Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





На борту великий Сталин



 

Николай Хрущёв

На борту великий Сталин

Издание: Ранее нигде не публиковалось. 1947 г.

Сайт: «Палеонтологическая правда палеонтологов»: http://www.vairgin.com/

Редакция: «Библиотека Меняйлова»: https://vk.com/veterputorana

 

 

История Черноморского отряда погрансудов содержит немало героических эпизодов и поистине замечательных фактов, имеющих большое значение для воспитания воинов границы в духе боевых традиций. Но с особой гордостью рассказывают в отряде о том, как на долю пограничников-батумцев выпала великая честь - принимать на одном из своих кораблей Иосифа Виссарионовича Сталина.

Более десяти лет прошло с тех пор, а рассказ о пребывании товарища Сталина на «ПК-54» по-прежнему передается в отряде из уст в уста. Молодые моряки гордятся тем, что их старшие товарищи заслужили высокую оценку любимого вождя, и стараются отличной службой и учёбой приумножить славу черноморских пограничников.

Ниже мы печатаем воспоминания об этом знаменательном событии начальника моторного цеха судоремонтных мастерских отряда - мичмана Николая Дмитриевича Хрущева.

В жизни каждого человека бывают моменты, перед которыми бессильно время. Спустя много лет их помнить столь же отчетливо и живо, как если бы они произошли только вчера. Именно так запомнилось мне утро 28 июля 1932 года. На море стоял полный штиль. Несколько наших сторожевых пограничных катеров находились у пирса. В их числе был и «ПК-54». В ту пору это был единственный на той базе двухмоторный катер. Построили его в Ленинграде в 1929 году и в том же году приказом ОГПУ зачислили на базу. Сам я служил тогда на «ПК-2», он был размером поменьше.

Рано утром командир базы отдал приказ приготовить к походу «ПК-54». Меня перевели на этот катер главстаршиной мотористов. Пока я и механик Голосной проверяли моторы, остальные члены команды мыли палубу, приводили в порядок боевые посты. Мы догадывались, что предстоит ответственный поход, но куда мы пойдем, ещё не знали.

Часа через два на базу приехал Лаврентий Павлович Берия. Он поднялся по трапу на палубу. Командир Соколовский отрапортовал ему о готовности катера к выходу в море и затем скомандовал:

–        По местам стоять!.. Со швартовых сниматься!

Старшина Исаенко следил за одним мотором, я - за другим. Новая команда:

–        Отдать носовой!.. Отдать кормовой!

Катер обогнул мол и вышел в открытое море...

Из-за шума моторов я не слышал, о чем велась беседа на палубе.

Потом друзья рассказывали мне, что Лаврентий Павлович подробно расспрашивал их о службе, интересовался нуждами личного состава. Мне были видны лишь лица товарищей, то радостно взволнованные, то слегка смущенные. Внезапно разговор смолк и все повернулись вправо. Особенно хорошо мне был виден рулевой Кунаев. По необычному выражению его лица я понял, что произошло что-то очень важное. Оставив у моторов дежурного (по приказу командира они были выключены), я быстро поднялся на палубу. Как раз в это время раздался чей-то радостный возглас:

–        Сталин!

От берега навстречу катеру шла моторная шлюпка. В ней сидел Иосиф Виссарионович Сталин.

Он был в светлом плаще, френче, белых шароварах и мягких сапогах, в руке держал трубку.

Когда шлюпка подошла к борту катера, мне, как и всем остальным моим товарищам матросам, захотелось устремиться навстречу любимому Сталину, помочь ему подняться на палубу. Кто-то из команды спросил:

–        Разрешите Иосиф Виссарионович?

Сталин, улыбнувшись, ответил:

–       Не нужно, я сам...

Он легко поднялся по трапу на борт катера и поздоровался с нами.

Командир отдал мне приказание заводить моторы. Пошли на средних оборотах. Команда заняла свои места, командир и рулевой находились в рубке, я с мотористами - в машинном отделении. Вместе с товарищем Сталиным на катер прибыли руководители Закавказской федерации. В пути Иосиф Виссарионович беседовал с ними, а в перерывах между беседами проходил на бак и подолгу смотрел на море. Однажды я поднялся на палубу как раз в тот момент, когда товарищ Сталин охотился на нырков, пролетавших на небольшом расстоянии от катера.

Солнце погружалось в море. В свете его последних лучей мы увидели Сухумскую бухту.

В полумиле от берега «ПК-54» встал на якорь. К нам уже спешило несколько шлюпок. В одну из них сели товарищи Сталин и Берия. А мы, оставаясь на катере, взволнованно делились своими впечатлениями от встречи с любимым вождем.

Утром товарищи Сталин, Берия и еще несколько человек вернулись на катер, и мы продолжали плавание. До Поти или почти весь день. Когда катер подходил к причалу, портовые рабочие и матросы с других кораблей сразу же узнали Иосифа Виссарионовича. Раздались овации, радостные, восторженные возгласы:

–        Да здравствует родной Сталин!.. Великому Сталину ура!..

Сталин приветливо махал рукой и улыбался своей особенной, ласковой улыбкой, от которой словно всё светлеет вокруг, а на сердце становится праздник.

Иосиф Виссарионович осмотрел порт и уже в сумерки возвратился на катер. Мы тронулись в обратный путь. Погода благоприятствовала плаванию: ни ветерка, ни тучки на небе. Катер легко и плавно нёсся по ровной морской глади.

Наступила темная южная ночь, а товарищ Сталин и его спутники всё не покидали палубы, к нам в машинное отделение доносилась их оживленная беседа, веселый смех.

Мы недолго простояли в Сухуми, а оттуда без остановок двинулись дальше. Поездка товарища Сталина близилась к концу. Когда я уже заглушил моторы, неожиданно в машинное отделение спустился рулевой Кунаев и, волнуясь, закричал:

–            Николай, давай скорее тетрадку! Товарищ Сталин хочет оставить нам запись...

Быстро отыскав тетрадь, я передал её Кунаеву (этот чудесный товарищ и отличный моряк-пограничник геройски погиб в бою под Севастополем) и поднялся вслед за ним не палубу. Иосиф Виссарионович взял тетрадь, что-то написал в ней карандашом, потом  вручил тетрадь командиру катера, поблагодарил нас за хорошую службу, распрощался и сошёл по трапу в шлюпку.

Трудно выразить словами, что мы почувствовали, когда командир прочитал нам сталинскую запись. Эти простые, но преисполненные для нас глубокого значения слова я запомнил на всю жизнь. Мы долго стояли на палубе, передавая из рук в руки тетрадь со словами, сталинской благодарности, вот что он написал:

«Спасибо вам, товарищи, за то удовольствие, которое вы доставили мне и моим друзьям во время совместной поездки по Чёрному морю (230 миль), проведенной с исключительным умением и организованностью. Желаю вам успеха в вашем деле.

И. Сталин

29 июля 1932 года»

 

Спустя полтора месяца на катер передали приказ Закавказского ГПУ № 519. Он гласил:

«28-29 июля 1932 года Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) и вождь на нашей партии и международного пролетариата товарищ Сталин находился на «ПК-54» в плавании. Два дня «ПК-54» успешно выполнял возложенную на него задачу. Весь личный состав катера в этом ответственном походе показал образцовую выучку и знание своего дела. Несмотря на длительный переход, со стороны личного состава не было проявлено никаких признаков утомления. За всё время перехода не было никаких перебоев в работе... Отмеченные товарищем Сталиным исключительное умение и организованность похода свидетельствуют о хорошей постановке чекистско-боевой и политической учебы в морбазе, о массовой боевой выучке личного состава «ПК-54». Эти достижения морбазы должны послужить для всех частей стимулом к дальнейшему совершенствованию чекистско-боевой и политической подготовки, ко всемирному укреплению боеготовности».

Всему личному составу экипажа - механику Голосному, рулевому Кунаеву, старшине мотористов Исаенко, рулевому Дворову, сигнальчику Яскевичу, артиллерийскому старшине Логинову и мне - была объявлена благодарность.

С того времени в течение шести лет товарищ Сталин почти ежегодно совершал поездку на «ПК-54». Во время одной из таких поездок товарища Сталина мне посчастливилось разговаривать с ним.

Было это так. На катере вместе с товарищем Сталиным находились товарищи Ворошилов и Берия. Был ещё с ними не знакомый мне старик с красивой белой бородой. У Пицундского мыса катер подошел к маленькой пристани. Климентий Ефремович, изумлявший всех исключительно меткой стрельбой, сошёл на берег поохотиться. Вместе с ним отправился в заповедник Лаврентий Павлович. На палубе остались товарищ Сталин и старик. Они оживленно беседовали о чем-то. Я в то время осматривал моторы и сразу даже не заметил, как кто-то, склонившись над люком машинного отделения, следит за моей работой. Это был товарищ Сталин. Оторвавшись на минуту от работы и увидев его, я, признаться, сильно разволновался, стал по стойке «смирно». А Иосиф Виссарионович спрашивает:

–        Машины готовы?

–        Готовы, товарищ Сталин! – ответил я четко и почувствовал, что голос слегка дрожит.

–        Вот и отлично! Заводите, – сказал он неторопливо.

–        Есть заводить моторы!

Говорил товарищ Сталин как-то по-особому просто и уважительно.

Во время похода на катере он заботился об удобствах для своих спутников и проявлял отеческое внимание к нам краснофлотцам. Каждый раз, придя на катер и поздоровавшись с нами, он обязательно спрашивал:

–        Как живёте, товарищи?

–        Хорошо, товарищ Сталин! – отвечали мы хором.

А он посмотрит внимательно на нас и, улыбнувшись, переспросит:

–        Хорошо ли?

И только после нашего дружного ответа: «Очень хорошо!», – направится к своему излюбленному месту.

На «ПК-54» в разное время вместе с товарищем Сталиным находились тт. Жданов, Орджоникидзе, Киров. То были незабываемые дни в моей жизни. Мы очень гордились оказанным нам доверием. Сознание, что среди нас, рядовых моряков-пограничников, находятся товарищ Сталин и его верные соратники, усиливало в каждом стремление все лучше служить своему народу.

Я дожил до седых волос, но никогда не изгладятся в моей памяти счастливые воспоминания о встречах с любимым вождем. Хочется ещё очень, очень многое сделать для своей социалистической Родины...

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.