Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Характеристики рыночных структур



 

Рыночные структуры выделяются по совокупности критериев:

1. количество продавцов и покупателей;

2. размер (рыночная доля) продавцов и покупателей;

3. степень однородности продукта;

4. наличие и величина барьеров входа на рынок;

5. симметрия (асимметрия) информации на рынке;

6. воздействие продавцов и покупателей на рыночную цену.

 

Характеристики рыночных структур

Рыночная структура Количество продавцов и покупателей Рыночная доля продавцов, покупателей Степень однородности продукта Барьеры входа на рынок Симметрия (асимметрия) информации Контроль над рыночной ценой Пример
Совершенная конкуренция Большое число экономических агентов Крупнейшая фирма отрасли производит незначительный объем продаж по сравнению со всем рынком Однородный продукт Свободный вход на рынок и выход с него Равный доступ к информации об экономических параметрах рынка для всех экономических агентов Нет значимого контроля: и продавцы и покупатели являются цено-получателями (price-taker) Рынки сельскохозяйствен. продукции Валютный рынок
Работающая конкуренция (соревновательный рынок) Небольшое число крупных продавцов или покупателей при наличии потенциальных конкурентов Нет доминирующих продавцов Умеренная дифференциация продукта, чувствительная к ценам Свободный вход на рынок, высокая степень мобильности ресурсов между рынками Приемлемая доступность информации Невысокий уровень контроля. Рыночная цена устанавливается на уровне предельных / средних издержек (MC/ATC) Легкая промышленность Книжные магазины Аптеки Сети розничных магазинов
Монополистическая конкуренция Большое число продавцов и покупателей Небольшая рыночная доля при наличии незагруженных мощностей Дифференци-рованный продукт Свободный вход на рынок и выход с него Рекламоемкий рынок с высокой отдачей от рекламы; высокая чувствительность к рекламе Невысокий уровень контроля. Рыночная цена выше предельных издержек, но равна  средним долгосрочным издержкам Молочные продукты Кондитерские товары Пиво. Одежда. Мебель. Бытовая химия. Рестораны

Олигополия и олигопсония Небольшое число крупных продавцов и покупателей  Значительная доля на рынке Как однородный, так и дифферен-цированный продукт Значительные барьеры входа-выхода Ограниченный доступ к экономической информации Фирмы учитывают реакцию конкурентов на решения о цене и объеме выпуска Автомобили. Шины. Сигареты. Сталь. Нефть. Рекламные услуги. Сотовая связь  
Рынок с доминирующей фирмой Одна фирма, способная на стратегическое поведение, и большое число фирм-аутсайдеров Доминирующая фирма занимает более 35% рынка Аутсайдеры небольшие по размеру Однородный товар Есть (но не всегда) барьеры входа-выхода Ограниченный доступ к экономической информации Доминирующая фирма устанавливает рыночную цену. Фирмы-аутсайдеры принимают ее как данную рынком  
Рынок с асимметричной информацией         1.Продавцы знают о товаре больше покупателей 2.Информирован. и неинформиров. покупатели Цену назначает информированная сторона Рынок труда. Рынок подержанных товаров. Рынки инновационных товаров, антиквариата, образовательных услуг
Монополия/ монопсония Один продавец/ один покупатель 100% рынка Уникальный, не имеющий близких заменителей Высокие барьеры входа Ограниченный доступ к экономической информации Значительный контроль над ценой Продукция, защищенная патентом. Товары престижного потребления. Звезды шоу-бизнеса, спорта. Градообразующие предприятия
Картель Несколько (или все) продавцов/ покупателей Регулируемые квоты выпуска (закупок) Однородный товар Законодательные ограничения Ограниченный доступ к экономической информации Установление и (или) согласование монопольной рыночной цены ОПЕК

Естественная монополия Одна-две крупные прибыльные фирмы. Несколько небольших фирм, убыточных в долгосрочном периоде     Высокие барьеры входа, обусловленные технологией и положительным эффектом масштаба Ограниченный доступ к экономической информации Убыточное предельное (конкурентное) ценообразование Электроэнергетика. Услуги ЖКХ, метро

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.