|
|||
Беседа по профилактике сквернословияБеседа по профилактике сквернословия «Великий могучий русский язы»
«Дорогие друзья! Тема нашей беседы сквернословие, матерные слова. С одной стороны, кажется, что это достаточно простой вопрос. Каждый скажет: «ругаться плохо, это понятно». Но на самом деле этот вопрос гораздо глубже, чем кажется, и за матом скрыто то, что влияет на всю нашу жизнь. Предлагаем вашему вниманию фильм «Грязные слова». После просмотра, постарайтесь вдумчиво ответить на вопросы, которые поднимаются в фильме и сравнить их с ответами создателей фильма «Грязные слова».
ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Вопрос 1: В фильме был рассмотрен вопрос распространения мата в нашей стране. Очень часто задают вопрос о происхождении матерных слов. Как они появились? Надо сразу сказать, что фраза «русский мат» является неверной, матерные слова встречаются во всех славянских языках: в польском, словенском, сербском, македонском, болгарском. Их этимология, или другими словами, происхождение по-настоящему неизвестно. В Интернете можно встретить версию о том, что матерные слова использовали в ритуалах жрецы или что-то подобное, что есть якобы книги волхвов, где они встречаются, но это всё ложь. На самом деле не найдено ни одного источника, подтверждающего это. Люди распространяют такие домыслы просто с целью заработать на этом популярность или оправдать употребление матерных слов, ссылаясь на то, что это было всегда. А кто может сказать, в древней Руси был ли распространён мат среди населения? Ответ 1: Мат не был распространён в Древней Руси.
Вопрос 2: Кто помнит, почему мат не был распространён в речи жителей Древней Руси? Ответ 2: Употребление мата было недопустимо, потому что любые матерные слова считались оскорблением Богоматери, а подавляющее большинство населения было верующими людьми. Во-вторых, сквернословие считалось оскорблением своей родной матери, и, в-третьих, оскорблением Матери-земли, на которой человек проживал и которая его кормила.
Вопрос 3: Было два периода, когда уровень использования мата резко увеличивался – в 1917 и 1991 годах. Как вы считаете, почему это произошло? Ответ 3: И в 1917, и в 1991 году происходило разрушение государства, рушились нравственные ценности, и деградация проникала во все сферы жизни общества, в том числе и в речь. Если помните, в фильме было высказывание: «Язык – это зеркало, в нём каждый человек каждую минуту видит себя». И целая нация в каждый момент своей истории видит своё отражение в этом зеркале. Сквернословие является определённым свидетельством состояния общества. И сейчас распространённость мата демонстрирует, к сожалению, духовное и нравственное падение России.
Вопрос 4: Речь является отображением особенностей мышления человека, показателем его психологического здоровья. В фильме объяснялись психологические аспекты распространения мата в обществе. Кто запомнил, почему мат часто встречается у подростков? Ответ 4: В молодёжной среде мат для некоторых подростков становится способом подстроиться под тех, кто их окружает. Если подростки выбирают мат, как способ самоутверждения, то тем самым они демонстрируют свою неспособность привлечь к себе внимание достойным образом. Это характеризует их как людей с низкой самооценкой, не уважающих ни себя, ни других.
Вопрос 5: А кто может сказать, почему публичные люди используют мат? И какая опасность в этом для общества? Ответ 5: Нецензурная речь у людей публичных преследует цель эпатировать публику, вызвать к себе дополнительный интерес. Опасность в том, что их модель поведения копируется детьми и подростками. Но из-за низкого морального уровня такие люди не придают этому значения. Например, в газете «Аргументы и факты» было интервью с Гариком Мартиросяном. Журналист газеты спросил: «Вы же из интеллигентной семьи, Вы окончили Ереванский медицинский институт, но пишите тексты, в которых используете мат». Знаете, что он ответил? Он сказал: «Мы пытались сделать несколько программ без мата, но от этого наш рейтинг понизился». Из этого примера видно, что человек прекрасно понимает, что поступает плохо, но ради денег готов идти и на это. Вопрос 6: Иногда люди думают, что в некоторых жизненных ситуациях люди тебя поймут, только если выразишься матом, например, в армии или на стройке. Как вы считаете, насколько верно такое высказывание? Ответ 6: Использование нецензурных выражений в адрес подчинённых – это одна из форм унижения достоинства человека. И к тому же это свидетельствует об отсутствии профессионализма, о неспособности донести до человека свою мысль, не оскорбляя его при этом. Очевидно, что сильной личности незачем использовать такой метод воздействия. Например, великий полководец Александр Суворов, не проигравший за свою жизнь ни одного сражения, резко осуждал даже малейшее проявление мата в речи. При этом он пользовался исключительным уважением и доверием со стороны солдат и офицеров, потому что он был человеком высочайшей культуры, чести и отваги, рядом с которым окружающие также становились людьми высокой культуры. Вопрос 7: В фильме было высказывание философа Сенеки «Речь – это показатель ума», а также приводилась пословица: «От гнилого сердца и гнилые слова». Как Вы понимаете эти фразы? Ответ 7: Речь человека свидетельствует о нём, прежде всего, как о личности. Она говорит об его отношении к окружающему миру и к самому себе. По тому, как человек говорит, мы легко можем понять, каков круг его общения и чего от него ожидать. И если человек деградирует, то гнилые, скверные слова появляются как признак духовного разложения. Слыша мат от конкретного человека, можно легко сделать вывод об его низком духовном состоянии.
Вопрос 8: Часто бывает, что взрослые люди, сами употребляющие мат, при этом не хотят, чтобы их дети матерились. Почему так происходит? Ответ 8: Потому что у каждой личности есть глубоко заложенный внутренний критерий того, что её созидает, а что разрушает. Поэтому старшее поколение сознательно не хочет передавать младшему поколению то, что несёт разрушение человеку, его сознанию, интеллекту, а именно: употребление наркотических веществ, алкоголя, нецензурная брань. Однако тот факт, что современные взрослые люди всё же позволяют себе использовать, например, мат, говорит лишь о несовершенстве личностного развития. Но у каждого поколения есть шанс стать лучше и мудрее, чтобы быть положительным примером для своих детей. Подводим итог беседы: хотелось ещё раз отметить, что мы не просто пассивные носители языка, мы его исполнители и наследники его духовных сокровищ. А беречь русский язык – это не только то, что следует его охранять от грамматических ошибок, но и то, что нам необходимо воспитывать в себе чувство ответственности за каждое произносимое слово. Ведь нам доверен чудесный дар от наших предков – прекрасный русский язык».
|
|||
|