Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество и человек»



17.04.20

6 класс

Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество и человек»

 

Ход урока

1.

Учитель Ученики
1. Что такое общество   2. Происхождение и развитие человека   3. Ступени развития общества   4. Современное общество   5. Человечество как сумма поколений   6. Человек, общество, природа Определение, сферы общественной жизни Что из себя представляет человек     Основные ступени, критерии выделения Достижения и потери   Культурное наследие     Их взаимосвязь

 

2. Повторение материала в соответствии с намеченным планом

П.1 Что такое общество

У слова общество много значений: общество по интересам (спортивное), по происхождению (дворянское), этап в историческом развитии (рабовладельческое). Дайте более широкое определение общества. Самое широкое – всё человечество в его развитии. На с.9 – социальная организация государства, нации, народности.

Чем отличаются понятия  «страна» и «государство»? (1е-географическое, 2е- политическое)

Как устроено общество, что в себя включает? (4 сферы: экономическую, политическую, социальную, духовную)

Что относится (запись в тетрадь):

 Экономической сфере

 Политической сфере

Социальной сфере

Духовной сфере

Примеры: монархия, физика, семья, рабы, ислам, завод, французы, библиотека, церковь, торговля, мораль, правительство, поликлиника, магазин, полиция, метро. ( Дети отвечают к какой сфере относится слово и доказывают почему)

Основные выводы: все сферы взаимосвязаны между собой, общество – единый социальный организм.

 

П.2 Происхождение и развитие человека

Когда появились первые люди? ( 2 млн лет назад)

Человек «разумный»? ( 40 тыс. лет назад)

Что из себя представляет человек? (древнегреческий философ Платон отвечал так: «Человек – это двуногое животное без перьев».) 

 

Как вы думаете, почему он так говорил, с кем сравнивал человека? Человек – биологическое существо, часть природы.

 

Есть общие черты с животными? (физиологические потребности: в пище, сне; целесообразность поведения: птица притворяется раненой, чтобы увести от гнезда; хищник крадется во время охоты, чтобы не спугнуть добычу). Но всё же через две тысячи лет французский физик Паскаль возразил Платону: « Человек без ног всё же остается человеком, а петух без перьев человеком не становится».

 

Что отличает людей от животных? (способность к творчеству – паук плетет сеть для охоты, человек использует сеть в самых разных случаях, целеполагание – бобры и люди строят дома, человек заранее планирует свою деятельность)

 

Как вы думаете, какой самый важный признак человека? (Он существо общественное).

 

 Может ли человек вне общества стать человеком?

Именно в процессе общения происходит формирование таких качеств человека как речь, способность мыслить.

Почему Робинзон Крузо не чувствовал себя счастливым на необитаемом острове?

Вывод: биологическое и социальное слиты в человеке воедино. Человек – существо биосоциальное.

 

П.5 Человечество как сумма поколений

Дайте определение человечества. (общее количество ушедших, ныне живущих и будущих поколений)

Жизнь человека направлена на то, чтобы оставить после себя добрую память. Назовите людей, жизнь которых не прошла бесследно. Что было ими сделано?

Что такое поколение?

Почему не было конфликта поколений во время Великой Отечественной войны?

Каждое поколение оставляет после себя что-то ценное, иногда проверенное столетиями. Как мы называем ту часть культуры, которая прошла испытание временем и воспринимается как нечто ценное и почитаемое? (культурное наследие)

 

П.3 Исторические ступени развития общества

Человеческое общество прежде чем приобрело современный вид, прошло в своем развитии несколько ступеней.

Назовите их. (Общество охотников и собирателей, земледельцев и скотоводов, аграрное, индустриальное, информационное).

По каким критериям учёные выделили эти ступени? (по способу добывания средств существования, по формам хозяйствования).

Чем отличается аграрное общество от индустриального?

 

 

п.4 Человек, общество, природа

Существует ли взаимосвязь между обществом и природой?

Почему мы должны охранять природу?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.