Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Упр 5. Запишите ответы теста



 

 

Тема урока: « Лексические выразительные средства.»

Задание:

1.Запишите тему урока в тетрать и выполните упражнения(задания выделены красным цветом)

 

Упр.1 Чтобы вы сегодня могли самостоятельно открыть новые знания, вам надо вспомнить материал, который потребуется для открытия, а для этого запишем предложение в тетрадь.

Поэт С. Наровчатов писал: « Чем сложнее становилось человеческое общество, тем сложнее и богаче становился язык».

- Как вы понимаете это высказывание? - В каком значении употребляется слово богаче ? - Докажите, что слово богатый многозначное. Как в толковых словарях обозначается многозначное слово?

 

1. Владеющий значительными материальными ценностями и денежными средствами (противоп.: бедный). // Такой, в котором сосредоточены большие богатства.
2. перен. Роскошный. // Имеющий дорогую отделку, убранство.
3. перен. Имеющий что-л. в большом количестве или имеющийся в изобилии. // Состоящий из большого числа чего-л., многочисленный.
4. перен. Отличающийся значительным и многообразным содержанием. // Отличающийся широтой и многообразием тонов и оттенков.

Значение слова Богатый по словарю синонимов:
Богатый – состоятельный, обеспеченный, имущий, зажиточный, крепкий, денежный, справный, обильный, изобильный, щедрый

 

Упр 2. Стихотворение «Золотая мама».

У мамы сердце золотое

И золотая голова,

И руки мамы золотые,

И спорятся ее дела.

И папа маму называет:

Ты человек наш золотой!

Сестричка только вот вздыхает:

Ведь золото – металл такой,

Колечко, правда, есть на пальце,

Но руки вовсе не блестят,

А на лице у глаз морщинки,

Не золотые – штучек пять…

И нет на сердце золотого,

А сердце… так оно внутри,

Оно в груди у мамы бьется,

Попробуй, пробу разгляди!

 

- Какое слово встречается в этом стихотворении чаще всего?

- Вглядитесь в слово « золотой». Оно - многозначное слово. Сформулируйте лексическое значение слова «золотой» в каждом случае и запишите их к себе в тетрадь.

(золотая мама – … ; золотое сердце – …; золотая голова – …; золотые руки – …; золотой человек – ….)

 

- Как вы уже знаете, при изучении лексики нашими верными помощниками являются Толковые словари. Обратимся к одному из них. Заглянем в словарь С.И.Ожегова, узнаем, сколько значений у этого слова.

Золотой – 1. Цвета золота, блестяще-желтый. Золотая осень. 2. перен. Счастливый, благоприятный. Золотая пора. 3. перен. Прекрасный, замечательный. Золотые руки. 4. перен. Дорогой, любимый. Золотой мой!

-  Какое из них основное? С какими из этих значений мы встретились в стихотворении «Золотая мама»?

- Хочу обратить ваше внимание, что 2, 3, 4 значения слова даны под пометой перен.

 

- Итак, давайте установим закономерность определения прямого и переносного значения слов. Для этого проанализируйте данные ниже примеры.

 

 Упр 3

1.) Запишите в 2 столбика словосочетания: в один – с прямым, в другой – с переносным значением слов: Тяжёлый чемодан, тяжёлый характер; лёгкая работа, лёгкая рука; железная дисциплина,железный гвоздь.

.

Упр 4

Загадка 1. Красная девица                             Загадка 2. За кудрявый хохолок

             Сидит в темнице,                                            Лису из норки поволок.

             А коса на улице.                                              На ощупь – очень гладкая,

                                                                                            На вкус, как сахар, сладкая.

(Народная загадка)                                                                                   (Е.Благинина)

- Какие слова говорят о том, что вы отгадали загадку правильно?

- Найдите слова, употреблённые в переносном значении.

- На основании каких признаков произошёл перенос значения в первой и во второй загадках?

- Как называется приём «очеловечивания» растения в первой загадке? (Олицетворение).

- Почему во второй загадке морковка сравнивается с лисой?

- Какие общие признаки у лисы и моркови?

- Как называется такой приём сравнения? (Метафора).

- В какой загадке описание морковки вам кажется наиболее поэтичным?

 

Метафоры, эпитеты, олицетворения встречаются не только в загадках. Они встречаются и в художественных произведениях. Прочитайте миниатюру Д. Зуева «Мелодия весны».

 

В каждое время года звучит своя музыка. Снег померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поёт, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах словно звенит серебряный колокольчик. Это заливаются сосульки. Смолкли скрипки мороза, а ещё вчера они говорили полным голосом. Солнечный луч заводит музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.

- Как вы понимаете значение слова мелодия? В прямом или в переносном значении оно употреблено в названии миниатюры?

- Выпишете из текста метафоры, олицетворения, эпитеты

 

Упр 5. Запишите ответы теста

1. Определи, в каком ряду находится метафора.

А. Нос корабля, крыло самолёта.

Б. Сладкие воспоминания, солнечное настроение.

В. Ветер воет, мороз лечит.

2. Выбери, в каком ряду находится олицетворение.

А. Изумрудные глаза, золотые руки.

Б. Гора подарков, куча желаний.

В. Сердитая зима, дремлет лес.

3. Подумай, в каком ряду находятся эпитеты.

А. Серп луны, река времени.

Б. Жаркий спор, тяжёлое чувство, огненные волосы.

В. Злой ветер, весёлое солнышко.

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.