|
|||
Киселева Наталья Исследовательский проект «Посадили огород — посмотрите, что растёт»Киселева Наталья Исследовательский проект «Посадили огород — посмотрите, что растёт» Введение Как то на прогулке мы с ребятами наблюдали, как взрослые готовят огороды к посадке, сажают и сеют первые семена. И я увидела, с каким интересом ребята смотрят, как часто слышится: «Вот бы и нам так…», «Давайте и мы что-нибудь сделаем или посадим…» А можно ли вырастить растения в домашних условиях? Как устроить огород на подоконнике? Что для этого может потребоваться? Этому и посвящено наше исследование. Цель проекта: Формировать знания детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, формировать у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам, воспитывать бережное отношение к своему труду. Задачи: • Формировать представления о росте и развитии растений, необходимых для этого условиях (вода, земля, свет, тепло). • Развивать практические навыки посева семян. • Учить выявлять изменения, которые происходят во время роста. • Воспитывать бережное отношение к растениям, как к живым существам. Объект исследования – семена растений. Предмет исследования – условия роста растений. Методы и приемы исследования: практическая работа, наблюдение, беседа, работа с литературными источниками и интернет – ресурсами, анализ. Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты помогут детям выращивать растения в дальнейшем самостоятельно. Возраст детей 5-6 лет Основная часть Данный проект проходил в три этапа. 1-этап подготовительный Вот я и предложила детям посадить свой маленький огородик и назвать его «Огород на окошке». Дети откликнулись с энтузиазмом. И работа у нас закипела. Мы попросили родителей приобрести для нашего огорода семена растений, горшочки для посадки, землю. Скоро сказка сказывается, но в нашей группе и дело быстро делается. Вот уже на столе и горшочки, и семена, и садовый инвентарь. С ребятами изготовили таблицы-указатели с названиями растений, атрибуты для нашего огорода. Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах (Приложение№1). Во время проекта провели занятия: «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян». Подобрали дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?» (Приложение № 2). Рассматривали иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнивали их по цвету, форме, размеру). Вместе с воспитателем вели дневник наблюдений за ростом растений. (Приложение №3). Побеседовали о том, как выращивают овощи на огороде. А также совместно с родителями оформили выставку поделок из овощей. 2-этап исследовательский Для начала мы с ребятами и воспитателем исследовали землю и узнали, что она имеет вес, чёрного цвета, сыпется. Отобрали семена для посадки. Исследовали семена и узнали, что они разные имеют характерный цвет, запах, размер для каждой культуры. Луковицы круглые имеют корешок и макушку, что их нужно сажать корешком в землю. Семена огурца мы замочили для прорастания и через три дня у них появились ростки, после чего мы их посадили в землю. А где же мы расположим свой огород? Наталья Анатольевна сказала, что нужно светлое и тёплое место. Но так ли это? И мы решили с ребятами провести эксперимент. Вода и растения Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений. Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками. Мы взяли две баночки с проросшими ростками один поливали регулярно, второй не поливали совсем. Через несколько дней ростки во второй баночки погибли, а в первой баночке ростки росли и развивались. Значит: вода действительно нужна для роста растений. Солнце и растения Цель: Определить роль солнца в жизни растений. Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками. Первую баночку с проросшим луком мы поставили на солнечное место, а вторую баночку закрыли ведёрком. Через несколько дней мы открыли баночку и увидели, что перо у луковицы стало светлым и бледным, а в первой баночке перо было зелёным. Теперь мы точно знаем, что растению необходим свет. Человек и растения Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками. Взяли две баночки с растениями один мы поливали, рыхлили землю, выбирали солнечное место, другой не поливали, не рыхлили землю, поставили в темное место. Прошло несколько дней, и мы увидели, что растения во второй баночке стало гибнуть и поэтому мы поставили его на солнышко и стали за ним ухаживать. Теперь мы знаем, что для хорошего роста растения необходимы влага, тепло и солнечный свет. А вот и первые ростки. 3 этап – заключительный. В процессе исследований мы вместе с детьми наблюдали и фиксировали в дневнике наблюдения все фазы роста растений: • прорастание; • всходы • рост растений В результате, проделанной нами исследовательской деятельности мы выяснили, что: • Растения требуют регулярного, хорошего полива. • Растения любят солнышко. • Растения можно вырастить в домашних условиях. Заключение В результате данного проекта мы узнали: 1. Мы научились сажать растения и ухаживать за ним, познакомились с условиями роста. 2. Познакомились с художественной литературой: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах. 3. У нас развился познавательный интерес к объектам живой природы ближайшего окружения. В процессе данного проекта мы приобрели практический опыт познавательно - исследовательской деятельности. Сам процесс и результат проекта принёс удовлетворение, радость переживания, осознание собственных умений. Благодаря проделанной работе, мы с детьми можем ответить на вопрос: «А можно ли вырастить «Огород» в домашних условиях?». А когда на улице станет тепло, наша рассада подрастёт, мы её высадим на нашем участке. Список использованных источников и литературы 1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» М. : Просвещение, 2006 2. Благинина Е. «Приходите в огород», Москва «Детская литература»,1983 3. Носов Н. «Огородники», «Огурцы», Москва «Детская литература»,1983 4. Павлова Л. Н. «Знакомим малыша с окружающим миром» - М. :Просвещение, 2001 5. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой и др. М. : Воспитание дошкольника, 2004 6. Родари Д. «Чипполино», Москва «Детская литература»,1981 7. Саморукова П. Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» М. : Просвещение, 2008 8. Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду» М. : Просвещение, 1995 9. biologis.ru/usloviya-prorastaniya-semyan ru.wikipedia.org/wiki/ Приложение № 1 Развивающие игры на развитие речи: «Один — много», «Скажи ласково», «Узнай по описанию», «Измени словечко», «Скажи наоборот», «Объясни словечко», «Подскажи словечко», «Чудесный мешочек». Игры: «Культурные и дикорастущие», «Во саду ли, в огороде», «Найди отличия». Чтение детям: Д. Родари «Чипполино», Н. Носов «Огородники», «Огурцы», Потешки об овощах, Е. Благинина «Приходите в огород», В. Волина «Наша грядка», Е. Надёжкина «Огуречное семечко», Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали» Сказки «Репка», «Пых» Стихотворение В. Коркина «Что растет на нашей грядке?» Русские народные сказки: «Вершки и корешки». Стихотворение-игра-считалка: Г. Сапгир «Садовник». Отгадывание загадок: Об овощах. Художественное творчество Лепка: «Наши овощи созрели. Редис» Рисование: «Что растёт в огороде?» «Зарисовка этапов роста растений» Аппликация: «Плоды нашего труда» Сюжетно-ролевые игры: «Цветочный магазин» Приложение №2 Дидактические игры: «Что за овощ?», «Узнай по запаху», «Что лишнее?», «Лото», «Шнуровка», «Большой-маленький», «Разрезные картинки». «Урожай», «Картошка».
|
|||
|