|
|||
Глава 3 ИгроманияГлава 3 Игромания Все мы отчасти люди азартные, только у каждого азарт проявляется по-своему. Один азартно засеивает свои шесть соток, другой азартно смотрит футбол, третий азартно читает книги, а некоторые азартно играют в азартные игры. Иногда последнее становится настоящей проблемой. Будь то подросток, не отходящий от игровых автоматов и "просаживающий" все карманные деньги и не карманные тоже, или взрослый дяденька, пропадающий в казино и оставляющий там суммы, которые любому нормальному человеку носить с собой страшно, – все это одна и та же беда, имя которой, "игромания". А счастье было так близко… Дьявол, как известно, играет на человеческих пороках. И один из самых наших залежалых пороков – это жажда удачи, надежда на счастье. На самом деле желать тут нечего и надеяться тоже не нужно, только зря потом расстроитесь. Мне как психотерапевту приходилось лечить и игроманов, и владельцев казино и прочих подобных заведений. Так вот, странно, но первые утверждают, что выиграть в казино (т.е. у вторых) можно значительно больше, чем об этом говорят вторые. При этом первые приходили ко мне, что называется, без штанов, вторые – в очень недешевых штанах (и лечились последние, конечно, не от игромании). Игрок, в среднем, оставляет в соответствующих учреждениях от 80% до 92% приносимых денег, хотя отправляется туда ровно за обратным – унести оттуда от 80% до 92% сверх вложенных средств. Что ж, судя только по этому факту, психологическое состояние игроманов является болезненным… Но как же так получается, что одни люди попадают в зависимость от игры, а другие нет? Тут действуют несколько механизмов. Во-первых, отношение к деньгам. Они, конечно, всем нужны, но в остальном отношение к ним у всех разное. Если человеку деньги доставались легко, он и будет к ним относиться "с легкостью". В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все прочее, но не самого главного виновника – себя. Платон Просадить тысячу-другую в казино – для него не проблема. Проблемы начинаются позже. Во-вторых, прежний опыт. По Пушкину, "опыт – сын ошибок трудных", но есть в нашем подсознании и другой опыт – воспоминание о счастливых моментах, о том, как нам когда-то повезло или как могло повезти. Вот этот опыт и порождает настоящую драму: подсознание хранит это переживание и настойчиво требует повторения вызвавшей его приятной ситуации. Тут уж, сколько шишек ни получишь, сколько разочарований ни переживешь, сколь ни говори себе: "Все, ничего не получится! Пора заканчивать!" – внутренний голос будет толкать тебя вновь и вновь на старые, хорошо испытанные грабли. Разумность, осторожность человека выражается не столько в том, что он никогда не совершает ошибки, сколько в том, что он не допускает ее повторения. К. Боуви Постарайтесь ответить на такой вопрос. Когда, по вашему представлению, вы будете более мотивированы на работу (на какую-то деятельность): в том случае, если вам будут оплачивать ее регулярно и в установленном объеме, или же в том случае, если вознаграждение будет нерегулярным и различным по количеству? Наверное, вы думаете, что если вам регулярно платить оговоренную изначально сумму, то работник из вас будет хоть куда. Однако данные научных исследований свидетельствуют об обратном: такой труд вам быстро наскучит и вы начнете халтурить. Если же ситуация складывается таким образом, что вы не знаете, заплатят вам или нет, а также сколько вам заплатят, если заплатят, то вероятность того, что вы будете неустанно и качественно трудиться на этом поприще, значительно выше. Почему так? Ну, бог его знает, конечно, но, наверное, есть в последнем случае место надежде: "А вдруг заплатят?.. А вдруг хорошо заплатят?..". Когда же известно, что заплатят, известно и то, сколько заплатят, то надежда просто не нужна, а потому и мотивация на труд слабенькая. Жертвами такого "нерегулярного подкрепления" и оказываются игроманы – вот уж действительно нерегулярно и в суммах от рубля до миллиона. Психологическая ловушка: сознание вроде бы сохранено, но сознательностью и не пахнет. В семье не без больного Игроманами не рождаются, игроманами становятся. Появляется в семье человек, который пропадает вечерами, спускает несметное количество денег, слоняется по квартире, как в воду опущенный, что-то отчаянно себе соображает, а всем известно только одно: ходит он в казино или в метро к игральным автоматам. Попытки как-то его вразумить, наставить, что называется, на путь истинный, эффекта не дают. "Да, да", – говорит он, а потом – глядь, и вечером его нету, и "снова за старое", и долгов, как после капитального ремонта. Начинаются скандалы, слезы, взаимные обвинения, обиды, но все без толку. Однако сетовать на этих "профессиональных игроков" и бесперспективно, и бессмысленно. Важно понять одну парадоксальную, на первый взгляд, вещь: несмотря на всю внешнюю "сохранность" рассматриваемого персонажа, несмотря на всю его вменяемость, сознательность и т.п., он болен. Да, да, болен! У него, можно сказать, "психическая инфекция". Откройте любую современную классификацию психических расстройств, и вы найдете там такую болезнь – "игроманию", или, иначе, "патологическую склонность к азартным играм". А потому такой "пострадавший" нуждается не во внушениях и назиданиях, а в лечении, в помощи врача-психотерапевта . Не то жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, имения, – все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность – свое человеческое достоинство. Эпиктет Психологи давно пришли к выводу, что каждый из нас относится к одному из двух психологических типов: мы или интерналы, или экстерналы. Что скрывается за этими мудреными названиями? Экстерналы – люди, которые всегда полагаются на случай, на судьбу, на удачу, на авось, которые рассчитывают не на себя, а на "стечение обстоятельств", т.е. ждут, а не делают. Вторые – интерналы– напротив, рассчитывают на себя, они всегда думают о том, что от них зависит, что они могут сделать, чтобы повернуть дело к лучшему. И они делают, а не ждут, пока удача сама свалится им на голову. Специальные исследования показали, что интерналам, как ни странно, "везет" больше, чем экстерналам. Они меньше страдают от психологических проблем, они более успешны в жизни, они оптимистичны и трудоспособны. В отличие от интерналов, экстерналы, наоборот, сталкиваются с большим количеством психологических трудностей, неудачи – это их "конек", они постоянно впадают в пессимистическое настроение и чаще других кончают жизнь самоубийством. Игроман – классический случай экстернала. Его попытки "разработать систему выигрыша" – отнюдь не работа интернала, это только ее жалкое подобие. Он "разговаривает" с картами, думает, что игральному автомату известно чувство "справедливости", а потому, раз он "съел" уже столько денег, то должен и поделиться. В сущности, игроман ведет себя, как ребенок, он словно бы забыл, что давно живет в мире взрослых. Со своей экстернальностью можно справиться, но нужно знать как. Психотерапия учит не тому, как выигрывать в казино, а тому, как выигрывать в жизни. Разница, может быть, и незначительная с первого взгляда, но зато существенная, и более чем. Хочешь достигнуть цели своего стремления – спрашивай вежливее о дороге, с которой сбился. Уильям Шекспир Знаменитый игрок Среди "игроманов" встречаются весьма незаурядные личности. Пожалуй, наиболее известным "заложником лихорадки азарта" был Федор Михайлович Достоевский. Окончив Инженерный институт, т.е. практически в самом начале своей самостоятельной жизни, будущий великий русский писатель познакомился с миром игроков, профессиональных шулеров, закладов, денежных ссуд, векселей и процентов. Осенью 1843 года он проигрывает за один вечер тысячу рублей (в то время громадные деньги), а в феврале 1844 г. – еще одну тысячу в "невинную" игру домино. В Сибири, по выходе из каторги, заменившей смертный приговор, он пристрастился к азартным играм и писал знакомым: "Ух, как играли жарко! Скверно, денег нет. Такая чертова игра – это омут. Вижу и сознаю всю гнусность этой чудовищной страсти, а ведь так и тянет, так и всасывает". 8 сентября 1863 года Федор Михайлович сообщал брату: "Миша, я в Висбадене создал систему игры, употребил ее в дело и выиграл тотчас же 10 000 франков. Наутро изменил этой системе, разгорячился и тотчас же проиграл. Вечером возвратился к этой системе опять, со всей строгостью, и без труда скоро выиграл 30 тыс. франков. Скажи: как после этого не увлечься, как не поверить, что счастье у меня в руках". Человек есть существо, ко всему привыкающее, и, я думаю, это самое лучшее определение человека. Ф. М. Достоевский Достоевского в этот момент в Париже ждет красавица Суслова, но он задерживается в Висбадене с мечтою выиграть 100 тыс. франков. Выигрывает 10 400 и решает на следующий же день уехать, но не выдерживает, остается и проигрывает большую часть суммы. Из остатка он отправляет в Россию 500 франков для своей больной (первой) жены, но через неделю уже шлет умоляющее письмо к родным возвратить посланные деньги. Это путешествие послужило Достоевскому материалом для романа "Игрок". Некоторые игроманы гордятся подобной близостью к писателю, хотя это выглядит, по крайней мере, достаточно странным – пытаться гордиться близостью в неврозе, пусть даже и с великим русским писателем. Если бы они могли гордиться аналогичными творческими способностями… Игромания не делает человека Достоевским, равно как и шизофрения не делает его Ван Гогом. Компьютерное безумие Компьютеры – это, конечно, хорошо. "Новые возможности", "необходимое знание", "в ногу со временем"… Однако нельзя забывать об одной существенной детали: компьютеры и все, что с ними связано, – это бизнес. Не случайно Билл Гейтс – этот бог современного компьютерного мира – стал самым богатым человеком в мире. А бизнес, как известно, преследует одну цель – заработать, а на чем и за счет чего, его интересует в самую последнюю очередь. К сожалению, в этой "очереди" оказались наши дети, и кое-кто наживается на их здоровье. Что такое компьютеры, уже всем хорошо известно, а вот что такое компьютерные игры? Компьютерные игры – это специальные компьютерные программы, которые выводят на экран картинку, превращая тем самым этот экран в поле игры. Это своего рода "настольная игра", но впечатляющая и достаточно сложная. Компьютерные игры условно можно разделить на три группы: во-первых, традиционные игры в компьютерном исполнении (карты, шахматы, "морской бой" и т.п.); во-вторых, "стрелялки", где играющий сражается с виртуальными противниками при помощи самого разнообразного вооружения; наконец, в-третьих, "стратегии" – игры, нацеленные на приобретение разнообразных "богатств". Чему учат эти игры детей? Даже игра в шахматы с компьютером лишает самого главного – общения, без которого любая игра становится сущим недоразумением. Если же вести речь о "стрелялках" и виртуальном "обогащении", то вывод здесь напрашивается сам собой: детей учат агрессии и получению "нетрудовых доходов". Чем это чревато, наверное, объяснять не нужно. Однако последствия здесь не только "общественно значимые", но и значимые с медицинской точки зрения. Зачастую дети, погружаясь в виртуальный мир, не могут ему сопротивляться. Они еще не имеют достаточных психологических защит, а потому превращаются в настоящих невротиков – со страхами, приступами тревоги, болезненным раздражением, ночными кошмарами, навязчивыми состояниями и т.п. В более тяжелых случаях у детей развиваются даже так называемые "компьютерные психозы", т.е. состояния, характеризующиеся галлюцинациями, ощущением заговора, преследования, чудовищной опасности и т.п. Принято думать – а мысль эта внушена соответствующими лицами не без корыстного умысла, – что работа с компьютером развивает "пользователя". Конечно, во всяком заблуждении есть доля истины, но, как правило, она безнадежно мала. Работа с компьютером, действительно, развивает, как, впрочем, и любая работа. Но что может развить в ребенке компьютерная игра? Она, безусловно, способствует увеличению скорости реакции, тренирует память, развивает воображение ребенка. Но все это происходит в очень узком диапазоне жизни и отнюдь не означает, что ваш ребенок начнет лучше учиться или быстрее усваивать школьный материал. По ряду отягощающих причин компьютерные игры будут иметь прямо противоположный эффект. Все высокие побуждения, идеи, замыслы и чувства человека не стоят и ломаного гроша, если они не укрепляют его для лучшего выполнения долга в будничной жизни. Г. Бичер По сути, весь смысл компьютерной игры сводится к запоминанию, где и как нужно повернуть "мышь" или на какую клавишу в какой момент данной конкретной игры следует нажать. Поэтому очевидно, что утверждение, будто бы подобная практика сильно развивает вашего ребенка, сильно преувеличено. К чему же в реальности приводит пристрастие ребенка к игре на компьютере? Во-первых, речь идет именно о пристрастии, т.е., иными словами, о зависимости, причем очень сильной. Подчас ничто не способно привлечь внимание ребенка, кроме компьютера, ничто не может отвлечь его от этого занятия. Ребенок начинает вести себя, как настоящий наркоман: он думает только о компьютерных играх, говорит только о них, таскает деньги, чтобы попасть в компьютерный клуб, тратит на игру не только все свободное время, но и несвободное тоже (прогуливает школу, недосыпает и т.д.). Во-вторых, компьютерные игры оказывают самое неблагоприятное влияние на психику ребенка. Он становится напряженным, эмоционально неуравновешенным, испытывает чувство тревоги, перемежающееся подавленностью или озлобленностью. У детей нарушается сон, зачастую им снятся кошмары, содержание которых почерпнуто из компьютерных игр. Это болезненное общение с компьютером делает ребенка замкнутым, он астенизируется, не может сосредоточиться на учебе или другой важной для него деятельности. В-третьих, все это сказывается и на физическом состоянии ребенка. Он перестает уделять должное внимание спорту и физическим нагрузкам, подрывает свое здоровье постоянным пребыванием за экраном компьютера (мерцание экрана, излучение и т.п.). Родителям очень важно осознать, что их ребенок попал в зависимость от компьютера, т.е., по сути дела, болен этой зависимостью. Разъяснить ребенку пагубность данной привычки практически невозможно, тактика запрета оказывается малоэффективной, а "битие", как известно, непедагогично, да и к тому же бессмысленно. Все это делает необходимым обращение к специалисту – детскому психиатру или психотерапевту. Лучше, конечно, предупредить возникновение этой зависимости, нежели потом с ней бороться. Для этого необходимо, чтобы на домашнем компьютере просто не появлялись игровые программы. С самого начала ребенка нужно ориентировать таким образом, чтобы компьютер воспринимался его сознанием как способ учебы или форма работы, но вовсе не как развлечение. Зачастую родители просто не желают тратить время, чтобы учить ребенка работе на компьютере, а потому они полагаются на то, что он обучится этому сам. Люди всегда сваливают вину на силу обстоятельств. Я не верю в силу обстоятельств. В этом мире добивается успеха только тот, кто ищет нужных ему условий и, если не находит, создает их сам. Бернард Шоу Игра, конечно, быстро научит малыша пользоваться компьютером и стучать по клавишам, но издержки этого "самообучения" слишком серьезны. Детская психика еще не сформирована, она находится в развитии и весьма податлива, тем более на искушения. Именно поэтому она нуждается в бережном и тщательно выверенном к себе отношении, иначе – жди беды. Утопленники Интернета Наконец – Интернет. Сколько о нем сказано всяких самых замечательных вещей! Он, видите ли, и общая база данных всего человечества, и лучшая библиотека, и способ общения, и бог еще знает что! На деле же это свалка, с одной стороны, и способ довести и без того нездорового современного человека до состояния полного и безоговорочного сумасшествия, – с другой. Не секрет, что для многих людей значительную проблему представляет сам процесс общения, многие испытывают трудности в поиске друзей или просто собеседников. Общаться, поддерживать беседу – это искусство, кроме того, это еще и своего рода борьба: часто наши собеседники пытаются продемонстрировать в разговоре собственное превосходство, эрудицию, способность ставить окружающих в тупик. Многие оказывались в ситуации, когда в беседе их пытались выставить дураками, опозорить, загнать в тупик и т.п. К сожалению, инстинкт самосохранения группы, т.е. иерархический инстинкт, предполагает конкуренцию и борьбу за власть. А поскольку у человека этот инстинкт, как правило, гипертрофирован, то и ведется эта борьба часто против правил. Интернет же предлагает удивительные возможности для человека, желающего вступить в общение с другими людьми, но испытывающего на этом пути существенные затруднения. Интернет – это поле для безграничного анонимного общения. Имени твоего никто не знает, где ты живешь, как выглядишь – тоже никому не известно. Всегда, как кажется, можно из этой игры выйти, можно понаблюдать со стороны. Короче говоря, если у тебя есть проблемы с общением, то милости просим – Интернет избавит тебя от всех трудностей. Если у тебя лицо краснеет, когда ты с незнакомым человеком разговариваешь, здесь этого никто не заметит; если у тебя во время разговора руки трясутся или заикание начинается, то это общению по Интернету никаким образом не мешает. Бояться и стесняться ничего не нужно, все очень просто и "демократично". Наконец, поскольку своего визави ты тоже не видишь и не знаешь, то его можно придумать, причем таким, каким тебе хочется. Что этот человек совсем не соответствует твоим ожиданиям, ты, может быть, никогда и не узнаешь и не разочаруешься. Правда, если посмотреть ей в лицо, состоит в том, что общение это все-таки липовое, а визави – выдумка на 99%. Но об этом ведь можно и не думать. Главное же в Интернет-общении то, что оно ни к чему тебя не обязывает – поговорили и разошлись. Проявлять дружеских чувств здесь не нужно, помощь оказывать товарищу по Интернету тоже несподручно, терпеть чью-то слабость или противостоять чьей-то силе также нет необходимости. Короче говоря, идеальное место! Идеальное! Мы живем в атмосфере стыда. Мы стыдимся всего, что в нас есть подлинного: стыдимся самих себя, своих родственников, своих доходов, своего произношения, своих взглядов, своего жизненного опыта точно так же, как мы стыдимся своего обнаженного тела. Бернард Шоу Вот люди и пропадают в Интернете, тонут в нем самым натуральным образом. Общаются, дружат с отсутствующими в действительности персонажами, как шизофреники, ей-богу! Впрочем, проблема значительно глубже, чем может показаться. Ведь к чему все это приводит? Живет человек средь идеальных друзей и собеседников, которых сам себе и придумал на 99% такими, какими хочет их видеть, а потом, общаясь с нормальными, живыми людьми, видит, насколько они – живые – плохи и не подходят для общения. Не такие они хорошие собеседники, как хочется, а такие, какие есть! И начинает такой утопленник Интернета избегать настоящего общения, все более и более погружаясь в мир иллюзии. Кроме того, если бы у него не было возможности общаться с Интернет-другом, то пришлось бы над собой работать, ведь общение – это не столько способ поговорить, сколько возможность научиться говорить, возможность измениться самому, какие-то свои качества человеческие улучшить, т.е., по большому счету, человеком стать. Без настоящего, фактического общения нет и не может быть человека. Только в живом общении мы обретаем собственное, человеческое лицо, научаемся контролировать свои эмоции и поведение, развиваем и совершенствуем свою личность. Но это недоступно человеку, погруженному в мертвые воды Интернета, где все искусственно, а потому и сам он становится искусственным, ненастоящим. Это явление встречи с "ты" именно и есть место, в котором впервые в подлинном смысле возникает само "я". С. Л. Франк Поколение Интернета – поколение киборгов, людей, лишенных способности сочувствовать, сопереживать и быть сильными. Впрочем, объяснять это утонувшему в Интернете бессмысленно. Ему удобнее общаться с себе подобными, чем с живыми пока еще людьми.
|
|||
|