются по образцу уже известных в языке слов. Вот некоторые примеры. По образцу слов пароход, теплоход создано слово атомоход. Слова пулемётчик, миномётчик, зенитчик послужили моделью для образования слова ракетчик. Слово приземлиться дало возможность появиться словам прилуниться, приводниться. Создатель новых слов — народ. Новым словом мы называем новый предмет, а иногда писатели по-новому называют что-то нам хорошо знакомое. Авторские неологизмы — это слова, придуманные писателями с определённой целью и не получившие широкого распространения. 2. Распределительное письмо: - Сейчас я буду диктовать слова, а вы распределите их по следующим колонкам: профессионализмы диалектизмы Неологизмы жаргонизмы Вакцина, указка, бурак, акварель, провайдер, зарубежка, срезался, дизайн, печурка, вокализ, драчёны, срезался, постер, замолаживает, наждак, гутарить, акваланг, тинейджер, пара, шприц, хвост, блокбастер, летятина (дичь), журнал, кастинг, стрипуха, киллер, залавье (комод), брокер, дубак. 3. Учитель: Послушайте стихотворение Николая Егорова с новым авторским словом: От села До переката Где идёт озимый сев, Пляшут бойкие дождята, На минуту не присев. Назовите новое слово из стихотворения. Как оно образовалось? Какой это неологизм? (авторский)   4. Вокруг света на корабле «Бигль» Великий учёный Чарлз Дарвин в молодости совершил (свет, круг)__________ (путь, шествие) ______________ на корабле "Бигль". (Десять, пушки) ____________ бриг "Бигль" плавал под командой капитана Фиц Роя. Чарлз Дарвин был на корабле натуралистом и каждый день записывал свои наблюдения. Как много необычайного занёс в свои записки молодой ученый! Он видел интересные созвездия южного полушария, он наблюдал действующий вулкан и видел ужасные последствия (земля, тряска)_________________. Иногда (море, плавать)_____________ покидали свой бриг и отправлялись исследовать неведомые страны. За (пять, лет) _______________плавание Дарвин накопил богатейший материал для своей научной работы.   Шаг 2.  Обучающийся делает первый опорный рисунок в коллаже (образ определения, возникшего у него). Для начала учитель спрашивает, как обучающиеся понимают значение понятия, а затем делается рисунок правильного понимания неологизма. Вторым делается рисунок-образ авторского неологизма и приводится пример. При возможности учитель может предложить обучающимся подобрать предложения из художественной литературы и сделать рисунки в своем коллаже к ним.    
IV. Подведение итогов. Рефлексия. - Что такое неологизмы? - Приведите примеры неологизмов. - Что удалось на уроке? - Какие трудности испытали?   Шаг 3. Подводя итоги урока, ученик описывает создание мини-проекта в течение всего урока, одновременно выполняя разные задания по теме урока.
V. Домашнее задание. Подобрать примеры неологизмов из художественного произведения и нарисовать образ к нему П. 26, правило, упр.132 Шаг 4. Самоанализ. После урока ученик может дополнить уже готовый мини-проект, исправить недочеты.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.