|
|||
Упр 5. Запишите ответы теста
Тема урока: « Лексические выразительные средства.» Задание: 1.Запишите тему урока в тетрать и выполните упражнения(задания выделены красным цветом)
Упр.1 Чтобы вы сегодня могли самостоятельно открыть новые знания, вам надо вспомнить материал, который потребуется для открытия, а для этого запишем предложение в тетрадь. Поэт С. Наровчатов писал: « Чем сложнее становилось человеческое общество, тем сложнее и богаче становился язык». - Как вы понимаете это высказывание? - В каком значении употребляется слово богаче ? - Докажите, что слово богатый многозначное. Как в толковых словарях обозначается многозначное слово?
1. Владеющий значительными материальными ценностями и денежными средствами (противоп.: бедный). // Такой, в котором сосредоточены большие богатства. Значение слова Богатый по словарю синонимов:
Упр 2. Стихотворение «Золотая мама». У мамы сердце золотое И золотая голова, И руки мамы золотые, И спорятся ее дела. И папа маму называет: Ты человек наш золотой! Сестричка только вот вздыхает: Ведь золото – металл такой, Колечко, правда, есть на пальце, Но руки вовсе не блестят, А на лице у глаз морщинки, Не золотые – штучек пять… И нет на сердце золотого, А сердце… так оно внутри, Оно в груди у мамы бьется, Попробуй, пробу разгляди!
- Какое слово встречается в этом стихотворении чаще всего? - Вглядитесь в слово « золотой». Оно - многозначное слово. Сформулируйте лексическое значение слова «золотой» в каждом случае и запишите их к себе в тетрадь. (золотая мама – … ; золотое сердце – …; золотая голова – …; золотые руки – …; золотой человек – ….)
- Как вы уже знаете, при изучении лексики нашими верными помощниками являются Толковые словари. Обратимся к одному из них. Заглянем в словарь С.И.Ожегова, узнаем, сколько значений у этого слова. Золотой – 1. Цвета золота, блестяще-желтый. Золотая осень. 2. перен. Счастливый, благоприятный. Золотая пора. 3. перен. Прекрасный, замечательный. Золотые руки. 4. перен. Дорогой, любимый. Золотой мой! - Какое из них основное? С какими из этих значений мы встретились в стихотворении «Золотая мама»? - Хочу обратить ваше внимание, что 2, 3, 4 значения слова даны под пометой перен.
- Итак, давайте установим закономерность определения прямого и переносного значения слов. Для этого проанализируйте данные ниже примеры.
Упр 3 1.) Запишите в 2 столбика словосочетания: в один – с прямым, в другой – с переносным значением слов: Тяжёлый чемодан, тяжёлый характер; лёгкая работа, лёгкая рука; железная дисциплина,железный гвоздь. . Упр 4 Загадка 1. Красная девица Загадка 2. За кудрявый хохолок Сидит в темнице, Лису из норки поволок. А коса на улице. На ощупь – очень гладкая, На вкус, как сахар, сладкая. (Народная загадка) (Е.Благинина) - Какие слова говорят о том, что вы отгадали загадку правильно? - Найдите слова, употреблённые в переносном значении. - На основании каких признаков произошёл перенос значения в первой и во второй загадках? - Как называется приём «очеловечивания» растения в первой загадке? (Олицетворение). - Почему во второй загадке морковка сравнивается с лисой? - Какие общие признаки у лисы и моркови? - Как называется такой приём сравнения? (Метафора). - В какой загадке описание морковки вам кажется наиболее поэтичным?
Метафоры, эпитеты, олицетворения встречаются не только в загадках. Они встречаются и в художественных произведениях. Прочитайте миниатюру Д. Зуева «Мелодия весны».
В каждое время года звучит своя музыка. Снег померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поёт, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах словно звенит серебряный колокольчик. Это заливаются сосульки. Смолкли скрипки мороза, а ещё вчера они говорили полным голосом. Солнечный луч заводит музыку весны, а птицы, вода подпевают ей. - Как вы понимаете значение слова мелодия? В прямом или в переносном значении оно употреблено в названии миниатюры? - Выпишете из текста метафоры, олицетворения, эпитеты
Упр 5. Запишите ответы теста 1. Определи, в каком ряду находится метафора. А. Нос корабля, крыло самолёта. Б. Сладкие воспоминания, солнечное настроение. В. Ветер воет, мороз лечит. 2. Выбери, в каком ряду находится олицетворение. А. Изумрудные глаза, золотые руки. Б. Гора подарков, куча желаний. В. Сердитая зима, дремлет лес. 3. Подумай, в каком ряду находятся эпитеты. А. Серп луны, река времени. Б. Жаркий спор, тяжёлое чувство, огненные волосы. В. Злой ветер, весёлое солнышко.
|
|||
|