|
|||
К О Н Ц Е П Ц И Я. развития технологического образования в системе общего образования. Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от «___» ноября 2016 г. № ____ - р
К О Н Ц Е П Ц И Я развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации I. Общие положения
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и направления развития технологического образования в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее – образовательные организации), в Российской Федерации.
II. Значение технологического образования
Скорость развития материальных, информационных и социальных технологий во всех сферах жизни общества и каждого человека стремительно растет. Уровень технологий определяет экономическое состояние страны, ее место на мировых рынках, качество жизни. В Российской Федерации ключевым элементом выхода страны в мировые лидеры является Национальная технологическая инициатива (НТИ). Для разработки и использования новых технологических принципов и технологий необходимы определенные модели мышления и поведения (технологическая грамотность и изобретательность), которые, как показывает опыт многих стран, формируются в школьном возрасте. Организующим ядром освоения технологий в образовательной организации должна стать предметная область «Технология», включающая информационные и коммуникационные технологии (далее – ИКТ). Технологическое образование, являясь уникальным компонентом общего образования, дает возможность обучающимся освоить общие принципы преобразующей деятельности человека, различные формы информационной и материальной культуры, а также создания новых продуктов и услуг. В рамках изучения предметной области «Технология» происходит знакомство с миром профессий и ориентация обучающихся на работу в различных сферах общественного производства, обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному и высшему образованию и трудовой деятельности.
III. Цели и задачи Концепции
Целью Концепции является обеспечение лидирующих позиций России в области технологической грамотности и технологической одаренности обучающихся, необходимых для инновационного общества и инновационной экономики. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: формирование системы непрерывного технологического образования на всех уровнях общего образования; изменение статуса предметной области «Технология», обеспечивающей взаимодействие между учебными предметами и окружающим миром; модернизация содержания, методик и технологий изучения (преподавания) предметной области «Технология», её воспитательной компоненты через усиление использования ИКТ и проектного подхода, исходя из требований современного рынка труда; модернизация кадрового и материально-технического обеспечения технологического образования; интеграция технологического и проектного подхода во все виды образовательной деятельности (учебные предметы); формирование у обучающихся навыков проектно-исследовательской деятельности; создание системы выявления, оценивания и продвижения (включая продолжение образования) обучающихся, обладающих высокой мотивацией и способностями в области технологии; поддержка лидеров технологического образования (организаций, коллективов и отдельных педагогических работников); популяризация передовых практик технологического образования.
IV. Проблемы технологического образования
1. Проблемы содержания образования
Содержание технологического образования в основной своей части сегодня соответствует индустриальному и доиндустриальному производству с освоением приемов обслуживающего труда и ориентировано на подготовку пользователей традиционных технологий. Обучение сводится к знакомству с методами ручной обработки различных типов материалов – дерева, металлов, тканей, продуктов питания. Практические задания ограничиваются выполнением работ в области декоративно-прикладного творчества (на уровне начального общего образования), или решения бытовых проблем (на уровне основного общего образования). Не сформированы условия для подготовки создателей (пользователей) принципиально новых технологий, в том числе на базе естественно-научных и математических знаний, а также для эффективного использования проектного подхода, обеспечивающего развитие навыков проектной деятельности, способности к поиску, изобретению принципиально новых решений. Недостаточно используется человеческий, материальный, информационно-технологический и воспитательный потенциал предметной области для решения действительно важных проблем школьной жизни, формирования уважения к интеллектуальному труду, патриотическому воспитанию на основе выдающихся достижений отечественной техники. В содержании предметной области недостаточно отражены структура местного и регионального рынков труда и вытекающие из нее задачи профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки. Гендерный принцип разделения содержания технологического образования не обеспечивает возможности (при наличии запроса) освоения технологий, в прошлом предназначенных только для противоположного пола.
2. Проблемы методики
Распространенная методика преподавания технологии не соответствует основным принципам системно-деятельностного подхода: знаниевый компонент содержания образования представлен в печатных учебно-методических комплексах в традиционном формате «теории», проверка его освоения производится в форме «воспроизведения близко к тексту», ответов на тестовые вопросы и т.д., без прямой связи с собственно технологическими действиями; недостаточно используются интерактивные моделирующие среды и мультимедийные ресурсы; структура преподавания не обеспечивает развитие творческой активности обучающегося; игнорируется культурно-исторический подход и не формируется мотивация к освоению других учебных предметов. Критерии и процедуры контроля и оценивания уровня технологического образования, включая олимпиадную практику, базируются на традиционных принципах подготовки. Оценивается освоение приемов примитивных трудовых навыков, часто для кустарных и (или) отмирающих производств.
3. Кадровые проблемы Образовательные организации испытывают острый дефицит в учителях технологии, обладающих требуемым уровнем педагогической и технологической квалификации. Система подготовки и дополнительного профессионального образования учителей технологии не формирует компетенции, необходимые для преподавания современных технологий. Расширение применения ИКТ в различных учебных предметах тормозится недостаточной подготовкой учителей, а зачастую и опасением, что применение современных технологий «вытеснит учителя», «отучит учащихся думать», «вредно для здоровья».
4. Проблемы мотивации
Традиционный курс технологии (уроки труда) не обеспечивает достаточной мотивации. В связи с изменениями жизненных интересов и образовательных потребностей обучающихся, большинство из которых с раннего детства используют в повседневной жизни современные технологии, ситуация существенно усугубилась. Реальные образовательные результаты по предметной области «Технология» сегодня малозначимы для обучающихся: не являются необходимой основой для продолжения образования в системе среднего профессионального и (или) высшего образования; не ориентированы на широкий спектр современных профессий; получаемые практические навыки все реже используются в повседневной жизни.
V. Основные направления реализации Концепции
1. Общие направления
Цель формирования компетенций в области технологии, технического творчества, изобретательства должна достигаться совокупностью всех учебных предметов и самим укладом образовательной организации. Центральным элементом технологии и технологического образования является проектная деятельность, включающая анализ потребности, создание, изобретение чего-то нового, имеющего для обучающегося ценность и смысл. Проектирование и реализация проекта связана с исследовательской деятельностью в других учебных предметах и математическим моделированием. Для решения задачи модернизации содержания и методик технологического образования необходимо усовершенствовать примерные основные образовательные программы, обеспечить преемственность с точки зрения непрерывности технологического образования для всех уровней общего образования и взаимосвязь с другими учебными предметами. Образовательная программа предметной области «Технология» должна быть построена на основе проектного подхода и включать: освоение современных и перспективных технологий, отражающих НТИ, включая формирование ИКТ компетенций, во взаимосвязи всех учебных предметов и программ, а также внеурочной деятельности; освоение и применение технологий поддержки инфраструктуры образовательной организации в соответствии с её профилем; знакомство с потребностями местного производства; циклом «дизайн-процесса» и методами инженерного проектирования, дизайн-анализа, решения изобретательских задач; воспитание ответственного отношения к труду и навыков сотрудничества через использование социальных и профессиональных личностно-значимых и общественно-значимых практик. Для решения задачи формирования у обучающихся навыков проектно-исследовательской деятельности необходимо: разработать рекомендации по учету в рабочих программах всех учебных предметов проектно-технологического компонента (включая ИКТ); предусмотреть в учебном планировании для обучающихся и учителей внеурочное время для реализации проектов (в том числе – коллективных и межпредметных); предоставить обучающимся возможность использовать цифровые устройства на всех этапах образовательной деятельности, включая процедуры итоговой аттестации. Такой подход должен позволить перейти к парадигме, в которой ценность традиционной «знаниевой» компоненты, основанной на запоминании информации, постепенно уступает место способности решать неструктурированные и слабоструктурированные задачи, то есть быстро находить, анализировать, синтезировать и применять по назначению необходимую информацию. Внеурочная деятельность должна обеспечить основной самостоятельный этап выполнения учебных проектов, она позволяет целенаправленно использовать различные формы групповой работы – учебно-производственные бригады, агроклассы и другие формы, обеспечивающие коллективную (групповую) реализацию проектов. Это предполагает использование учебно-производственных комбинатов и в их современной реализации – детских технопарков, центров молодежного инновационного творчества, а также реального производства или сельскохозяйственного предприятия, обеспечивающих получение начальных профессиональных навыков.
2. Дошкольное и начальное общее образование
С целью формирования начального технологического мышления (пространственного, алгоритмического, логического) должна быть создана образовательная среда, позволяющая ребенку приобрети компетенции, необходимые для дальнейшего развития. Технология и технологические проекты на уровне начального общего образования выступают в роли пространства для развития детской креативности и изобретательности и мотивирующего фактора для других предметных областей. Технологическое образование в 1 – 4 классах должно идти по нескольким направлениям: в рамках учебного предмета «Технология» происходит освоение в практической форме базовых материальных технологий прошлых эпох, включая художественные промыслы народов России; наряду с ними осваиваются и современные технологии: робототехника, компьютерный дизайн; на всех учебных предметах происходит применение ИКТ, в частности, анимации, видеосъемки, набора текста, поиска в интернете; в математике и информатике осваивается программирование для наглядных виртуальных сред и движущихся моделей (дизайн-алгоритмов); технология интегрируется в изучение окружающего мира, обеспечивая проектирование и изготовление самодельных приборов и устройств для проведения учебных исследований; во внеурочной деятельности организуются образовательные путешествия (экскурсии). 3. Основное общее образование
Важнейшими элементами учебной деятельности в предметной области «Технология» являются: освоение рукотворного мира в форме его воссоздания, реального или виртуального; проектирование объектов и процессов на основе выявленной потребности; изобретение, поиск решений, принципиально новых для обучающегося. Технологическое образование должно обеспечить: формирование технологического мышления в соответствии со схемой проектного цикла (потребность – цель – способ – результат); ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления; освоение проектной деятельности как способа преобразования реальности в соответствии с поставленной целью; оперативное введение в образовательную деятельность содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий и формирование пространства для профессиональной ориентации; формирование навыков работы в коллективе и сотрудничества. Продолжается освоение ИКТ во всех учебных предметах, в том числе для создания текстов и гипер-медиа, моделирования, анализа данных (включая большие массивы). Технологическое образование должно опираться на ресурсы организаций дополнительного образования, профессионального образования и реальной экономики региона проживания обучающихся.
4. Среднее общее образование
Непрерывное технологическое образование предполагает углубленное вариативное освоение «Технологии» на уровне среднего общего образования в рамках программ профильного обучения, продолжающих и развивающих направления предметной области «Технологии» на уровне основного общего образования. Необходимо введение единого государственного экзамена по технологии (по выбору обучающихся) в форме защиты индивидуального (группового) проекта. Должен быть создан механизм ресурсного обеспечения реализации индивидуальных и коллективных проектов обучающихся, прежде всего – межпредметных.
5. Поддержка технологической одаренности
Для инновационной экономики одинаково важны, как высокий уровень владения современными технологиями, так и изобретательность, способность разрабатывать новые технологии. Они должны оцениваться в национальной системе поддержки талантов. Конкурсный формат предъявления индивидуальных и групповых достижений обучающихся соответствует конкурентности в современной высокотехнологичной экономике. Необходимо: создать условия для фиксации хода и результатов проектов выполненных создание целостной национальной системы представления и защиты обучающимися выполненных ими проектов в ходе открытых презентаций (в том числе представленных в социальных сетях и в интернете), соревнований и конкурсов и т.д. Участие в этой системе известных изобретателей, ученых, бизнесменов будет содействовать популяризации технологического образования; модернизация содержания всероссийской олимпиады школьников по технологии (в том числе в направлении инженерной олимпиады) через введение номинаций по наиболее перспективным технологическим направлениям. Превращение олимпиады в конкурс решения проектных заданий, выявляющий способности проектировать и решать прикладные задачи. Введение в олимпиадную практику командного формата инженерных соревнований, позволяющего обучающимся осваивать основы разделения труда, принципы командной работы, основы межличностного взаимодействия и деловой этики; создание всероссийского конкурса профессиональных компетенций, по типу «Джуниор скиллс».
6. Подготовка кадров
Решение проблемы кадрового обеспечения может идти одновременно по нескольким направлениям: создание примерных образовательных программ двухпрофильных бакалавриатов педагогического образования: физика и технология, химия и технология, искусство и технология и т. д., учитывающих разрабатываемые примерные программы по технологии для общего образования; создание примерных образовательных программ магистерской подготовки учителей технологии из числа специалистов, имеющих высшее образование и опыт работы в области управления современным технологическим оборудованием; повышение квалификации действующих учителей технологии, информатики, математики и естественных наук в области владения современными технологиями, а также современными образовательными технологиями и ресурсами (конструкторы, в том числе для изучения робототехники, переносные лаборатории, тренажеры для чтения чертежей, эскизов, схем, программные продукты, позволяющие проводить моделирование, мультимедийные оболочки); переподготовка практиков производственной сферы с навыками технологического мышления, проектной деятельности и работы с техническими устройствами для работы в общем образовании; реализация сетевых программ высшего образования, использующих кадровый ресурс программ подготовки в области современных технологий для педагогического образования; поддержка регионов, развивающих целевую подготовку учителей технологии в программах педагогического образования. С целью поддержки лидеров технологического образования необходима программа выделения грантов для участия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, высшего образования педагогической направленности в выставках современных технологий.
7. Материально-техническое обеспечение
Для решения задачи обновления материальной базы предметной области «Технология» необходимо: разработать и провести апробацию перечней, на федеральном уровне – инвариантного оснащения, на региональном уровне – вариативного обеспечения общеобразовательных организаций, в том числе – в модели учебно-производственных комбинатов и технопарков; включить в региональные программы развития образования разделы, относящиеся к взаимодействию образовательных организаций с производственными и другими структурами, по использованию их кадровых и материальных ресурсов для образования в области технологии, использовать структуру центров молодежного инновационного творчества, технопарков, центров технологической поддержки образования и «Кванториумов» для обеспечения проектной деятельности в области технологического и естественно-математического образования.
VI. Реализация Концепции
Реализация настоящей Концепции обеспечит переход технологического образования на уровень, адекватный задачам страны в области технологического развития, будет способствовать развитию всех уровней системы образования. Планируемым механизмом реализации Концепции является включение соответствующих задач в разработку нормативных и методических документов, регламентирующих эту предметную область, в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ, программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов. В результате указанного системного комплекса мероприятий будет достигнуто принципиальное повышение статуса предметной области «Технология».
|
|||
|