Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сафаров Марат (Аслиддин) Мукомович.



 

«Результаты деятельности УШОС»

Здравствуйте, уважаемые участники форума. В своем выступлении я хочу отметить важность формирования единого образовательного пространства Шанхайской организации сотрудничества.

Для успешного развития ШОС, как интеграционного проекта требуется высокий уровень человеческого капитала. Для этого необходимо построить такие формы взаимодействия, которые позволят объединить достоинства систем образования наших стран и подготовить высококвалифицированных кадров для органов Организации,  ведомств и компаний,   заинтересованных в сотрудничестве на пространстве ШОС. Для этого необходимо предоставить гражданам возможность учиться не только в лучших вузах своих стран, но и в лучших университетах Шанхайской организации сотрудничества.

Впервые об Университете ШОС заявил президент РФ В. Путина в августе 2007 года на Бишкекском саммите ШОС, о необходимости создания «...сети учебных заведений государств-членов Организации с согласованной программой обучения».

Основные цели и этапы создания УШОС были закреплены в концепции создания УШОС, которая была одобрена министрами образования стран-членов ШОС в октябре 2008 года в г. Астане, которая предполагает обучение по следующим направлениям: «Регионоведение», «Экология», «Энергетика», «IT-технологии» и «Нанотехнологии».

В 2010 г. проект Университета переходит в практическую плоскость. Главной целью проекта является создание единого евразийского образовательного пространства, где будут гармонично сочетаться национальные традиции и принятые международные стандарты. Результатом этого проекта должно стать создание нового поколения специалистов для пространства ШОС в государственной и деловой сферах. Изначально эта инициатива получила «евразийский» масштаб: проект охватыватил 82 вуза стран-членов ШОС (Россия и Китая- 15, Казахстан-13, Таджикистан-10, Киргизстан-8) на основе сетевого принципа, с горизонтальной системой подчинения без образования единого главного университета.

Обучение в Университете ШОС предполагает подготовку на базе головных вузов по следующим видам образовательных программ:

· подготовительные языковые курсы;

· бакалавриат (4 года);

· магистратура (2 года);

· аспирантура (3 года);

· докторантура (3 года);

· программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, дистанционного и очно-заочного образования.

Студент может обучаться по нескольким базовым траекториям. Первая подразумевает, что необходимо пройти полный курс обучение в своем вузе, а также вузе-партнере. На этом этапе студенты получают дополнительный сертификат ШОС к основному диплому. Вторая траектория подразумевает обучение в вузе-партнере из числа университетов ШОС один или несколько курсов учебных дисциплин по выбранной специальности.

Цели, которые были заложены на старте проекта Университеитета ШОС это:

· укрепление взаимного доверия и добрососедских отношений между странами-участницами ШОС;

· развитие интеграционных процессов в области образования, науки и технологий;

· придание нового импульса к расширению многостороннего образовательного, научного и культурного сотрудничества;

· расширение возможностей для молодежи получать качественное современное образование, а для педагогов и ученых – развивать научные контакты;

· содействие эффективному сотрудничеству стран-участниц Организации в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях.

Идея Университета ШОС является эффективным инструментом для интенсификации межгосударственного сотрудничества между странами «шанхайского процесса». Подготовка высококвалифицированных кадров позволит в будущем налаживать и укреплять связи в политических, экономических и культурных областях, что придаст качественно новый импульс развитию ШОС как в региональной, так и в глобальной перспективах. Университет ШОС обладает потенциалом стать эффективным инструментом формирования социальной основы евразийской кооперации посредством развития межкультурного диалога и целеполагания на внутрирегиональное сотрудничество.

Анализ реализации проекта Университета ШОС показывает неоднозначную динамику. С одной стороны, заметна работа: подписаны решения об учреждении университета лидерами стран ШОС; согласованы нормативная база выдачи документов об образовании Университета ШОС и их форм; введены в действия учебные, управляющие административные Университета; официально начали функционировать программы докторантуры, аспирантуры, магистратуры и бакалаврские программы подготовки. В общем можно констатировать, что часть нормативно-правовой и организационной работы, запланированные до 2012 года выполнена.

Однако с другой, обращает на себя внимание весьма скромные результаты по наборам студентов в рамках проекта УШОС и нисходящая динамика этих наборов. Из года в год переходят нормативно-правовые, финансовые и организационные проблемы, которые существенно снижают эффективность проекта:

· отсутствие нормативной базы для взаимного признания совместных дипломов всеми государствами-членами ШОС;

· частичное несовпадение образовательных стандартов государств-членов ШОС;

· отсутствие интернет-линий высокой пропускной способности, что затрудняет полноценное использование современных электронных сред обучения, мультимедийных и телекоммуникационных технологий;

· сложность согласования форм и механизмов совместного финансирования в соответствии с нормами принятия решений в ШОС.

Дополнительную неопределенность привносит слабое информационное освещение реализации проекта УШОС. Официальный сайт УШОС на начальной стадии функционирования: добавлена общая информация, но большинство разделов не заполнено. Приходится прикладывать большие усилия, чтобы найти информацию о деятельности университета и мероприятиях. Одно из последних событий по вопросам деятельности УШОС стал круглый стол в РУДН «Повышение конкурентоспособности молодежи стран-участниц ШОС в мире» в апреле 2017 года. По материалам круглого стола видно:

- из всех направлений подготовки лучшая динамика наблюдается по направлению «Энергетика»;

- из всех ВУЗов по направлению «Энергетика» приемлемый результат демонстрирует только Московский энергетический институт (МЭИ), где наибольший набор был в 2014/2015 учебном году 38 студентов. Тогда как в региональных ВУЗах наблюдаются сложности с набором.

  2010/2011 2011/2012 2012/2013 2013/2014 2014/2015 2015/2016 2016/2017
МЭИ
НГТУ        
УРФУ    

 

    Итак, на сегодняшний день можно констатировать, что проект УШОС пока не смог преодолеть концептуальный характер и перейти в практическую плоскость. Текущий опыт работы проекта выявил необходимость корректировок и выработки новых механизмов реализации. В этом контексте предлагаем некоторые направления для приложения совместных усилий для повышения эффективность проекта УШОС.

1. Сокращение масштабов.

Пересмотреть масштабы реализации проекта. Сфокусировать УШОС на базе «действительно» ведущих ВУЗов стран ШОС. Сократить количество вузов с 82 до 10-12 из числа ведущих университетов каждой страны членов ШОС. На начальной стадий важно работать над качеством, а не над количеством. Образовательная сеть из 82 вузов является сложно управляемой системой для пилотного проекта, так как охватывают большое географическое пространство, представляют разнообразные по уровню развития и возможностям учебные заведения. Например, большинство российских вузов имеют весьма ограниченные возможности в своей финансовой и нормативно-правовой деятельности и вынуждены строго следовать предписаниям Министерства образования и контролирующих органов в области образования, что ограничивает возможности ВУЗа для реализации образовательных экспериментов, которым является УШОС.

 

2. Неопределенность в системе образования.

Также важно сократить уровни подготовки в рамках УШОС. Включение в шанхайский проект бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и докторонтуры считаем нецелесообразным.

Бакалавриат с его 4-мя года подготовки является крайне сложным для синхронизации учебных планов разных ВУЗов из разных стран. Более того, студенты-бакалавры еще не обладают и не успевают сформировать необходимые языковые компетенции для эффективного обучения в двуязычной образовательной среде.

Неопределенность с аспирантурой и докторонтурой связана с тем, что в большинстве стран ШОС активно идут реформы систем образования, где предполагается переход на европейские образовательные стандарты с заменой двухуровневой системы ранжирования научных сотрудников (кандидата и доктора наук) на одноуровневую систему (PhD).

В этом контексте реальной перспективой обладает магистерский 2-х летний уровень подготовки.

3. Содержание образовательных программ.

Образование – это прежде всего персональный выбор, поэтому проект УШОС должен серьезно повысить свою рыночную привлекательность на рынке образовательных услуг стран ШОС – он должен стать привлекательным, престижным для молодых людей. В этом контексте важно сосредоточиться на конкретном содержании образовательных программ, к реализации должны привлекаться ведущие национальные специалисты стран ШОС и курироваться ведущими компаниями. 

Необходимо оценить потенциал действующих профилей подготовки («Регионоведение», «Экология», «Энергетика», «IT-технологии» и «Нанотехнологии»). В частности, насколько эти направления соответствуют характеру взаимодействия между странами ШОС и насколько они востребованы в конкретных странах ШОС? На наш взгляд профили подготовки УШОС нужно привести в соответствие с реальной хозяйственно-экономической ситуацией между странами ШОС. Профили должны точно отражать ситуацию на рынке труда ШОС – это является важным условием для привлечения студентов. Важно точно определить, какие специалисты нужны для экономик стран ШОС в ближайшей перспективе. В целом УШОС должен стать активным субъектом очень конкурентного образовательного рынка евразийского пространства. УШОС должен стать синонимом престижа и карьерного роста – только так можно надеется на привлечение перспективных молодых людей, которые в будущем составят профессиональную основу многопрофильного сотрудничества между странами ШОС.

4. Администрирование проекта.

Масштабы и значимость проекта требуют эффективного управления и команды профессионалов, которая будет наделена необходимыми полномочиями и работать на регулярной основе. На сегодняшний день административная компонента УШОС практически отсутствует. Есть органы принимающие решения, но нет исполнительного звена, что прямо сказывается на эффективности и скорости реализации проекта. Недостаток административного ресурса можно почувствовать, если обратиться к официальному сайту УШОС. Как вариант, можно начать с рабочей группы при Секретариате ШОС в Пекине, которая будет координировать деятельность УШОС.  

5. Финансирование.

Большой блок проблем связан с финансовыми аспектами. На сегодняшний день схемы финансирования привязаны к бюджетам стран-членов ШОС, что резко повышает бюрократизацию и сроки согласования. ВУЗы – это в том числе хозяйствующие субъекты, которые должны строго вести бухгалтерию. Поэтому необходимо пересмотреть в сторону упрощения схемы финансирования. Как вариант, можно рассмотреть создание Фонда УШОС, который возьмет на себя администрирование финансовых части деятельности УШОС. Фонд сможет финансировать обучение студентов на грантовой основе или при помощи выделения персональных стипендий.


Итак, накопленный опыт функционирования УШОС выявил ряд сложностей и «тонких мест», которые снижают скорость и эффективность реализации проекта. Очевидно, для достижения нового качественного уровня в проекте УШОС назрела необходимость корректировок. Модель ШОС является действенным методом поиска новых решений и планирования будущего вектора развития УШОС. Моделирование позволит снизить степень неопределенности и определить наиболее вероятные пути достижения результатов.

Уважаемые делегаты, ваша задача на основе нашего небольшого экспертного экскурса в проблематику УШОС:

· Попытаться оценить запрос УШОС для таких стран как Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Китай, Россия, Пакистан, Индия по направлениям: «Регионоведение», «Экология», «Энергетика», «IT-технологии» и «Нанотехнологии».

· Предложить наиболее перспективные направления сотрудничества и направления образовательной подготовки для обеспечения такого сотрудничества.

· Сопоставить проблемы образования стран ШОС и возможные решения сквозь призму формирования единого образовательного пространства.

· Определить гармоничные масштабы сетевой структуры УШОС. Оценить возможность применения международного опыта организации студенческой мобильности на пространстве ШОС.

· Изучить мировой опыт сотрудничества в сфере образования, опыт краткосрочных и долгосрочных обменных программ.

· Механизмы работы с иностранными студентами и выпускниками программ, возможности предоставления рабочих мест.

Таким образом, наша рефлексия станет еще одним шагом по пути совершенствования проекта УШОС, гармонизации концептуальных и практических процессов.

Сафаров Марат (Аслиддин) Мукомович.

2 курс магистратуры кафедры Мировая экономика, международных отношений и право факультета государственного сектора НГУЭУ.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.