Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Новая тема: Материалистическое понимание истории.



 

План четвертого занятия курса пропагандистов РКРП

 

Вопросы по предыдущему занятию:

 

 

Признаки мат-ма:

1.Свойства мира берутся из его самого, без посторонних сил и дополнительных сущностей.

2.Бытие (природа) таково, как оно есть в действительности.

3.М. рассматривает мир в состоянии непрерывного движения, которое является его формой существования и развития, источник которых — свойства самого бытия. Явления находятся во взаимной связи и взаимодействии.

4.М. в марксистской ф-фии неразрывно связан с диалектикой, поэтому называется диалектическим материализмом и философия марксизма получила название — диалектический мат-зм.

 

Идеализм.

Признаки идеализма:

1.Певооснова мира — духовное начало, идея Творца (бога), креационизм.

2.Творцы бытия — бог, сознание, разум.

 

Две линии идеализма:

Объективный: мир есть продукт мирового разума, бога, существующих вне природы и мира. Т.Е. Творец от мира отделен.

 

Субъективный: все предметы и явления мира — суть продукты человеческого сознания. В своей крайней форме приходит к солипсизму. ( В.И.Ленин «М-м и эмпириокритицизм».)

 

Солипси́зм — философская доктрина и позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственной и несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира. Существует только мое сознание, причем даже в отсутствие мозга. Может рассматриваться как крайняя форма субъективного идеализма.

 

Сознание не существует без носителя, сущности.

 

Главная причина существования — деятельность отживающих паразитических классов, которые дезориентируют трудящихся ( М.В. Попов с идеалистической философией Гегеля), отвлекают от решения практических задач (ложный патриотизм), отвлечение от классовой борьбы, увидят в область туманных и безжизненных абстракция (рабкоры-шмабкоры, Евразийство, концепция общественной безопасности,мир-системная теория), указывают ложные цели: национализм, нацизм, либерализм — все проявления буржуазной идеологии (Маркс «К еврейскому вопросу», Философско-экономические рукописи 1844 года).

 

Связь идеализма и религии: наличие творца, невозможность постигнуть его замысел и цели, отделенность творца от сотворенного.

Реакционная (значение слова) роль религии:бренность бытия, бесполезность борьбы за счастье, пассивность и равнодушие, воздаяние после смерти и т. д.

 

Основной вопрос философии: об отношении материи и сознания - что первично?

М. - бытие (природа) определяет сознание — признание первичности материи и вторичности сознания.

И. - признание первичности сознания и вторичности природы.

 

Две стороны ОВФ: признание первичности материи и вторичности сознания определяет движение, время, пространство объективными (независимыми от сознания) формами ее бытия.

 

Если наоборот, то они - формы сознания духа, бога, творца, мировой души и т. д.

 

А законы природы — или признание их объективности или результат деятельности мирового духа или сознания отдельного человека.

 

Вторая сторона ОЗФ — познаваем и изменяем ли мир?

 

Практическое значение: М.и И связаны с интересами классов, стремятся сформировать определенное мировоззрение, определенный строй мышления и понимание политических задач.

 

В решении ОЗФ обнаруживаются партийность, классовость философской теории, ее связь с классовой борьбой в обществе и в политике.

 

Новая тема: Материалистическое понимание истории.

 

Связь общественного бытия и общественного сознания. Разница взглядов объясняется разницей положения в обществе.

Какой образ жизни, таков и образ мыслей.

 

Общественное бытие людей складывается в процессе совместной действительности. Его главное содержание — трудовая деятельность по Произв. Матер. Благ.

Труд — единственный источник богатств человечества.

Без труда нет науки, искусства, права, политики, иных проявлений культуры.

Значит, материальна жизнь об-ва (об. Бытие) первично, а духовная жизнь, общ. Сознание вторичны.

 

Предмет труда.

Орудия труда.

Средства труда.

Предметы+Орудия +средства = Средства производства.

 

Средства пр-ва+трудовая деятельность людей = производительные силы общества.

Показатель развития пр.с. - 1.степень господства человека над природой и 2.степень развития общества.

 

Произв. Отношения — отношения людей в процессе производства благ.

Пр. отношения определяются отношениями собственности. Понятие соб-ти — 2 его стороны: к вещи как к своей и между людьми по поводу вещей.

Формы соб-ти на средства пр.-ва — определяющий элемент производственных отношений.

2 стороны пр.-ва: пр. силы+ пр. отношения= способ производства мат. Благ.

 

Совершенствование орудий труда >повышение произв. труда > создание излишков>эксплуатация> присвоение от эпохи к эпохе (первобытно-общ. раб., феод., капиталистич.)

Развивая произв. Силы капитализм готовит своего могильщика — пролетариат.

 

Капитализм порождает противоречия ( отношения между двумя противоположностями и их промежуточными).

 

Взаимозависимость между двумя сторонами способа пр-ва: П.О. зависят от П.С. и должны им соответствовать. Несоответствие порождает противоречия внутри Способа Производства и определяет неизбежность изменения П.О., приведения их в соотв. с новыми П.С.

 

Это и есть сущность Закона Соответствия П.О. характеру П.С. который является главной движущей пружиной общ. прогресса!

 

 

Оснговой человеческой истории являются процессы обусловленные действием законов развития Способа Пр.,взаимодействием Пр. С.и Пр. О, которые и двигают историю!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.