Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическое занятие №16. Тема: Болезни растений: симптомы, типы болезней и классификация. Задание.



Практическое занятие №16

 

Тема: Болезни растений: симптомы, типы болезней и классификация

Цель занятия: Изучить понятие о фитопатологии как о науке, изучающей болезни растений и мерах борьбы с ними.

Задание.

1. Изучить историю развития науки фитопатологии, роль отечественных и зарубежных ученых-фитопатологов.

2. Определить задачи фитопатологии на современном этапе.

3. Рассмотреть экологию и динамику инфекционных болезней..

Форма организации занятия: при выполнении заданий - индивидуальная.

Место и время проведения занятий. Тема изучается в течение 2 часов с применением электронного (онлайн) обучения

 

 

Фитопатология – наука о болезнях растений, а именно, о причинах и условиях возникновения, развития и затухания болезней и мерах борьбы с ними (phyton [фитон]- растение, pathos [патос] – болезнь, logos [логос] – наука). Фитопатология относится к той отрасли практических знаний, которая вместе с энтомологией, земледелием и химической защитой растений направлена на их защиту от вредителей, болезней и сорняков. В условиях производства оказывается целесообразным и возможным совмещение защитных мероприятий против различных вредных организмов, более широкая интеграция их с другими агротехническими приемами: обработкой почвы, корневой и некорневой подкормками, поливами и т.д. Как наука, фитопатология возникла в начале 19 века. Современная фитопатология, пройдя ряд этапов, оформилась в систему научных дисциплин, содержание которых составляет не только изучение отдельных групп болезней и их возбудителей, но и обоснование и разработка систем защитных мероприятий. Развитие фитопатологии привело к возникновению новых специальных наук: этиологии – науке, изучающей причины заболеваний, фитоиммунологии – учении об устойчивости растений к болезням, эпифитотиологии – изучающей закономерности проявления болезней и причины их массового развития, защиты растений от болезней; а также к выделению самостоятельных дисциплин: иммунитета растений, прогноза появления и распространения заболеваний, биологического метода защиты растений, карантина растений и др. Курс фитопатологии делится на две части: общую и специальную или сельскохозяйственную. Общая фитопатология дает представление о больном растении, изучает историческое развитие взаимосвязей между растением, возбудителем и условиями внешней среды. В общей фитопатологии изучаются причины и закономерности возникновения болезней, особенности их развития и распространения, их вредоносность и ущерб, причиняемый сельскому хозяйству. В общей фитопатологии рассматривается иммунитет растений к инфекционным болезням, и указываются основные методы борьбы с болезнями растений. В сельскохозяйственной фитопатологии рассматриваются заболевания на отдельных культурах. Сельскохозяйственная фитопатология рассматривает также причины возникновения заболеваний, условия их распространения и развития, биологию возбудителей. Принципы построения систем защитных мероприятий от основных болезней. Основным методом фитопатологии является метод, рассматривающий все явления их взаимосвязей и взаимодействий. Фитопатология исследует закономерности рационального построения и ведения защитных мероприятий не изолированно, а с учетом развития мировой науки и передовой практики, особенностей природных зон и экономических факторов. Настает время решения вопросов защиты растений не на химической, а на экологической основе с учетом фитосанитарного состояния почв, семян и посевов. При любых формах сельскохозяйственного производства (предприятия агропромышленного типа, фермерские хозяйства) защитные мероприятия должны включаться в технологические схемы возделывания культур. Необходимо разрабатывать и внедрять системы мероприятия в защите растений от комплекса вредных объектов (вредителей, болезней и сорняков). Важная роль отводится сейчас охране окружающей среды, применение безопасных для человека методов защиты с/х культур от вредителей и болезней. Системы мероприятий должны быть научно обоснованы и строиться на базе зональных систем земледелия, знании биологии, агротехники защищаемых культур, биология и экология вредителей и возбудителей болезней. Задачи, стоящие перед фитопатологией. Изучение неинфекционных и инфекционных болезней, их биологических особенностей и вредоносности; Изучение причин заболеваний, закономерностей возникновения и развития болезней в связи с биоэкологическими особенностями возбудителя; Изучение методов учета и прогнозирования сроков проявления болезней и интенсивности их развития, предупреждения эпифитотий; Изучение факторов иммунитета растений, и методы повышения их устойчивости; Изыскание путей снижения ущерба, причиняемого болезнями. Разработка и применение научно-обоснованных систем защитных мероприятий. Таким образом, фитопатология решает как теоретические задачи (исследует больное растение, его признаки, причины, вызвавшие болезнь, патогенез, т.е. взаимосвязь больного растения с возбудителем в конкретных условиях среды, природу иммунитета), так и практические задачи, направленные на снижение потерь урожая, разработку приемов и средств, предупреждающих возникновение и развитие болезней. Фитопатология, как любая специальная наука базируется на системе знаний целого ряда дисциплин: охране труда, микологии, микробиологии, вирусологии, ботаники, генетики, энтомологии, физиологии и биохимии растений. Для современной защиты растений важно комплексное применение биологических, агротехнических и химических средств; поэтому с.-х. фитопатология тесно связана с растениеводством, земледелием, агрохимией, почвоведением, селекцией и семеноводством, овощеводством и плодоводством, технологией хранения с.-.х. продуктов. Фитопатология использует многие экономические и математические методы исследования для оценки эффективности мероприятий по защите растений. Современное состояние фитопатологии определяется интенсификацией растениеводства и включением защиты растений в качестве ведущего звена в интенсивной технологии. При общем оздоровлении фитосанитарной обстановки в сельском хозяйстве, отдельные элементы интенсивных технологий создает напряженные ситуации по некоторым возбудителям болезней: корневые гнили, септориозы, фузариозы и т.д. Одностороннее увлечение химическим методом защиты растений стало причиной обострения экологических проблем. В связи с этим основу защитных мероприятий должны составлять профилактические проблемы, в которых главное место отводится созданию и возделыванию устойчивых сортов, агротехническим, биологическим и другим не химическим методам безопасным для человека и окружающей среды, т.е. будущее за интегрированными системами, в которых основным звеном станут фитосанитарные мероприятия. Сельское хозяйство несет огромные потери от вредителей, болезней и сорняков, которые составляют более30% потенциально возможного урожая. Значительная часть этих потерь происходит вследствие развития заболеваний. Так в результате развития фитофтороза урожай картофеля может снижаться в 2 раза и более. Еще в 1845-1847 гг «чума картофеля», как называли тогда фитофтороз, опустошила поля Европы и, по словам историков, «свела в могилу питающихся картофелем ирландцев». При развитии ржавчинных болезней ржавчинных болезней зерновых недобор урожая нередко составляет – 30-40% (бурая); до 75% (стеблевая); мучнистой росы – 10-15%. Головня – (развитие 0,5-1%) – недобор – 10% на яровых; 15% на озимых. Значительны потери продукции из-за болезней в овощеводстве, так на томате развития фитофтороза может приводить к полному уничтожению урожая. Среднегодовые потери от болезней культурных растений: составляют в % от валового сбора: пшеницы – 8,5; сахарной свеклы – 8,3; кукурузы – 10,0; подсолнечник – 12,5; зернобобовых – 8,0; льна – 8,0; картофеля – 20,0; овощных – 9,0. Применение зональных систем защитных мероприятий позволяет снизить вредоносность болезней, например, картофеля, и обеспечить прибавку урожая на 38-40% или 58-68 ц/га. К сожалению, в полной мере не используется такой резерв, как внедрение устойчивых к болезням сортов: ими занято около 15% всех площадей. Нарушение зональной агротехники приводит к накоплению инфекции в результате концентрации однородных культур (зерновых), применения односторонних (химических) мер борьбы, в результате чего происходит загрязнение окружающей среды пестицидами и продуктами их распада. Интегрированная защита растений, базируется не на абсолютном потреблении вредных организмов, а направлена на сдерживание их накопления на безопасном уровне с минимальными отрицательными последствиями для окружающей среды, основанная на агротехнике, возделывании устойчивых сортов, использование приемов, сохраняющих и активизирующих деятельность полезных организмов, применении биологических и химических средств с анализом сложившейся ситуации, учитывая ожидаемое развитие вредного организма и его предполагаемый ущерб. 1 рубль, затраченный на защиту окупается: на зерновых – 6-8 раз; технических – 14-18 раз; плодовых – >20 раз. Методы защиты растений от болезней. Защита растений – обязательное звено технологии возделывания культур. Интенсификация: специал. + концентр. (монокультура) – накопление + распространение возбуд. (>удобрений) – усиление восприимчивости растений. Система защиты растений: 1. (+) для растения; 2. (-) для возбудителя. Система: против наиболее опасных болезней; против комплекса болезней – зональные.

Цель и задачи фитопатологии определяются теми задачами, которые поставлены перед сельским хозяйством правительством Российской Федерации. Перед отечественной фитопатологией стоит задача разработки новых и усовершенствовании имеющихся методов защиты растений с цепью ликвидации потерь урожая от болезней. В этой связи изучение болезней растений и причин их вызывающих, практическое использование методов прогноза и прогнозирования сроков появления болезней и интенсивности их развития применение научно обоснованных систем защитных мероприятий сельскохозяйственных культур, снижающих заболевания и ликвидирующих потери урожаев от болезней с минимальным отрицательным влиянием на окружающую среду, является основной задачей перед дисциплиной «Фитопатология».
Курс фитопатология включает:
1. Boпpосы общей фитопатологии, в которых дается понятие о болезнях растений, изучается историческое развитие взаимосвязей между растениям, возбудителями заболеваний и условиям внешней среды. Даются принципы классификации болезней, факторы, определяющие развитие и распространение заболеваний, иммунитет растений к инфекционным заболеваниям и основные методы борьбы с болезнями растений.
2. Вопросы сельскохозяйственной фитопатологии, в которых рассматриваются заболевания отдельных культур, пути и принципы построения системы защитных мероприятий культур от болезней.
Цель: дать будущему специалисту - ученому агроному глубокие и всесторонние знания о болезнях сельскохозяйственных культур и мероприятиях по борьбе с ними.
Задачи: в результате изучения дисциплины студент должен:
- знать экономическое значение болезней сельскохозяйственных культур; историю фитопатологии, ее состояние в России; вклад отечественных и зарубежных ученых в ее развитие, в диагностику возбудителей болезней отдельных систематических групп;
- уметь определять видовой состав болезней сельскохозяйственных культур и знать причины их вызывающие;
- знать биологические особенности возбудителей болезней, вызываемых грибами, бактериями, вирусами, фитоплазменными организмами, цветковыми растениями паразитами, полупаразитами и возникающих как результат действия абиотических факторов;
- уметь определять вредоносность и хозяйственный ущерб от болезней;
- владеть комплексными зональными системами защиты сельскохозяйственных культур от болезней;
- иметь представления о достижениях региональной селекции в повышении устойчивости сортов и гибридов к заболеваниям, применении биологических и экологически безопасных средств защиты;
- владеть методами фитопатологической диагностики и экспертизы, знать пороги вредоносности заболеваний;
- знать видовой состав болезней сельскохозяйственных культур зоны Южного Урала и других регионов России;
- представлять себе организационную структуру защиты растений в районе, области, стране.
Цель дисциплины: дать студентам агрономических специальностей основы знаний симптомалогии, экологии, биологии, вредоносности возбудителей грибных, бактериальных, вирусных, фитоплазменных болезней, а также болезней, вызываемых неблагоприятными факторами внешней среды, а также основных болезней проявляющихся при хранении зерновых, овощных, технических и плодово-ягодных культур; научить студентов диагностике и проведению приемов борьбы с основными заболеваниями сельскохозяйственных культур в полевых условиях и в период хранения и переработки.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.