|
|||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие №16. Краткие теоретические сведения.Практическое занятие №16 Тема:Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Цель:на примере искусственной экосистемы проследить изменения под воздействием условий окружающей среды. Оборудование:аквариум, таблицы изображений растительных и животных организмов аквариума. Краткие теоретические сведения. Аквариум - это искусственная экосистема, функционирование и развитие которой регулируется человеком. Различают 3 разновидности аквариумов: а) хищный (цихлидариум); б) смешанного питания (рыбы малых и средних размеров); в) видовой. При создании аквариума смешанного питания используют растения трех групп: плавающие на поверхности воды (водяная капуста, ряска малая); плавающие в толще воды (элодея канадская, элодея зубчатая) и те, которые укореняются в грунт (валиснерия спиральная, криптокорина). Аквариум заселяют видами рыб с разными типами питания: - фитофаги (лабео, кольчужный сом); - зоофаги (неон, минор, конго); - смешанного питания (барбусы, гуппии, меченосцы). Кроме рыб, в аквариуме есть - моллюски (физапузырчатая, котушка роговая, котушка белая), - кольчатые черви (трубочник), - ракообразные (дафнии, креветки пресноводные), - одноклеточные (инфузория-туфелька).
Примеры цепей питания: • зеленые водоросли - кольчужный сом; • инфузория-туфелька - физа пузырчатая (моллюск); • хламидомонада - инфузория-туфелька - дафния; • зеленые водоросли - лабео; • бактерии - дафния - неон и т.д.
Ход работы: 1. Рассмотрите картинку аквариума и его обитателей.
Дафния
Циклоп Улитка
2. Опишите аквариум как экосистемы по параметрам.
1) Укажите факторы среды.
2) Укажите компоненты экосистемы.
Контрольные вопросы: 1. Дайте определение понятиям: продуценты, консументы, редуценты. 2. Почему в аквариуме короткие цепи питания? 3. Какие условия необходимо соблюдать при создании экосистемы аквариума. 4. Составьте пищевые цепи в аквариуме. 5. Какие изменения могут произойти в аквариуме, если: - падают прямые солнечные лучи; - в аквариуме обитает большое количество рыб. - в одну из двух банок с дафниями, при одинаковой температуре и освещённости, добавить ряску;
Сделайте вывод о последствиях изменений в экосистемах.
|
|||||||||||||||||||||||||||
|