Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Армянская культура



 

Армянская музыка является одной из древнейших ветвей культуры армянского народа. Зародившись в глубине национального фольклора, корни национального музыкального искусства исходят из глубины тысячелетий. Принимая воздействия соседних цивилизаций, армянская культура не только смогла переработать их и адаптировать многие из чужеродных элементов, но и передать свой национальный колорит, тем самым дав общечеловеческие ценности.

Армянская музыка монодична (одноголосна), основывается на диатоническом ладе и содержит увеличенную секунду. Ей свойственны изменение темпа и неравномерный ритм. Распространены двухчастные и сложные виды.

Армянская культура

 

Развитие армянской музыки проходила несколькими историческими эпохами — древнейшая (IV—I тысячелетия до н.э.), древняя (VI в. до н.э. – III в. н.э.), раннее средневековье (IV–VII вв.), развитое средневековье (IX — XIV вв. ), позднее средневековье (XVII–XVIII вв.), новое время ( (XIX — начало XX века) и новейшая эпоха ( с 1918 года):

Об зарождении музыкального искусства повествуют древнейшие археологические находки, а также наскальные рисунки с изображением ритуальных сцен, сопровождающихся танцами.

Уже в III тысячелетии до н. э. начинают формироваться этнические особенности армянской музыки, появляются музыкальные народные инструменты, из которых пандир, тмбук (барабан), флейта, кнар (лира) и труба. Музыкальное искусство формируется на Армянском нагорье в XX—XVIII вв. до н. э под воздействием культур народов Передней и Малой Азии. О древнейших музыкальных ритуалах повествуют хеттские источники XIV в. до н.э.

Во времена урартского владычества армяне поближе ознакомились с ассиро-вавилонской культурой. В Кармир блуре была найдена пара бронзовых бубнов, что свидетельствует о том, что на Армянском нагорье уже в VII веке до н.э были знакомы с ближневосточными музыкальными инструментами. При Урартском (Ванском) царстве музыкальное искусство получило свои развитие в ритуальном и народном направлениях.

После падения Урарту, свой расцвет проживают связанный с ритуалом погребения плач, в глубинах которого со временем становится весомым эпический пролог в виде древнейших музыкально – филологических песен — поэм.

В III в. до н. э. вскормленная на ближневосточных традициях армянское музыкальное искусство сближается с эллинской цивилизацией. В армянской среде находит распространение свирели с пятью отверстиями. При Тигране II Великом и Артавазде II проживают подъем военные, ритуальные, в частности – свадебные песни, значимую роль играют эпические прологи. Используются ударные, духовые и струнные инструменты, распространённые в Передней Азии и Средиземноморье. В эллинистическую эпоху армянская народная музыка представлялась сословиями гусляров, гусанов, песноводов, танцовщиц, а ритуальная –жрецами — солистами, хорами жриц и разных групп. Музыка широко использовалась также в театральных действах. Сведения в области инструментальной музыки и армянской музыкальной инструментарий очень скудны, тем не менее до нас дошло описание некоторых музыкальных инструментов, а также их наименования. Так, к числу духовой группы относились: сринг — тип флейты, ехджерапох — рог, пох — труба медная, к ударной группе относились: тмбук — барабан, к струнной группе: бамбирн— инструмент с плектром, пандир, кнар — тип лиры, джнар — разновидность кнара, вин — разновидность кнара.

После принятия христианства государственной религией музыкальная жизнь попадает под влияние церкви. Так, например, в 365 году Аштишатский собор вынес постановление, запрещающее исполнение песни-плача во время погребального шествия Тем не менее, светская музыка продолжает развиваться, и отделяясь от деревенской, новые качества получает городская песня и танцы. Единственными носителями светской народной традиции остаются гуслары – гусаны.

Благодаря созданию национального алфавита армянская музыка достигает уровня обновлённого и обогащённого искусства, опирающегося уже на профессиональный и литературный язык. Пройдя через период реформации и усовершенствования, оно выходит на путь дальнейшего развития и становления. Создатели армянского алфавита Месроп Маштоц и Саак Партев, поставив в основе церковного песнопения национальные мотивы, стали прародителями армянского самостоятельного духовного песнопения. С конца IV века в высших школах было введено обучение песнетворчеству и пению. В то же время армянское духовенство относилась негативно к прежнему языческому музыкальному наследию.

Именно в V—VI веках были созданы первые духовные песни (гимнография), его первые авторы Месроп Маштоц, Саак Партев, Иоанн Мандакуни, Степанос Сюнеци (старший), Комитас Ахцеци и др. Первоначальными простейшими формами профессиональной монодической музыки были мелодии псалмов, созданные на основе музыкальной традиции языческого культа. Позднее развивались кцурды, в дальнейшем ставшие шараканами. Армянская духовная музыка эпохи заимствовала интонационный строй крестьянской песни. Первые музыкальные произведения — шараканы, появившиеся в V веке отличаются ясностью содержания и лаконичностью формы, их мелодии и тексты просты, в основном — малообъемны. В том же столетии систематизируются гласы. Со временем были созданы шараканы с более сложными концепциями, сложной ритмикой и развитой ладово-интонационной основой. Разнообразие этих произведений состояло в песнопениях гандзов и аветисов, патарагов и других видов профессиональной духовной монодической музыки. Каждый из видов отличался своими жанровыми признаками. Если в V веке была произведена систематизация гласов, то уже в VII веке Барсег Тчон составил первый сборник шараканов — «Чонынтир шаракноц». Из гимнографов VII столетия известен также католикос Саак Дзорапореци. Вторую систематизацию гласов произвёл Степанос Сюнеци в первой половине VIII столетия. Последний ввёл в церковную музыку канон. Новым достижением в истории древнеармянской музыки становится изобретение в VIII—IX веках системы экфонетической и музыкальной нотописи — армянских невмов — хазов. Она изначально связана с именем Сюнеци. Древнейшая рукопись с хазами относится IX веку. В целом сохранились более 2 тыс. рукописей с хазамаи. О высокой музыкальной культуре древней Армении свидетельствуют труды теоретиков Давида Анахта (V—VI вв.), Давида Керакана (Грамматика) (VI в.), Степаноса Сюнеци и др., которые касались вопросов музыкальной эстетики, разрабатывали учение о гармонии, звуке и т. д. Уже в раннем средневековье в Армении была разработана теория акустики.

Значительного развития армянская музыка достигает в эпоху развитого феодализма, в X—XIII столетиях. Этому способствует восстановление в середине IX века армянской национальной государственности. В X веке создается новое направление профессиональной монодической музыки — таг. Таги являлись крупными светскими или духовными вокальными пьесами драматического или эпического, а также — лирического-созерцательного характера. Эти произведения своими истоками восходили в гусанское, а также крестьянское музыкальное творчество. Наиболее видные авторы тагов — Григор Нарекаци (X в.), Хачатур Таронаци (XII в.) и другие. Гуманистические идеи армянского Возрождения, отражены как в творчестве тагов так и в эпосе «Сасунци Давид», который окончательно складывается к IX—X векам. Основное развитие музыкальной культуры Армении X—XI веков связана именно с творчеством тагов. Система музыкальной нотописи усовершенствуется в XI веке с появлением «хазов манрусума». Она позволяла более точно фиксировать мелодию. Создаются собрания песен «Хазгирк», которые являлись также своеобразными учебными пособиями. Большую роль в развитии древнеармянской музыки сыграл Нерсес Шнорали (XII в.), написавший многочисленные песни, таги и шараканы. Шнорали завершает создание шаракноца и патарага (литургия). Ованес Имастасер (XI—XII вв.), Ованес Ерзнкаци Плуз (XIII в.) и др. в своих трудах рассматривают темы музыкально-эстетического характера. Аракел Сюнеци, Акоп Крымеци пишут о музыкальных инструментах своего времени. Большую ценность представляют сохранившиеся слова исторических песен, созданных в армянском царстве Киликии (о пленстве сына царя Хетума I Левона и т. д.). С XIV века светские таги значительно оттесняют шараканы и другие духовные произведения. Сборники средневековых песен — Шаракноц, Гандзаран, Манрусмунк и Тагаран. Уже в 1620 году Хачгруз Кафаеци составил первый сборник армянских народных песен («Песенник Хачатура Кафаеци»). Начиная с XVI века, после раздела Армении между Турцией и Ираном усиливаются социальные мотивы и превалируют песни скорби.

В условиях творческого кризиса в сфере церковного песнопения, воцарившегося в позднее средневековье, судьбы музыкального искусства в свои руки берут народные и светские тагописцы. Большого развития достигает городское музыкальное искусство, в особенности — ашугское. Основное развитие ашугского искусства начинается с XVII века. Ашугская музыка основана на многовековых традициях народного творчества. Усвоив традиции средневековых тагасацов, армянские ашуги создавали оригинальные напевы для своих произведений. Уже со второй половины XIX столетия эти напевы были записаны европейской музыкальной нотацией. Тексты этих песен посвящены любовным, социальным, сатирическим и другим темам. Несмотря на индивидуальность данного творчества ашугскому искусству присущи и общие черты. Ашугская мелодия более эмоциональна, развернута по форме и гибка по ритму. Пение сопровождалось аккомпанементом на сазе или кеманче. Основные музыкальные инструменты ашугов струнно-щипковые — саз и чонгур. Наиболее выдающиеся армянские ашуги XVII—XVIII веков Овнатан Нагаш, Багдасар Дпир и Саят-Нова. Крупнейшие армянские ашуги конца XIX-го, начала XX века — Дживани, Ширин, Шерам, Аваси. В XVIII столетии искусство ашугов «поглощает» творчество тагасацов.

С 1870-гг. деятели армянской музыки С. Аматуни, К. Кара-Мурза, Н. Тигранян, Комитас и др. начинают собирать и записывать народные песни (с 1913 года также записывающими устройствами). Наибольшая заслуга в этой области принадлежит Комитасу, издавшему более 2000 народных песен. В последней четверти XIX века Кара-Мурза в разных концах Закавказья и юга России создает более 90 армянских народных хоров, чем распространяет в армянском быту многоголосье. К началу XX века относится творчество кеманчиста Саши Оганезашвили (Александра Аршаковича Оганяна).

В период Возрождения (XVII–XVIII вв.) армянское музыкальное искусство смогло не только возродить утраченные средневековые традиции, но и найти стимул для дальнейшего развития по европейскому пути. Начинается возрождение городского народного песнопения, а романтические тенденции светской музыки приводят даже к воссозданию дохристианских ценностей. Возрождаются древние гимны, ритуальное песнопение, военные песни и пляски. Как в Восточной, так и в Западной Армении и в целом в Турции возрождается армянская музыкально-общественная жизнь

Амбарцум Лимонджян в 1813—1815 гг. создает новую армянскую нотопись, схожую с европейской, что дает новое дыхание не только для сохранения армянского средневекового музыкального наследия, но и для нового взлета. Тогда же были записаны образцы как музыкального фольклора, так и духовной музыки, в частности Н. Ташчян записал 3 тома произведений древнеармянской духовной музыки. Новый подъём музыкальной культуры начинается со второй половины того же века, обусловленный, в том числе, национально-освободительными идеями. Издаются многочисленные песенники («Национальный песенник армян» Рафаэля Патканяна, 1856, Петербург), создаются музыкальные общества. Никогайос Ташчян (1878), Венецианские мхитаристы (1882) и др. создают учебники по теории музыки и музыкальной грамоте. Важным культурным достижением времени становится появление армянской музыкальной периодики. Ещё в 1857 году Габриэль Еранян и А. Ованнисян издают музыкальный журнал «Кнар аревелян» («Восточная лира»), который с 1861 года издается под новым названием «Кнар айкакан» («Армянская лира»). С 1879 года выходит журнал «Нвагк айкаканк» («Армянские песни») Е. Тынтесяна. Во многих крупных армянских периодических изданиях печатаются статьи по вопросам музыки. Важную роль в развитии армянской музыкальной культуры сыграли Лазаревский институт, а также школа Нерсесян и Геворкская семинария, в некоторой степени и училище при отделении Русского музыкального общества в Тифлисе. С середины XIX века формируется и концертная жизнь. Кроме создания объединений ашугов, исполнителей на дудуке, каманче, народных певцов и т. д., появляются первые музыканты окончившие как русские, так и западные консерватории. Тогда же создаются инструментальные ансамбли и симфонические оркестры, среди которых наиболее значимым был оркестр Синаняна (1861—1896). В произведениях Е. Тнтесяна, Н. Ташчяна, Г. О. Корганова, Т. Чухаджяна и Г. Ераняна развиваются жанры хоровой и сольной песни, романса, у Чухаджяна и Корганова также инструментальная музыка. С 1860-гг. продолжают создаваться песни патриотического содержания. Именно во второй половине XIX столетия возникает новая национальная композиторская школа.

Историческое значение имело создание Тиграном Чухаджяном в 1868 году первой армянской национальной оперы «Аршак II». В 1891 году Чухаджян создает оперу «Земире», в 1897 году — «Индиана». В 1870-гг. он создает 3 оперетты, среди которых наиболее популярной становится «Леблебиджи» (1875). Вместе с Серовбе Бенкляным Чухаджян организует первую на Ближнем Востоке постоянно действующую профессиональную опереточную труппу.

С 1880-гг. в армянской классической музыке начинается новое движение по сбору и обработке древних народных песен профессиональными композиторами. Среди этих композиторов были Макар Екмалян, Христофор Кара-Мурза и Никогайос Тигранян. С этого периода начинает свою деятельность один из наиболее важных деятелей в истории армянской музыки — Комитас, который сыграл ключевую роль в новом возрождении национально-самобытного музыкального стиля. Его многосторонняя деятельность определила путь дальнейшего развития всей армянской музыки последующих эпох. Творчеством Александра Спендиарова начинается новая история армянской симфонии и вокально-симфонической музыки (сюиты «Крымские эскизы» — 1903 и 1912, симф. картина «Три пальмы» — 1905, и др.). Романос Меликян работает в основном в области романса. Постановкой в 1912 году оперы «Ануш» Армена Тиграняна открывается новое стилистическое направление в армянском музыкальном театре.

Многие армянские композиторы, музыканты, дирижёры, вынужденные эмигрировать в результате геноцида армянского народа из Османской Турции, развивали национальную музыкальную культуру в разных странах мира. С установлением же в Восточной Армении советской власти армянское музыкальное искусство ощущает на себе прямое идеологическое воздействие, подгоняясь под требование господствующего строя.

В 1923 году Ереванская музыкальная студия (организованная в 1921 г.) была преобразована в Ереванскую государственную консерваторию. В следующем 1924 году организуется Симфонический оркестр Ереванской государственной консерватории, среди первых дирижёров которого были Александр Спендиаров и Александр Мелик-Пашаев. В 1930-е гг. в Армении были открыты ряд новых музыкально-учебных заведений. В 1932 в Ереване была создана Армянская филармония. Также важное историческое значение имело открытие в 1933 г. Армянского театра оперы и балета, и основание годом раньше Союза композиторов Советской Армении. В 1930-гг. начинается активная творческая деятельность одного из крупнейших композиторов XX века — Арама Хачатуряна. В развитии армянской музыки своё значение сыграла Великая Отечественная война. В эти годы создаются значительные песни, воспевающие героизм народа. Известность получили массовые и эстрадные песни и марши.

В послевоенные годы музыкальная жизнь Армении развивалась сложными и достаточно многообразными путями. Качественно высокого уровня достигло исполнительное искусство. Несмотря на идеологическое давление, армянская музыка не только сохраняет свои традиции и самобытность, но и завоёвывает международные площадки разного уровня. Создаются джазовые, эстрадные и другие произведения. Расцветают музыкальные ансамбли и учебные заведения.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.