Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРИМЕЧАНИЯ



ПРИМЕЧАНИЯ

*1 Easton S. С. Roger Bacon and his search for a Universal Science. Oxford, 1952, p. 63.

*2 Geuer В. Die patristische und scholastische Philosophie // Fr. Ueberwegs Grundrisse der Geschichte der Philosophie. Bd. 2. Berlin, 1928. S.469.

*3 Gilson E. La philosophie au Neuen Age. Paris, 1986, p. 476-477.

*4 Steele R. Introduction in Secretum secretorum. Oxonii, 1920, p. viii.

*5 Universal History of El-Makin (Budge, Alexander VII, p. 382) — цит. по: R. Steele. Introduction, p. xxiii.

*6 Roger Bacon's Philosophy of Nature. A Critical Ed. with English Translation, Introduction and Notes of De multiplicatione specierum and De speculis comburentibus, by D. C. Linberg. Oxford, 1983, p. vii.

*7 Титул (этимология слова) — происходит от греческого слова «титан», что по-латыни переводится как «солнце»; и как солнце озаряет мир, так титул озаряет и свидетельствует о книге. — Роджер Бэкон.

*8 Согласно Цицерону, «...есть у людей нечто такое, что у нас называется дивинация, а у греков «мантикэ», то есть способность предчувствовать и узнавать будущее... Мы в этом, как и во многом другом, поступили лучше, чем греки, присвоив этой превосходнейшей способности название, производное от слова «дивус» (божественный), между тем как греки, судя по толкованию Платона, произвели свое название от слова «мантия», значащего «исступление». (I). (Цицерон. О дивинации. I // Философские трактаты. М., 1985. С. 191).

*9 Подобное различение имеется у Секста Эмпирика: «...относительно астрологии, или математики, но не той, которая состоит в прямом смысле из арифметики и геометрии (потому что против этих ученых мы уже возразили), и не той способности к предсказаниям, которая имеется у учеников Евдокса, Гиппарха и подобных им и которую, как известно, некоторые называют также и астрономией (а Р. Бэкон «опытной наукой». — А. В. ), ибо она есть наблюдение явлений подобно земледелию и кораблевождению, на основании которого можно предсказывать засуху и дождливые периоды, заразные болезни и землетрясения, и прочие подобные изменения в атмосфере, но астрологии в смысле учения о генитурах [гороскопах]. Украшая ее торжественными наименованиями, халдеи объявляют себя самих математиками и астрологами, с одной стороны, доставляя разнообразный вред людям, а с другой, — укрепляя в нас закоренелые предрассудки и не позволяя в то же время действовать согласно здравому смыслу» (Секст Эмпирик. Против астрологов. — Сочинения, т. 2. М.,1976. С.174).

10 Слово «магия» происходит от персидского слова «магус» — жрец. В Средние века различали магию от ангелов и магию от бесов, называемые соответственно белой и черной.

11 Augustinus. De diversis questionibus, XLV. Издатель текста Бэкона отсылает к сочинению Августина De diversis questiones XL, однако можно сослаться и на то место из «Исповеди» Августина, где он говорит о преимуществе астрономических теорий философов (хотя не называет их имен) по сравнению с «долгими сказками манихеев» (Августин. Исповедь. Т. 3.).

12 Вероятно, имеется в виду папа Григорий Великий (590— 12. III. 604), самый популярный и читаемый из отцов церкви в Средние века, среди работ которого имеются 40 гомилий на Евангелие. По свидетельству Григория Турского, «он был настолько сведущ в науке грамматики, диалектики и риторики, что считали, что во всем Риме не было равного ему человека» (История франков. М., 1987. С. 283). Впрочем, по замечанию Лангена, сказать это, для того времени, сказать не много. «Его собственный кругозор нашел достаточное выражение в замечании, что «свободные искусства» следует изучать лишь для лучшего понимания Св. Писания (Regula pastoralis, V. 30)». «Он был не способен на глубокое философское размышление, поэтому теология у него не получила дальнейшего развития» (Langen J. Geschichte der Romischen Kirche von Leo I. Bonn, 1885. S. 494).

13 Cassiodorus. Opera omnia. PL. 71, p. 1151.

14 Ibid., p. 1204.

15 Boitius. Opera omnia. PL. 64. Inst. Arith. 1.1.

16 Glomerelli — так в 1267 г. называли мальчиков, начинающих изучать грамматику. См.: Rashdall H. The Universities of Europe in the Middle Ages. V. 2. Oxford, 1895. p. 555.

17 Eberhardi Graecinius (ed. Wrobel), X. 211.

18 Вергилий, Энеида, 10. 199. Имеется в виду:

«Движет также и Окн отряды с родимого брега
Манты пророчицы сын и Туска реки, даровавший,
Мантуя, стены тебе и нимфы матери имя».

(Здесь и далее цитаты из сочинений Вергилия приводятся по изданию: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. Пер. С. Шервинского, С. Ошерова. М., 1932). В комментариях Сервия ничего подобного не говорится, указывается лишь, что «Манты (воистину) — это греческий генетив» (Servius Commentarii in Virgilium Serviani. Gottingae, 1826, v. 1, p. 561). На самом деле, это слово индоевропейского корня madh, men, лат. — mens — ум, мышление, рассудок (Vocobolario Graeco-Italiano, Milano, 1970, р.1179).

19 Commentarii in Virgilium Serviani. Gottingae, 1826, v. 1, p.561.

20 Случай заимствован из жития Св. Бенедикта Нурсийского, основавшего в 529 г. монашеский орден бенедиктинцев. Св. Схоластика — его сводная сестра, создавшая братство бенедиктинок, по уставу Св. Бенедикта.

21 Учение о темпераментах впервые встречается у Гиппократа (см.: «О природе человека» // Избранные книги. М., 1936. С. 199), позднее его разрабатывал Гален. Однако только у арабов, например в «Каноне врачебной науки» Ибн Сины, они стали связываться с влиянием планет.

22 Учение о темпераментах впервые встречается у Гиппократа (см.: «О природе человека» // Избранные книги. М., 1936. С. 199), позднее его разрабатывал Гален. Однако только у арабов, например, в «Каноне врачебной науки» Ибн Сины, они стали связываться с влиянием планет.

23 Мысль о том, что звезды не детерминируют поведение, а лишь склоняют к нему, заимствована Бэконом у Птолемея. См.: Птолемей. Тетрабиблос. К этому трактату имеются комментарии, приписываемые Проклу, введение, приписываемое Порфирию, и схолия Демофила (единст. изд. — Базель, 1559), а также парафразы Прокла (ед. изд. — Базель, 1554), имеются и ценные латинские комментарии Дж. Кардано (1554), переизданные в 5-м томе его работ.

24 «Можно слышать звуки и видеть цвета без того, чтобы они существовали вовне и были обусловлены внешними причинами. И это происходит чаще всего во время бездействия разумной силы или беспечности воображения, а также тогда, когда разумная душа занята представлением и воображением. В этом случае силы представления и воображения усиливают свои особые действия таким образом, что они поставляют формы, представляющиеся как формы, воспринятые чувством» («Книга о душе». Гл. 2. Ибн Сина. Избранные философские произведения. М., 1980. С. 450).

25 Пс. 77,49.

26 Геомантия — гадание с помощью тонкого песка или земли. Герард из Кремоны в Андалузии (1114-1187), переводчик «Альмагеста» Птолемея, введший в употребление в Европе арабские цифры, в своем сочинении «Геомантия и действия планет» проводил мысль о связи между геомантией и астрологией. Отрывки из него напечатаны в лионском издании сочинений Корнелия Агриппы.

27 Гидромантия — гадание по воде. «В стоячую воду (пруд или озеро) бросают один за другим, с промежутками, три камешка: круглый, трехугольный и четырехугольный. Благодаря волнению, эти камешки чертят по поверхности воды некоторые фигуры, объясняемые гадателем, приморские жители в древности наблюдали также внешний вид моря. Второй способ: между зажженными свечами ставят круглый красного стекла сосуд, наполненный водою. После призыва тихим голосом Анаеля (покровителя гаданий), заставляют ребенка внимательно наблюдать поверхность воды, где он видит картины, представляющие отражения астральных образов» (Трояновский А. В. Словарь практической дивинации //"Изида", № 4. Спб.,1913.С. 18).

28 Аэромантия — гадание по небесным стихиям = метеорология.

29 Пиромантия — «гадание по виду пламени. На горячие угли бросали толченую смолу, и если пламя вспыхивало с большим блеском, то предвещало хорошее. При гаданиях в святилищах употреблялись для придания огню большей силы кусочки сухого и горючего дерева. Если они, находясь близ огня, вспыхивали сами, горели ярко, сближаясь в одно пламя, не испускали копоти — благополучный исход предприятия» (Трояновский А. В. // «Изида», № 2. Спб., 1913. С. 18)

30 Если дата составления предисловия Бэкона — 1265 год, вероятно, имеется в виду Ричард Корнуэльский, учение которого было провозглашено в Оксфорде в 1250 г., а затем осуждено в Париже. Если же предисловие написано в 1271 г., то имеется в виду заблуждение аверроистов о космическом уме.

31 См.: Secretum..., p. 61—62. «Ибо люди могут о снисхождении просить молитвами божество, благочестием, мольбою, постами, службами, жертвами, очищениями и многими другими благами вымаливать милости соединения с ним, глубоко раскаиваясь, и тогда всемогущий Бог воистину отвратит от них все вызывающее страх и трепет» (Secretum secretorum. In: Opera hact. ined. R. Baconi. fasc. V. p. 61-62).

32 Averoys, lib. 1, с. 3 // Aristoteles Opera Omnia, Venetia, 1553. «Говорит и по иной славной причине, что она была для него основанием и законом творить три просьбы или молитвы; иначе, жертвы. И говорит, что законодатель не откроет людям это число, если не будет следовать природе, ибо этот закон есть уподобление природе. Говорит. И в соответствии с этим числом держится величие творца в его удалении от сотворенных формю Да будем молиться и приносить жертвы, ибо все это служит не иному как величию творца» {Averoys. De celo et mundo. Ibid. P. 267-268).

33 Под именем этого алхимика сохранилось несколько трактатов, например «О тайнах природы», но упомянутая здесь легенда ни в одном из них не встречается. Ср. Opus Majus, v. II, р. 209.

34 См.: Secretum..., р. 41.

35 Ни тот, ни другой в «Тетрабиблосе» не упоминаются.

36 Вергилий в «Георгиках» пишет:

«Также из лона дождя и солнца и ясное небо
Можем мы прозревать по неким признакам судя, —
Ибо на звездах тогда притупленного блеска не видно,
Тут встает и луна, лучам не обязана братским.
Тонкие по небу тут не тянутся шерсти волокна,
Не расправляют по брегу на теплом солнышке крыльев
Чайки, Фетиды любимцы; грязные свиньи не станут
Рылом подбрасывать вверх охапок растрепанного сена»

И подобные примеры можно умножить.

37 Комментариии Сервия. См.: Commentarii in Virgilium. Gottingae, 1826, v. 2, р. 222.

38

...В те дни были явные знаки
Судеб ужасных даны; предвестьями грозными боги
Всюду наполнили тут и сушу, и воздух, и море. Л
юдям во мраке ночном неизвестные звезды являлись,
Видели небо в огне и наклонно летящее пламя
Факелов в тверди пустой, и комету зловредную, страшно
Космами гривы своей земным грозящую царствам.
Частые молний огни сверкали в обманной лазури,
Всюду в эфире густом разновидный огонь появлялся:
То копья полоса, то лампада с разлитым сияньем С неба блистали...

(Лукан Марк Анней. Фарсалия или поэма о гражданской войне. Кн. 1. Пер. Л. Е. Остроумова. М.-Л., 1951. С. 22).

39 Avicenna, lib. VIII, с. 4.

40 Ptolemaeus Centiloquium. Venezia, 1493, р. 116 (Стослов или Karpos, — это собрание астрологических афоризмов, ложно приписывавшееся Птолемею).

41 Аристотель. Метеорологика // Сочинения. Т. 3. М., 1981. С. 450.

42 Algazel, lib. II. с. 4. Logica et Philosophia Algazelis Arabis. Venetia, 1506.

43 У Тита Ливия часто встречаются подобные описания; см., например, кн. 22. гл. 1.

44 Павел Орозий, историк и богослов V в., ученик Св. Августина, автор всемирной «Истории против язычников» в семи книгах.

45 Для Бэкона излучение небесных тел — важное условие самой жизни на земле. Это положение проистекает из усвоенной им от Роберта Гроссетеста «метафизики света». — А. В.

46 Esdram. IV.42.

47 Здесь Бэкон следует не Аристотелю, а Птолемею. См.: Ptolemy Tetrabiblos. Ed. and transl. F. E. Robbins (Loeb Clas. Libr.), L., 1980, p. 37. В четвертой книге Ездры сказано: «...и на третий день приказал водам собраться в седьмой части земли, а шесть частей осушил и сохранил, чтобы они были возделаны и засеяны перед лицом твоим» (Libri apocrifi veteris Testament! Graece. Ed, 0. F. Fritzsche. Leipzig, 1871, p. 603). В псевдо-аристотелевском трактате «О мире» приводится иной порядок. «Порядок орбит планет неизменен, и первая из них— орбита Фанета [«Светлого»], а по-другому — Крона [Сатурна], под ней — орбита Фаэтона [«Светящегося»], или Зевса [Юпитера], затем — Пироэя [«Огненного»], известная как орбита Геракла или Ареса [Марса], еще ниже — орбита Стильбона [«Сверкающего»], которая, как считают, посвящена либо Гермесу, либо Аполлону [Меркурий]. Ниже орбита Фосфора [«Светоносного»], которую относят к Афродите или к Гере [Венера], а под ней — орбита Солнца и последняя — орбита Луны, которою завершается область распространения эфира, окружающего божественные тела в их упорядоченном движении» («О мире», гл. 2 [392а. 22—30], пер. И. И. Маханькова. С. 152; см.: Знание за пределами науки. М., 1996).

48 Учение о небе вод связано не с античной, а с библейской традицией. Оно основывается на текстах книги Бытия (I. 6—9) и псалмах (135. 6 и 148. 4). По разъяснению Иоанна Златоуста: «Хребет видимого неба со всех сторон окружают воды — и не стекают, не спадают, хотя не таково свойство вод: напротив, они легко стекают во впадины, если же тело будет выпуклое, они со всех сторон сбегают, и ни малая часть их не устоит на такой форме. Но вот чудо это случилось с небесами... И вода не погасила солнце, и солнце, столько времени ходя внизу, не высушило лежащей наверху воды» (Творения Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. Спб., 1898, т. 2, кн. 1. С. 115. Цит. по: П. П. Гайденко. Эволюция понятия науки. М., 1980. С. 394).

49 У Бэкона видно сильное влияние «Тетрабиблоса» К. Птолемея. Этот систематический трактат по астрологии в IX веке был переведен на арабский Исхаком ибн Хусейном, с него были сделаны латинские переводы Платона Тиволийского в 1138 году и Эгидия Тебальдинского в середине XIII века, которыми пользовался Бэкон. Греческий текст напечатан только в XVI веке Фробеном в 1635 году в Нюрнберге. См.: Ptolemy Tetrabiblos, L., 1980, р. xiv; см. также: Птолемей К. Тетрабиблос (перевод Ю. А. Данилова) // Знание за пределами науки. М., 1996.

50 Ср. изложение учения астрологов у Секста Эмпирика «Против астрологов» (Секст Эмпирик. Сочинения. Т. 2. С. 174-180).

51 Здесь и далее Бэкон следует Птолемею (Tetrabiblos).

52 Скаммония — разновидность вьюнка, сок которого употреблялся в качестве слабительного.

53 Маргиналия в рукописи. — «О третьей манере изменений, через их существование на своих местах, то есть своих эпициклах или различиях такого рода, что одни из них занимают высшее, другие низшее или среднее место».

54 Марг. — «О четвертом изменении силы планет, по которому они на небе располагаются в различных знаках или домах».

55 Правильное имя этого арабского астролога — Джафар аль Месешер (Абу Машар; род. в 805 г. в Балхе, в Хорасане, ум. в 885 г.). Бэкон, вероятно, имеет в виду его «Introductio ad Astronomiam» (Norimberg, 1488). Он прославился и как толкователь снов. (См.: Apotelesmata, sive de significatis et eventis insommorum, ex Judorum, Persarum... Francoforti, 1577).

56 Среди сохранившихся работ Бэкона этой книги нет. См.: Geyer В. Die patristische und scholastische Philosophie // Fr. Ueberwegs Grundriss... Bd. 2, Berlin, 1928. S. 469.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.