|
|||
НЛП: Техники россыпью 24 страницаЗначение Этим различие в опытах не исчерпывается. Для того, чтобы быть пригодным для использования, воспринимаемое переживание должно быть значимым, то есть должно передавать полезную информацию об окружении. Само по себе нервное возбуждение (и даже паттернированная нервная активность) не передает никакой информации об окружении, кроме как об активности конечного органа ощущения. Значимость возбуждению придаст предварительный опыт о нем у данного индивида. Следовательно, значимость определенному восприятию придает наш предварительный опыт об этом восприятии. В свободном полете I Способ, редуцирующий процесс придания значимости, состоит в корреляции опытов восприятия. До тех пор, пока ребенок не приблизился или не прикоснулся к пламени огня, оно для него ни холодное, ни горячее. Все, что ему доступно в отношении пламени - это определенный цвет и очертания. Однако после прикосновения к огню эти цвет и очертания становятся значимыми указателями соответствующего опыта -«боли» и (или) «горячего». Позже, когда ребенок слышит слово «пламя», оно остается для него бессмысленным набором звуков до тех пор, пока ему одновременно с этим не будет показано пламя. В школе ребенок знакомится с еще одним бессмысленным опытом - конфигурацией букв, составляющих слово «пламя». В сопровождении рисунка пламени или произнесения слова эти буквы также становятся значимыми, то есть коррелируют с предыдущим опытом. Кроме аспекта научения, необходимо упомянуть еще о двух важных аспектах восприятия. Первый аспект состоит в том, что в одних случаях корреляция опытов восприятия происходит между двумя и более сенсорными модальностями, а в других - внутри одной модальности. В нашем примере ребенок сначала коррелирует визуальное восприятие с кинестетическим, затем - аудиаль-ное с визуальным (и возможно, с памятью о кинестетическом), а затем коррелирует визуальное с другим визуальным и (или) аудиальным восприятием. Следовательно, опыт создается посредством корреляции различений восприятия внутри и между различными сенсорными модальностями. Второй аспект - каждое из различений восприятия описывается только определенными аспектами каждой использованной модальности. То есть различение происходит не на модальном, а на субмодальном уровне. Когда мы «видим», то определяем, что мы видим, определяя цвет, размеры, очертания, яркость, положение и т. д., что и является субмодальностями зрения. В примере с ребенком - он коррелирует при виде пламени зрительные субмодальные различения с кинестетическими субмодальными различениями о горячем (боли). Из этого опыта можно извлечь корреляцию «красный - горячий». По мере проведения большего числа корреляций ребенок узнает, что «горячему» соответствуют только определенные визуальные конфигурации цвета, яркости, очертаний и движения, С Горин. НЛП: тех&ики россыпью поэтому он не будет опасаться прикосновения к красному яблоку. Восприятия корреляции (конфигурации) субмодальностей голографически запоминаются в мозге для дальнейшего использования в качестве материала для последующих корреляций. Большинство коррелятивных опытов являются контекстуально-зависимыми и, следовательно, произвольными (например, набор слов для придания «значения» объектам и событиям). Но некоторые коррелятивные опыты представляются столь глубокими и стойкими, что складывается впечатление об их функционировании в роли базовых предпосылок для опыта. Например, «красный» большинством людей воспринимается как «теплый» цвет. Очертание же является контекстуально-зависимой корреляцией. Если вам сказали, что это очертание «пламени свечи», то рисунок коррелируется с «горячим», а если сказано, что это «капля воды», рисунок коррелируется с «холодным». Имея дело с каким-либо явлением, о котором данный индивид не имеет предварительного опыта, для придания смысла этому явлению он располагает только предпосланными корреляциями, поскольку контекстуально-зависимые корреляции фиксированы, и область их применения узка. Следовательно, между субмодальностями «холодный» и «температура» существуют паттернированные связи, а между «очертанием» и «температурой» паттернированных связей нет. Меж- и внутрисенсорные взаимодействия К настоящему времени проведено много экспериментов, указывающих на множество различных способов взаимодействия между субмодальностями. Данные исследований настойчиво свидетельствуют о том, что сенсорные, моторные и ассоциативные области в коре головного мозга не могут более идентифицироваться как изолированные функциональные части. Напротив, эти области чрезвычайно связаны друг с другом, так что, к примеру, стимуляция аудиальной области вызывает соответствующую нервную активность в визуальной и кинестетической проективных областях. Некоторые паттерны взаимодействия субмодальностей присущи стратегиям восприятия всех людей (в результате В свободном полете научения или генетической обусловленности), а некоторые присущи только отдельным индивидам. Модальное взаимодействие Взаимосвязи между визуальной и кинестетической системами были предметом внимания многих исследователей. Перечислим ряд таких исследований. Самое точное проведение соответствий между длинами веревок осуществлялось в визуальной системе (визуальный стимул - визуальное сравнение). Случай «визуально-кинестетический» давал самые неточные результаты. При проведении межмодальных сравнений необходимо принимать к сведению различие между активным кинестетическим исследованием (сознательными движениями субъекта) и пассивным: активное исследование ведет к ошибкам в виде недооценки, а пассивное - в виде переоценки стимула. При противоречии между визуальным и кинестетическим ощущениями визуальный вход перекрывает кинестетический. Субъективное ожидание работы с единственным объектом (в то время как их бьшо два) также приводят к доминированию визуального. Кинестетическая система оказывает большее влияние на аудиальные различения, чем аудиальная - на кинестетические. Судя по всему, стимулы, которые были использованы в экспериментах, имели различное значение в различных модальностях. Может случиться так, что стимулы являются значительными для субъекта в отношении одного набора прошлых опытов, будучи предъявленными визуальной системой, но при предъявлении кинестетической системой они являются значимым в отношении перекрывающего, но совершенно другого набора прошлых опытов. Для спецификации этих различий нам в первую очередь следует определить, как взаимодействуют модальности на субмодальном уровне и какова систематичность этих связей. Развитие модальностей Недоразумений в отношении взаимодействия модальностей становится меньше, если на эту проблему смотреть с точки зрения развития. У 4-летних детей узнавание по схеме «визуальный-визуальный» происходит с тем же успехом, что по схеме «кинестетический-визуальный». Наибольшее число ошибок в суждениях о расстоянии по схеме «визуальный-кинестетический» С. Горин. НЛП: техники россыпью было у 4-летних, а в суждениях по схеме «кинестетический-визуальный» - у 6-9-летних детей. В возрасте 6 лет происходит переворот, благодаря которому становится легче корректировать визуальный вход с кинестетическим выходом, а не наоборот. Способность к обработке информации посредством различных модальностей непрерывно меняется в течение всей жизни индивида. Субмодальности Частота. Наиболее тесно понятие частоты относится к двум модальностям: к цвету в визуальной системе и к тону в аудиальной. Внутримодально цвет связывается с визуальными суждениями о размере. Наибольшим кажется кубик желтого цвета, далее следует белый, красный, зеленый, синий и черный. Яркость также связана с различением размера. Цвет оказывает большое влияние на суждения о весе предметов. Предметы черного, синего, красного цвета кажутся тяжелее идентичных предметов зеленого, желтого и белого цвета. Цвет предмета влияет и на различение расстояний: красные предметы кажутся ближе друг к другу, а синие дальше друг от друга, находясь в реальности на одинаковых расстояниях. Разные цвета вызывают в воображении разные геометрические очертания. Оранжевый цвет вызывает образ прямоугольника, желтый - пирамиды или перевернутого треугольника, синий - круга, красный - острых углов, квадратов или кубов. Более очевидна связь между цветом и эмоциями. В нашей культуре красный цвет вызывает беспокойство и агрессию, желтый - усердие и рвение, синий и зеленый - спокойствие и безопасность. Спектральная частота тесно связана с восприятием температуры. Служащие, работая в синем помещении, жаловались на холод даже при повышении температуры в комнате. Жалобы прекратились, когда комната бьша перекрашена в желтый цвет, и не возобновлялись при падении температуры ниже нормы. Уровень, при котором цвета ассоциируются с температурой, зависит от личной предрасположенности, и ассоциации такого рода детерминируются скорее культурально, чем генетически. Однако из этого не следует, что причины ассоциаций только культуральны. Кровяное давление и пульс возрастают В свободном полете 547 при предъявлении человеку красно-фиолетового конца спектра, а синий цвет дает обратный эффект. Частота дыхания становится выше под воздействием красного цвета. Частота спектра оказывает влияние также на восприятие сладости и кислотности. Аудиальная частота также влияет на вкус, причем ассоциация «вкус - специфический тон» почти идентична для всех испытуемых. Тональность влияет и на визуальное восприятие. Приведем краткий обзор междусенсорных эффектов. 1. Аудиальное стимулирование влияет на цветовое восприятие тогда и только тогда, когда цвета «нестабильны, расплывчаты и низко насыщены». Низкие тона делают цвета «темней, теплей, неясней и грязней». При высоких тонах цвета обычно становятся «ярче и холоднее», они более четко очерчены и более плотны или гладки. 2. Влияние оказывается и на оттенки цветов. Низкие тона вызывают сдвиг к красному, синему или фиолетовому, а высокие - к желтому и зеленому. Происходит и обратный эффект. 3. Аудиальные «биения» вызывают визуальное «мерцание». 4. Звуки средней интенсивности вызывают уменьшение чувствительности периферийного зрения. Гипервентиляция восстанавливает чувствительность даже при сохранении прежнего уровня шума. 5. Ультразвуковые частоты могут усиливать периферийную чувствительность зрения. 6. Воздействие аудиального стимулирования на частоту визуального мерцания зависит от использованного цвета. От зелёного к красно-оранжевому частота мерцания уменьшается. 7. Аудиальное стимулирование увеличивает чувствительность адаптированного к темноте глаза при сдвиге спектра в направлении к синему и зеленому, и уменьшает - при сдвиге в направлении к красно-оранжевому. 8. Громкие звуки ослабляют способность к различению яркости. 9. Белый свет увеличивает аудиальную чувствительность, отсутствие света - уменьшает. В комнате, освещенной С. Горин. НЛП: техники россыпью зеленым светом, аудиальная чувствительность возрастает, а в освещенной красным - убывает. Интенсивность. В визуальной системе интенсивность понимается как «яркость», в аудиальной - как «громкость», в кинестетической - как «давление», в обонятельной и вкусовой - как «концентрация». В визуальной системе темное окружение увеличивает кажущуюся яркость цвета и в то же время уменьшает его видимую насыщенность (чистоту). По мере увеличения свечения центрального плана общее визуальное поле уменьшается. Ощущение дискомфорта, вызванное яркостью света, обязано своим происхождением специфическому механизму «интенсивность-боль». Хотя изменение яркости определенного цвета не изменяет его видимого оттенка, различные цвета, отражающие равные количества отраженного света, воспринимаются как различающиеся по яркости: цвета в середине спектра (зеленый, желтый) кажутся ярче цветов на обоих концах спектра (пурпурный, синий, оранжевый, красный). В аудиальной системе взаимоотношения «интенсивность-частота» имеют обратный характер. Феномен заключается в том, что по мере возрастания интенсивности высокочастотных тонов их высота воспринимается возрастающей и наоборот. Звуки громкостью около 80 децибел вызывают уменьшение сокращений желудка на 37% - этот феномен наводит на мысль об известной «реакции страха». Пороговое ощущение «боли» возникает при звуке с интенсивностью в 120 децибел. Очень громкие звуки (до 170 Дб) вызывают также ощущения «щекотания, тепла, боли, головокружения». При использовании в качестве меняющегося параметра только интенсивности кожа может локализовать источник звука почти с тем же успехом, как аудиальная система. Увеличение давления на кожу уменьшает температурную чувствительность. Увеличение давления в барокамере приводит к уменьшению способности к различению цветов и уровней черного. Чистота. В качестве этого субмодального класса предлагаются следующие параметры: в визуальной системе - насыщенность, определяемая чистотой оттенка; В свободном полете в аудиальной системе - тембр, определяемый чистотой формы волны; в кинестетической системе - текстура, определяемая структурой кожной деформации; в системе обоняния - аромат, определяемый чистотой характерных свойств запахов. Объем исследований в отношении этих субмодальностей явно недостаточен. Ранее упоминалось, что высокие и низкие аудиальные тона могут влиять на характеристики насыщенности цвета и что темное окружение уменьшает насыщенность. В аудиальной системе тембр почти полностью игнорировался исследователями, хотя каждый, кто слышал «Петю и Волка» Прокофьева, знает, что фрагмент темы Кота, сыгранный на кларнете, имеет совершенно другой эффект при исполнении его на флейте. В отношении кинестетической системы: оценка длин сторон геометрических фигур связана с текстурой ощупываемых граней. «Гладкость» обратна «шероховатости», и большинство людей предпочитает гладкие предметы шероховатым. Смещающий эффект последействий в визуальной и кинестетической системах таков, что после касаний (наблюдения) куска грубой наждачной бумаги следующий кусок наждачной бумаги средней шероховатости ощущается (кажется) грубее, чем в действительности. Размерность. В визуальной системе размерность стимула отражается в субмодальности «очертания» (границы, формирующей поверхность и края стимула, независимо от материала, цвета, строения и т. д.). Субмодальность, «форма» в кинестетике эквивалентна визуальному «очертанию» (не равна, а именно эквивалентна). По-видимому, в обонятельной, вкусовой и даже аудиальной системах эквивалента для «размерности» не существует. В визуальной системе «очертание» часто придает стимулу значимый контекст. Сходным образом кинестетика исходит из «формы» объекта, чтобы выявить смысл испытываемого ощущения. Функции «очертания» и «формы» заключаются в организации других субмодальностей посредством ограничения области их действия и появления. Сходную функцию в аудиальной системе выполняет субмодальность «паттернинг» (организация тонов, интенсивностей и тембров в значимые контексты). С.Горин. НЛП: техники россыпью Размерности в визуальной и кинестетической системах достаточно эквивалентны, чтобы заменить простой визуальный образ тактильным. Визуальный тестируемый объект идентифицируется кинестетическим эталонным объектом настолько же эффективно, как и в противном случае; в обеих ситуациях проведение соответствий облегчается при последовательном, а не одновременном предъявлении стимулов. В пределах же одной модальности одновременное предъявление стимулов наиболее эффективно для визуальной системы, а для кинестетики одновременный и последовательный способы предъявления равно эффективны. Одно из различий между визуальной и кинестетической системами состоит в том, что при определении размера стимула визуальное наблюдение имеет тенденцию к переоценке, а тактильное - к недооценке. При возникновении противоречий между ощущаемой толщиной объекта и видимой шириной оценка визуального восприятия значительно преобладает над кинестетической. Это же преобладание суждений из визуальной системы над суждениями из кинестетики очевидно в случае иллюзий типа «размер-вес». При равном весе более крупные на вид объекты воспринимаются как более легкие, в обратном случае получаются те же результаты. При чисто кинестетической оценке (с повязкой на глазах) испытуемые воспринимают более тяжелые шары как более крупные - эффект очень стоек и не исчезает ни в результате разуверяющих сообщений, ни в результате знания этой иллюзии. Длительность предъявления звука оценивается как большая по сравнению с той же длительностью, отображаемой световым стимулом (кроме того, излучение яркого света кажется более долгим, чем тусклого, при одной и той же длительности). Восприятие более долгой продолжительности звука по сравнению со светом устойчиво и не зависит от выбранных длительностей, тональностей, цвета, громкости, ширины диапазона. Аудиальные и визуальные представления взаимодействуют так, что эквивалентные аудиальные длительности действуют как долгие якоря на противоположное ощущение. «Пустые интервалы», перемежаемые аудиальные щелчками, определялись как более долгие, чем идентичные интервалы, перемежаемые вспышками света (если не предъявлялись В свободном полете эталонные интервалы). Аудиально-длительностные оценки происходят перед визуальными (до них) и повышают точность последних. В аудиальной системе наличие паттерна распознается задолго до того, как появляется возможность его описать; в визуальной - одновременно. Местоположение. Независимо от того, где возникает стимул - в голове или во внешнем мире - он расположен в определенном месте, даже если его местоположение временно или этим местом является «все вокруг». Местоположение входит во все сенсорные системы. В визуальной системе стимул локализуется через установление его положения относительно других одновременно наблюдаемых стимулов (причем он может быть действительно наблюдаем либо «наблюдаем» как внутренний образ). Кинестетическое «местоположение» за точку отсчета принимает тело, в отличие от визуальной системы, где в качестве точек отсчета используется внешний мир. В кинестетике объекты, присоединенные к телу, как бы расширяют его границы - так, при постукивании палкой, поверхности, которых касается палка, ощущаются на ударяющем конце палки. Наибольшее взаимодействие между визуальной и кинестетической системами происходит при восприятии личного местоположения и ориентации в пространстве. Для ориентации при слабых наклонах тела большинство людей полагается на вестибулярный аппарат, а при более сильных наклонах - на проприоцепцию. При несообразности вестибулярных и проприоцептивных команд (голова и тело наклонены под различными углами) испытуемые для разрешения противоречия пользуются визуальной системой. Движения глаз влияют на точность локализации звука - люди лучше определяют местоположение источника звука, когда они могут его увидеть. При отвлечении посторонним источником света точность локализации уменьшается, а при отвлечении тактильными стимулами - нет. Аудиальное перемещение может вызывать систематические перемещения руки, а визуальное перемещение такого эффекта не дает. Резкие движения влияют на точность локализации звука (уменьшают ее). При определении вертикального положения источников звука испытуемые указывали более высокие звуки как расположенные выше, а более низкие звуки - как расположенные С. Горин. НЛП: техники россыпью ниже их действительного местоположения. Подобные внут-римодальные эффекты имеют место в визуальной и кинестетической системах. Так, яркая и совершенно прямая вертикальная линия кажется таковой тогда, когда является стороной прямоугольника. В кинестетике ощущения прикосновения холода и тепла уменьшают чувство дистанции между носом и скулой испытуемого. Гипноз и синестезия. При работе с воображаемыми образами в состоянии транса самой легкой процедурой оказывается визуализация цветовых полей или очертаний. В ответ на сильное надавливание на руку образы сокращаются в размерах или частично исчезают, цвета из низкочастотной части спектра светлеют (оранжевый переходит в желтый, красный - в желтый), а цвета из высокочастотной части темнеют (кремовый и синий становятся темными). При уколе иглой в руку некоторые цвета воспринимаются как потускневшие или потемневшие, либо образы вообще исчезают. В глубоком трансе удается удаление одной субмодальности. Удаление цвета вызывает отсутствие восприятия глубины и равновесия, удаление яркости - отсутствие восприятия глубины, удаление высоты тона - неспособность к различению объема и яркости. Эти предварительные данные дают представление о том, что субмодальности действительно взаимодействуют друг с другом, причем разными способами, и что имеет смысл исследовать наличие универсальных паттернов синестезии. Заключение Системы репрезентации определяют структуру сенсорной информации, воспринятой сознанием, а паттерны синестезии наделяют последующее восприятие значимостью. Значимость является результатом взаимной корреляции опытов восприятия, такие взаимные корреляции паттернируются (становясь обобщением опыта) и могут быть либо произвольными, либо врожденными. Определение этих паттернов имеет большое значение, поскольку: а) они являются теми строительными блоками, из которых строятся все переживания; и б) способы, которыми они взаимодействуют друг с другом, влияют на параметры любого опыта восприятия. В свободном полете СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Сергей Анатольевич ГОРИН Врач-психиатр, психотерапевт. Обладатель сертификата А. Берка (США) по эриксонианскому гипнозу. Автор 18 печатных работ на русском и английском языках, в том числе двух научно-популярных книг «А вы пробовали гипноз?», выдержавшей 6 изданий за 6 лет, и «НЛП: техники россыпью» (2 издания). Самостоятельно, а также совместно с лабораторией «Ведиум» (г. Пермь) и в составе агентства «Имикор» (г. Новосибирск) консультировал ряд крупных фирм по вопросам широкомасштабной рекламы, работы с персоналом и клиентами, работал консультантом предвыборных кампаний разного уровня. В настоящее время - частнопрактикующий психотерапевт, консультант рекламных и предвыборных кампаний; ведет исследования в области психологии пропаганды и рекламы, психологии политической пропаганды и рекламы, психологии религии. Темы авторских семинаров: «Русскоязычная модель эриксонианского гипноза (для начинающих и продолжающих обучение), «Базовые навыки эриксонианского гипноза в медицине», «Эффективное деловое общение», «Работа в предвыборной и рекламной кампании». Адрес для переписки: 663614, РОССИЯ, КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ, Г. КАНСК-14, А/Я 312, С. ГОРИНУ. Иногда можно застать по контактным телефонам (391.2) 44-60-27, (391. 61) 2-42-78, но почтовый адрес надежнее.
Содержание А ВЫ ПРОБОВАЛИ ГИПНОЗ?...................3 ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА, которое необходимо прочесть до приобретения книги...5 Глава 1. ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ ГИПНОТИЗЕРА.....9 Введение (теория гипноза).....................................9 Подстройка (стенограмма семинара).....................12 Подстройка к позе................................................13 Подстройка к дыханию.........................................17 Подстройка к движениям.....................................21 Глава 2. ОСНОВЫ РЕЧИ ГИПНОТИЗЕРА..............29 Глазные сигналы доступа...............................................29 Глазные сигналы доступа, модальности внутреннего опыта (стенограмма семинара)....................................32 Модальности внутреннего опыта................................36 Понятие о внутренних стратегиях.............................44 Резюме....................................................................46 Глава 3. НАВЕДЕНИЕ ГИПНОТИЧЕСКОГОТРАНСА (ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ).....................................................47 Некоторые идеи эриксонианского гипноза.............47 Создание транса (стенограмма семинара)..............48 Признаки транса, гипнотические феномены...........49 Язык гипноза............................................................52 «Официальное» наведение транса............................59 Полярная реакция....................................................71 Глава 4. НАВЕДЕНИЕ ГИПНОТИЧЕСКОГО ТРАНСА (ВТОРАЯ СТУПЕНЬ)..................................................73 Достижение предыдущего состояния транса, использование естественных трансов (стенограмма семинара).... 73 _______________________________________555 Перевод естественного сна в гипнотический..................76 Наведение через гипнотические феномены....................77 Разрыв шаблонов...........................................................79 Речевое связывание («забалтывание»)..........................83 Перегрузка...............................................................87 Подстройка к группе................................................90 Музыка в наведении транса.........................................90 Резюме...................................................................95 Глава5.ИСПОЛЬЗОВАНИЕТРАНСАИМАНИПУ- ЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ (ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ)...................96 Шесть речевых стратегий (стенограмма семинара)......96 Тройная спираль......................................................101 Истории, метафоры, притчи.................................104 Глава 6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕТРАНСАИМАНИПУ- ЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ (ВТОРАЯ СТУПЕНЬ)...........108 Техника рассеивания...........................................108 Практикум по технике рассеивания (стенограмма семинара)...................................119 Способы выделения сообщений........................120 Феномен 25-го кадра...........................................123 Якорная техника..................................................124 Практикум по якорной технике (стенограмма семинара)...........................................126 Рефрейминг содержания........................................137 Глава 7. САМОГИПНОЗ И ДРУГИЕТЕХНИКИ ДЛЯ РАБОТЫ С СОБОЙ.......................................146 Техника «5-4-3-2-1».............................................147 Техника поднятия руки (стенограмма семинара)......................................147 Техника прилипающей руки.................................149 Техника сжатия кулака............................................149 Техника сведения рук..........................................152 Хорошо сформулированный результат....................154 Напутствие...........................................................161 Глава8. ПОСТСКРИПТУМ (ПОСЛЕ НАПИСАННОГО)..163 Неудача и успех (стенограмма семинара)..............163 556 С. Горин. НЛП: техники россыпью Глубокие изменения личности.............................168 Заключительный сеанс.........................................173 НЛП: ТЕХНИКИ РОССЫПЬЮ......................177 ПРЕДИСЛОВИЕ.....................................................179 ВВЕДЕНИЕ, которое можно прочесть до приобретения книги, после приобретения книги, а можно вообще не читать... 181 ЧАСТЬ I. ОТ СЛОЖНОГО К ПРОСТОМУ..............185 Глава 1. ПРИТВОРЯЕМСЯ ИСКРЕННИМИ (примечания к подстройке)....................................186 Начальные навыки (стенограмма семинара).........186 Подстройка к дыханию и движениям..................190 Подстройка к внутренним ритмам.......................192 Подстройка к интонации.....................................196 Подстройка к паре.............................................198 Уровни и дистанции общения.............................201 Глава 2. ТРЕТЬЕ ИЗМЕРЕНИЕ..............................208 «Выходя за рамки...» (стенограмма семинара)..208 Доступ к ресурсам...........................................214 Психологический шок.......................................219 Неопределенная установка («Тайна горы Скво»)....225 Глава 3. ОБРАЗ ЖИЗНИ - ЖЕНА АЛКОГОЛИКА....233 Работа с родственниками больных алкоголизмом (стенограмма лекции, прочитанной на Смоленском некоммерческом семинаре по психотерапии и практической психологии).....................................233 Глава 4. «ВЕСЬ В ЯКОРЯХ, КАК КРЕЙСЕР...» (якорные техники).................................................250 Вступление........................................................250 Естественные якоря................................................254 Калибровка........................................................258 Совмещение якорей............................................261 Глава 5. МЕТАФОРА ЭКСПРОМТОМ.......................269 Сухая теория из другой области.........................269 Метафора в повседневной практике (стенограмма семинара)......................................275 Конструируем метафору.......................................279 Улучшаем метафору..............................................283
|
|||
|