Кто есть кто, когда сердится? Почему и как часто кто бывает?»
«Кто есть кто, когда сердится? Почему и как часто кто бывает?»
Назначение методики: диагностика особенностей агрессивного поведения ребенка; оценка ребенком выраженности агрессивного поведения у других.
Применение методики: индивидуально с детьми 4 – 7 лет.
Проведение исследования:
Ребенку предлагается определить, какая бывает злость и какая она бывает:
- похожей на кошку; на динозавра; бывает как молния; как шестеренки; как змея; как консервная банка (используются рисунки); Ребенку предлагается определить, у кого из его близких – как часто проявляется и какая бывает злость и агрессия. Ребенка может оценивать взрослый и сам ребенок.
Выраженность проявлений оценивается в баллах:
- 0 баллов – нет проявлений агрессивности;
- 1 балл – проявления агрессивности наблюдаются иногда;
- 2 балла – часто;
- 3 – почти всегда;
- 4 – непрерывно.
Регистрация ответов:
Кто?
| Какая агрессия бывает?
| «кошка»
| «динозавр»
| «молния»
| «шесте-ренки»
| «змея»
| «консервная банка»
| Мама
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| Папа
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| Брат
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| Сестра
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| Дедушка
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| Бабушка
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| Я сам (сама)
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| 0 1 2 3 4
| Оценка выраженности агрессии:
0 –6 баллов –низкая; 13 – 18 баллов – высокая
19 – 24 балла – очень высокая 7-12 баллов – средняя
«Агрессивность. Ребенок глазами взрослого». Опросник может помочь в установлении контакта с родителями и ближайшим взрослым окружением ребенка.
Кроме этого, вы можете дополнить перечень ситуационно-личностных реакций агрессивности новыми, полученными в процессе беседы и наблюдения за поведением ребенка в спонтанных и специально организованных игровых ситуациях. При этом необходимо помнить, что агрессивное поведение зачастую сочетается с другими расстройствами поведения и эмоций (гиперактивностью, эмоциональной неустойчивостью, страхами, эгоистичностью и др.).
Чтобы определить уровень агрессивности у ребенка сложите полученные баллы:
§ уровень I - от 0 до 67 баллов. Вероятнее всего, что у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакции агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью.
§ уровень II - от 67 до 134 баллов. Нет опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.
§ уровень III -от 134 до 201 баллов. Ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.
§ уровень IV-от 201 до 268 баллов. Психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.
Помните, что если ситуационно-личностные реакции агрессии проявляются устойчиво не менее 6-ти месяцев, то это требует особого внимания со стороны взрослого.
Агрессивность. Ребенок глазами взрослого (Опросник)
Ф.И.О. ребенка________________-
Возр_____________Дата заполнения ______________
Заполнил: родитель, психолог, педагог_______________
Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0 - нет проявлении агрессивности, 1-проявления агрессивности наблюдаются иногда, 2 - часто, 3 - почти всегда, 4 - непрерывно. Добавьте те, которые не указаны.
Признаки проявления агрессивности у ребенка
| Как проявляется агрессивность
| Как часто наблюдается
| вегетативные признаки
| - краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева
| 0 1 2 3 4
| - облизывает губы в состоянии раздражения, гнева
| 0 1 2 3 4
| внешние проявления агрессивности
| - кусает губы в состоянии раздражения
| 0 1 2 3 4
| - сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева
| 0 1 2 3 4
| - сжимает губы, кулаки, когда обижают
| 0 1 2 3 4
| - тревожное напряжение разрешается гневом
| 0 1 2 3 4
| длительность агрессии
| - после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин.
| 0 1 2 3 4
| - после агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин.
| 0 1 2 3 4
| чувствительность к помощи взрослого
| - помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной агрессией
| 0 1 2 3 4
| - помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться
| 0 1 2 3 4
| - замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии
| 0 1 2 3 4
| - замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии
| 0 1 2 3 4
| - чувство неприязни к другим не корректируется извне
| 0 1 2 3 4
| особенности отношения к собственной агрессии
| - ребенок говорит, что поступил "плохо", но все равно продолжает вести себя агрессивно
| 0 1 2 3 4
| - ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия, как таковые
| 0 1 2 3 4
| недостаточность в проявлении гуманных чувств
| - стремится делать назло другим
| 0 1 2 3 4
| - проявляет безразличие к страданиям других
| 0 1 2 3 4
| - стремится причинить другому страдание
| 0 1 2 3 4
| - у ребенка не возникает чувства вины после агрессивных действий
| 0 1 2 3 4
| реакция на новизну
| - новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности
| 0 1 2 3 4
| - в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции
| 0 1 2 3 4
| реакция на ограничение
| - при попытке удержать в состоянии гнева яростно сопротивляется
| 0 1 2 3 4
| реактивность (чувствительность к агрессии других)
| - проявляет агрессивные реакции первым
| 0 1 2 3 4
| - первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка
| 0 1 2 3 4
| - проявляет агрессивные реакции на агрессивные действия других
| 0 1 2 3 4
| - толкается, когда обижают
| 0 1 2 3 4
| - бъет других детей, если ребенка случайно толкнули
| 0 1 2 3 4
| чувствительность к присутствию Других
| - ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение у ребенка
| 0 1 2 3 4
| - присутствие других (детей, взрослых) провоцирует агрессивность у ребенка
| 0 1 2 3 4
| - щиплется на глазах у всех
| 0 1 2 3 4
| - толкает сверстника на глазах у всех
| 0 1 2 3 4
| физическая агрессия, направленная на предмет
| - ломает постройку на глазах у всех - ребенок бросает предмет об стенку
| 0 1 2 3 4
| - ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку
| 0 1 2 3 4
| - ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры
| 0 1 2 3 4
| - отрывает кукле руки, ноги
| 0 1 2 3 4
| агрессия, направленная на сверстников
| - толкает других детей в состоянии раздражения
| 0 1 2 3 4
| - походя, мимоходом ударяет встречных
| 0 1 2 3 4
| - бьет других детей в состоянии раздражения
| 0 1 2 3 4
| - ударяет детей и внезапно успокаивается
| 0 1 2 3 4
| - стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом)
| 0 1 2 3 4
| - кусает других детей в состоянии раздражения
| 0 1 2 3 4
| агрессия, направленная на себя
| - просит себя стукнуть еще раз
| 0 1 2 3 4
| - берет на себя вину за других
| 0 1 2 3 4
| - рвет на себе волосы
| 0 1 2 3 4
| - щиплет себя в состоянии раздражения
| 0 1 2 3 4
| - кусает себя в состоянии раздражения
| 0 1 2 3 4
| агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном возрасте)
| - бьет родителей по руке за то, что они не дают разбрасывать игрушки
| 0 1 2 3 4
| - бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки и т.п.
| 0 1 2 3 4
| - тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения
| 0 1 2 3 4
| - в состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком
| 0 1 2 3 4
| - в состоянии пониженного настроения бьет родителя кулачком
| 0 1 2 3 4
| - царапает взрослого
| 0 1 2 3 4
| - беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи
| 0 1 2 3 4
| - больно бьет ногой бабушку
| 0 1 2 3 4
| вербальная (словесная) агрессия
| - говорит обидные, грубые слова детям
| 0 1 2 3 4
| - говорит обидные слова взрослым
| 0 1 2 3 4
| - говорит нецензурные слова детям
| 0 1 2 3 4
| - говорит нецензурные слова взрослым
| 0 1 2 3 4
| агрессивность в виде угрозы
| - замахивается, но не ударяет другого
| 0 1 2 3 4
| - пугает другого
| 0 1 2 3 4
| агрессия направленная на животных
| - щиплет кошку
| 0 1 2 3 4
| - специально наступает на лапы собаке
| 0 1 2 3 4
| - отрывает крылышки насекомым
| 0 1 2 3 4
| - выкручивает хвост кошке
| 0 1 2 3 4
| агрессия разных видов и направленности
| - агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей, животных и пр.)
| 0 1 2 3 4
| неупорядоченные проявления агрессии
| - плюется в состоянии раздражения
| 0 1 2 3 4
| ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?
Что бывает?
| Как часто?
| 1. папа обижает мальчика
| 0 1 2 3 4
| 2. ребенок обижается на взрослого, а взрослый невиноват...
| 0 1 2 3 4
| 3. взрослый ругает ребенка за плохие оценки
| 0 1 2 3 4
| 4. взрослый провожает ребенка в школу
| 0 1 2 3 4
| 5. ребенок хочет гулять, а взрослый его не пускает
| 0 1 2 3 4
| 6. взрослый сейчас возьмет ремешок и будет наказыватьребенка
| 0 1 2 3 4
| Ф.И.О. ребенка________ Возр________Дата заполнения_______
Заполнил: родитель, психолог, педагог.________
Отметьте какие особенности поведения насколько выражены у ребенка и взрослого. 0 - нет проявлений; 1- проявления наблюдаются иногда; 2 - часто; 3 -почти всегда; 4 - непрерывно. Добавьте те, которые не указаны.
|