Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическое задание №2: Декорирование и роспись керамических изделий подглазурными красками



 

31.03.20_1ДПИ_Материаловедение и технологии_Галак Н.В.

 

Тема 8. Способы декорирования фарфора, фаянса и близких к ним масс:

Практическое задание №2: Декорирование и роспись керамических изделий подглазурными красками

1. Расписать 1 изделие

Обожженное, но не глазурованное изделие зашлифовать наждачной бумагой (нулевкой), очистить от пыли влажной губкой. Нанести контур рисунка карандашом и расписать подглазурными красками, используя сахарный сироп в качестве разбавителя (1часть сахара на 3 части воды).

Методические рекомендации

Подглазурная роспись. При подглазурной технике росписи декор наносят на неглазурованную поверхность керамического изделия, после чего его глазуруют, а затем подвергать политому обжигу. В этом случае специальный декоративный обжиг не проводится (за исключением дополнительной росписи золотом).

Существует несколько способов ведения подглазурной живописи. Наиболее распространенный из них – живопись по черепку (этот вид живописи наиболее характерен для фаянса) является подглазурной росписью, в которой краски наносятся на подсушенное изделие. Роспись по сырому материалу чаще делают водяными растворами солей тяжелых металлов. Соли-растворы наносятся на необожженную поверхность изделия (сухого материала) с помощью кисти. На вид соли почти бесцветные, потому для облегчения в работе к ним добавляют немного анилиновых или других красителей (чернило, акварельные краски), которые во время обжига должны иметь способность выгорать, а цвет соли, напротив, проявляться. После нанесения декора на сухой материал его обжигают на утиль, а затем глазуруют и обжигают еще раз.

В результате обжига солей выходят очень нежные оттенки, которые дают рисунки слегка расплывчатые. Для солей характерные: голубой, сероватый, розовый, бледно коричневый, светло-зеленый оттенки.

Такой вид росписи применяют главным образом в соединении с надглазурной росписью, он дополняется росписью золотом.

Соли-растворы возможно также наносить на утильное (неглазурованное обожженное) изделие, которое после покрытия глазурями подвергается политому обжигу. Но при этом художественный эффект выходит менее интересный, потому что живописный рисунок просматривается более жестко сквозь глазурь, исчезает нежность тона. Роспись солями более распространена на фаянсе, чем на фарфоре.

Стоит учесть, что декор, нанесенный солями по сырой глазури, дает более яркую, сочную роспись. Это можно объяснить тем обстоятельством, что изделия, декорированные таким способом, не проходят многократный процесс обжига и выгорание красок исключено.

На фарфоровых изделиях подглазурную живопись применяют реже, чем надглазурную из-за высокой температуры политого обжига, что могут выдержать не все краски.

В сравнении с надглазурной подглазурная живопись долговечнее, потому что сохраняется под слоем стекловидной глазури. Контур рисунка образуется более мягкого звучания, слегка расплывчатый. Подглазурную живопись можно вести как по предварительно подготовленному карандашному контуру рисунка, так и сразу кистью.

Рекомендуемая литература:

1. Акунова Л.Ф. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий / Л.Ф.Акунова, С.З. Приблуда. – М., 1979.

2. Акунова Л.Ф. Технология производства и декори­рование художественных керамических изделий / Л.Ф.Акунова, В.А. Крапивин. – М., 1984.

3. Захаров А.И. Основы технологии керамики / А.И. Захаров. – М., 2002.

  1. Крупа А.А. Химическая технология керамических материалов / А.А. Крупа, В.С. Городов. – Киев: Высщая школа, 1990.
  2. Миклашевский А.И. Технология художественной керамики / А.И. Миклашевский.


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.