Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Кто есть кто, когда сердится? Почему и как часто кто бывает?»



«Кто есть кто, когда сердится? Почему и как часто кто бывает?»

Назначение методики: диагностика особенностей агрессивного поведения ребенка; оценка ребенком выраженности агрессивного поведения у других.

Применение методики: индивидуально с детьми 4 – 7 лет.

Проведение исследования:

Ребенку предлагается определить, какая бывает злость и какая она бывает:

- похожей на кошку; на динозавра; бывает как молния; как шестеренки; как змея; как консервная банка (используются рисунки); Ребенку предлагается определить, у кого из его близких – как часто проявляется и какая бывает злость и агрессия. Ребенка может оценивать взрослый и сам ребенок.

Выраженность проявлений оценивается в баллах:

  • 0 баллов – нет проявлений агрессивности;
  • 1 балл – проявления агрессивности наблюдаются иногда;
  • 2 балла – часто;
  • 3 – почти всегда;
  • 4 – непрерывно.

Регистрация ответов:

Кто?

Какая агрессия бывает?

«кошка» «динозавр» «молния» «шесте-ренки» «змея» «консервная банка»
Мама 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4
Папа 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4
Брат 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4
Сестра 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4
Дедушка 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4
Бабушка 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4
Я сам (сама) 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4

Оценка выраженности агрессии:

0 –6 баллов –низкая;  13 – 18 баллов – высокая

19 – 24 балла – очень высокая 7-12 баллов – средняя

«Агрессивность. Ребенок глазами взрослого». Опросник может помочь в установлении контакта с родителями и ближайшим взрослым окружением ребенка.

Кроме этого, вы можете дополнить перечень ситуационно-личностных реакций агрессивности новыми, полученными в процессе беседы и наблюдения за поведением ребенка в спонтанных и специально организованных игровых ситуациях. При этом необходимо помнить, что агрессивное поведение зачастую сочетается с другими расстройствами поведения и эмоций (гиперактивностью, эмоциональной неустойчивостью, страхами, эгоистичностью и др.).

Чтобы определить уровень агрессивности у ребенка сложите полученные баллы:

§ уровень I - от 0 до 67 баллов. Вероятнее всего, что у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакции агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью.

§ уровень II - от 67 до 134 баллов. Нет опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.

§ уровень III -от 134 до 201 баллов. Ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.

§ уровень IV-от 201 до 268 баллов. Психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.

Помните, что если ситуационно-личностные реакции агрессии проявляются устойчиво не менее 6-ти месяцев, то это требует особого внимания со стороны взрослого.

 

Агрессивность. Ребенок глазами взрослого (Опросник)

Ф.И.О. ребенка________________-

Возр_____________Дата заполнения ______________

Заполнил: родитель, психолог, педагог_______________

Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0 - нет проявлении агрессивности, 1-проявления агрессивности наблюдаются иногда, 2 - часто, 3 - почти всегда, 4 - непрерывно. Добавьте те, которые не указаны.

 

Признаки проявления агрессивности у ребенка Как проявляется агрессивность Как часто наблюдается

вегетативные признаки

- краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева 0 1 2 3 4
- облизывает губы в состоянии раздражения, гнева 0 1 2 3 4

внешние проявления агрессивности

- кусает губы в состоянии раздражения 0 1 2 3 4
- сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева 0 1 2 3 4
- сжимает губы, кулаки, когда обижают 0 1 2 3 4
- тревожное напряжение разрешается гневом 0 1 2 3 4

длительность агрессии

- после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин. 0 1 2 3 4
- после агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин. 0 1 2 3 4

чувствительность к помощи взрослого

- помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной агрессией 0 1 2 3 4
- помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться 0 1 2 3 4
- замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии 0 1 2 3 4
- замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии 0 1 2 3 4
- чувство неприязни к другим не корректируется извне 0 1 2 3 4

особенности отношения к собственной агрессии

- ребенок говорит, что поступил "плохо", но все равно продолжает вести себя агрессивно 0 1 2 3 4
- ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия, как таковые 0 1 2 3 4

недостаточность в проявлении гуманных чувств

- стремится делать назло другим 0 1 2 3 4
- проявляет безразличие к страданиям других 0 1 2 3 4
- стремится причинить другому страдание 0 1 2 3 4
- у ребенка не возникает чувства вины после агрессивных действий 0 1 2 3 4

реакция на новизну

- новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности 0 1 2 3 4
- в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции 0 1 2 3 4
реакция на ограничение - при попытке удержать в состоянии гнева яростно сопротивляется 0 1 2 3 4

реактивность
(чувствительность к агрессии других)

- проявляет агрессивные реакции первым 0 1 2 3 4
- первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка 0 1 2 3 4
- проявляет агрессивные реакции на агрессивные действия других 0 1 2 3 4
- толкается, когда обижают 0 1 2 3 4
- бъет других детей, если ребенка случайно толкнули 0 1 2 3 4

чувствительность к присутствию Других

- ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение у ребенка 0 1 2 3 4
- присутствие других (детей, взрослых) провоцирует агрессивность у ребенка 0 1 2 3 4
- щиплется на глазах у всех 0 1 2 3 4
- толкает сверстника на глазах у всех 0 1 2 3 4

физическая агрессия, направленная на предмет

- ломает постройку на глазах у всех - ребенок бросает предмет об стенку 0 1 2 3 4
- ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку 0 1 2 3 4
- ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры 0 1 2 3 4
- отрывает кукле руки, ноги 0 1 2 3 4

агрессия, направленная на сверстников

- толкает других детей в состоянии раздражения 0 1 2 3 4
- походя, мимоходом ударяет встречных 0 1 2 3 4
- бьет других детей в состоянии раздражения 0 1 2 3 4
- ударяет детей и внезапно успокаивается 0 1 2 3 4
- стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом) 0 1 2 3 4
- кусает других детей в состоянии раздражения 0 1 2 3 4

агрессия, направленная на себя

- просит себя стукнуть еще раз 0 1 2 3 4
- берет на себя вину за других 0 1 2 3 4
- рвет на себе волосы 0 1 2 3 4
- щиплет себя в состоянии раздражения 0 1 2 3 4
- кусает себя в состоянии раздражения 0 1 2 3 4

агрессия, направленная на взрослого
(в раннем и дошкольном возрасте)

- бьет родителей по руке за то, что они не дают разбрасывать игрушки 0 1 2 3 4
- бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки и т.п. 0 1 2 3 4
- тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения 0 1 2 3 4
- в состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком 0 1 2 3 4
- в состоянии пониженного настроения бьет родителя кулачком 0 1 2 3 4
- царапает взрослого 0 1 2 3 4
- беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи 0 1 2 3 4
- больно бьет ногой бабушку 0 1 2 3 4

вербальная (словесная) агрессия

- говорит обидные, грубые слова детям 0 1 2 3 4
- говорит обидные слова взрослым 0 1 2 3 4
- говорит нецензурные слова детям 0 1 2 3 4
- говорит нецензурные слова взрослым 0 1 2 3 4

агрессивность в виде угрозы

- замахивается, но не ударяет другого 0 1 2 3 4
- пугает другого 0 1 2 3 4

агрессия направленная на животных

- щиплет кошку 0 1 2 3 4
- специально наступает на лапы собаке 0 1 2 3 4
- отрывает крылышки насекомым 0 1 2 3 4
- выкручивает хвост кошке 0 1 2 3 4
агрессия разных видов и направленности - агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей, животных и пр.) 0 1 2 3 4
неупорядоченные проявления агрессии - плюется в состоянии раздражения 0 1 2 3 4

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?

Что бывает? Как часто?
1. папа обижает мальчика 0 1 2 3 4
2. ребенок обижается на взрослого, а взрослый невиноват... 0 1 2 3 4
3. взрослый ругает ребенка за плохие оценки 0 1 2 3 4
4. взрослый провожает ребенка в школу 0 1 2 3 4
5. ребенок хочет гулять, а взрослый его не пускает 0 1 2 3 4
6. взрослый сейчас возьмет ремешок и будет наказыватьребенка 0 1 2 3 4

Ф.И.О. ребенка________ Возр________Дата заполнения_______

Заполнил: родитель, психолог, педагог.________

Отметьте какие особенности поведения насколько выражены у ребенка и взрослого. 0 - нет проявлений; 1- проявления наблюдаются иногда; 2 - часто; 3 -почти всегда; 4 - непрерывно. Добавьте те, которые не указаны.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.