|
|||
Новая тема: Материалистическое понимание истории.
План четвертого занятия курса пропагандистов РКРП
Вопросы по предыдущему занятию:
Признаки мат-ма: 1.Свойства мира берутся из его самого, без посторонних сил и дополнительных сущностей. 2.Бытие (природа) таково, как оно есть в действительности. 3.М. рассматривает мир в состоянии непрерывного движения, которое является его формой существования и развития, источник которых — свойства самого бытия. Явления находятся во взаимной связи и взаимодействии. 4.М. в марксистской ф-фии неразрывно связан с диалектикой, поэтому называется диалектическим материализмом и философия марксизма получила название — диалектический мат-зм.
Идеализм. Признаки идеализма: 1.Певооснова мира — духовное начало, идея Творца (бога), креационизм. 2.Творцы бытия — бог, сознание, разум.
Две линии идеализма: Объективный: мир есть продукт мирового разума, бога, существующих вне природы и мира. Т.Е. Творец от мира отделен.
Субъективный: все предметы и явления мира — суть продукты человеческого сознания. В своей крайней форме приходит к солипсизму. ( В.И.Ленин «М-м и эмпириокритицизм».)
Солипси́зм — философская доктрина и позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственной и несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира. Существует только мое сознание, причем даже в отсутствие мозга. Может рассматриваться как крайняя форма субъективного идеализма.
Сознание не существует без носителя, сущности.
Главная причина существования — деятельность отживающих паразитических классов, которые дезориентируют трудящихся ( М.В. Попов с идеалистической философией Гегеля), отвлекают от решения практических задач (ложный патриотизм), отвлечение от классовой борьбы, увидят в область туманных и безжизненных абстракция (рабкоры-шмабкоры, Евразийство, концепция общественной безопасности,мир-системная теория), указывают ложные цели: национализм, нацизм, либерализм — все проявления буржуазной идеологии (Маркс «К еврейскому вопросу», Философско-экономические рукописи 1844 года).
Связь идеализма и религии: наличие творца, невозможность постигнуть его замысел и цели, отделенность творца от сотворенного. Реакционная (значение слова) роль религии:бренность бытия, бесполезность борьбы за счастье, пассивность и равнодушие, воздаяние после смерти и т. д.
Основной вопрос философии: об отношении материи и сознания - что первично? М. - бытие (природа) определяет сознание — признание первичности материи и вторичности сознания. И. - признание первичности сознания и вторичности природы.
Две стороны ОВФ: признание первичности материи и вторичности сознания определяет движение, время, пространство объективными (независимыми от сознания) формами ее бытия.
Если наоборот, то они - формы сознания духа, бога, творца, мировой души и т. д.
А законы природы — или признание их объективности или результат деятельности мирового духа или сознания отдельного человека.
Вторая сторона ОЗФ — познаваем и изменяем ли мир?
Практическое значение: М.и И связаны с интересами классов, стремятся сформировать определенное мировоззрение, определенный строй мышления и понимание политических задач.
В решении ОЗФ обнаруживаются партийность, классовость философской теории, ее связь с классовой борьбой в обществе и в политике.
Новая тема: Материалистическое понимание истории.
Связь общественного бытия и общественного сознания. Разница взглядов объясняется разницей положения в обществе. Какой образ жизни, таков и образ мыслей.
Общественное бытие людей складывается в процессе совместной действительности. Его главное содержание — трудовая деятельность по Произв. Матер. Благ. Труд — единственный источник богатств человечества. Без труда нет науки, искусства, права, политики, иных проявлений культуры. Значит, материальна жизнь об-ва (об. Бытие) первично, а духовная жизнь, общ. Сознание вторичны.
Предмет труда. Орудия труда. Средства труда. Предметы+Орудия +средства = Средства производства.
Средства пр-ва+трудовая деятельность людей = производительные силы общества. Показатель развития пр.с. - 1.степень господства человека над природой и 2.степень развития общества.
Произв. Отношения — отношения людей в процессе производства благ. Пр. отношения определяются отношениями собственности. Понятие соб-ти — 2 его стороны: к вещи как к своей и между людьми по поводу вещей. Формы соб-ти на средства пр.-ва — определяющий элемент производственных отношений. 2 стороны пр.-ва: пр. силы+ пр. отношения= способ производства мат. Благ.
Совершенствование орудий труда >повышение произв. труда > создание излишков>эксплуатация> присвоение от эпохи к эпохе (первобытно-общ. раб., феод., капиталистич.) Развивая произв. Силы капитализм готовит своего могильщика — пролетариат.
Капитализм порождает противоречия ( отношения между двумя противоположностями и их промежуточными).
Взаимозависимость между двумя сторонами способа пр-ва: П.О. зависят от П.С. и должны им соответствовать. Несоответствие порождает противоречия внутри Способа Производства и определяет неизбежность изменения П.О., приведения их в соотв. с новыми П.С.
Это и есть сущность Закона Соответствия П.О. характеру П.С. который является главной движущей пружиной общ. прогресса!
Оснговой человеческой истории являются процессы обусловленные действием законов развития Способа Пр.,взаимодействием Пр. С.и Пр. О, которые и двигают историю!
|
|||
|