|
|||
г. 9-Б класс. Ход урока. Организационный момент. Вступительное слово - прочитатьСтр 1 из 2Следующая ⇒ 03. 04. 2020г. 9-Б класс Система образов повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Задачи урока: познавательная: познакомить учащихся с системой образов художественного произведения; сопоставить характеры героев, их поступки; развивать навыки монологической речи;учить сравнивать, сопоставлять; воспитывать у учащихся ответственное выполнение домашнего задания: формировать эстетический вкус к своей внешности.
Ход урока 1. Организационный момент 2. Вступительное слово - прочитать Перед нами «московская» повесть М.А.Булгакова, очень характерна для его блистательного пера, где социальная сатира возникает на тщательно выписанном городском фоне, а в натуральный быт вплетена фантастика. ü От кого же «унаследовал» творческий метод М.А.Булгаков? Предполагаемый ответ: мрачно-весёлую фантастику – от Гоголя, сатиру – от М.Е.Салтыкова-Щедрина. Современники М.А.Булгакова находили в «Собачьем сердце» множество узнаваемых примет. Пречистенка, где протекает действие повести была сосредоточием интеллигентского, художественного и профессорского круга. В переулках московских улиц М.А.Булгаков жил сам и находил своих друзей, но взгляд у него на эту среду был трезво-иронический. Живой злобой дня были приметы жилищного кризиса в Москве, создавшие эпоху «уплотнений» и домкомов. И модные темы 20-х годов, обсуждавшиеся в газетах, - о проблемах «омоложения» и пола, возможности «улучшения» и «исправления» несовершенной человеческой природы. Две острые мысли, развёрнутые в повести, пережили своё время и заставляют до сих пор читать эту вещь неотрывно, не только в силу уважения репутации автора. /по ходу объяснения учебного материала учитель работает по составлению схемы/ Первая из них связана со странным «лабораторным существом», которого никак уж не решишься назвать человеком Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. Вторая – фигура профессора Преображенского, тщетно борющегося за сохранение привычного образа жизни в большой пречистенской квартире. Пытается отгородиться от «улицы», оставить «чистой» свою науку. Но себе же на погибель он создаёт чудовище, способное изгадить и погубить всё вокруг себя. Близорукость взгляда учёного и непредсказуемость опытов и теории, когда дело касается человеческой психики, - вероятно, в современном мире эта тема не менее, а более насущна, чем 85 лет, когда создавалось произведение. Повесть состоит из 8 глав и эпилога. История превращения собаки в человека, о превращении «милейшего пса» в «мразь».
|
|||
|