Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Доклад эксперта. на тему



Доклад эксперта

на тему

«Правовой статус беженцев и проблема нелегальной миграции»:

    В современном мире как никогда остро стоит проблема поощрения и защиты прав беженцев. Напряженные отношения между различными политическими группировками выливаются в вооруженные конфликты, которые неизбежно ведут к ухудшению социально-экономической ситуации в странах-площадках конфликта, что выливается в возрастание потока беженцев и обострение проблемы нелегальной миграции. Эти процессы в условиях глобализации затрагивают почти каждого участника международных отношений.

    Универсальное определение понятия «беженец» – лицо, покинувшее свою страну или не имеющее возможности туда вернуться в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

    Миграция населения - это добровольное перемещение, переселение жителей в пределах страны из одного региона в другой регион (внутренняя миграция), или же переселение из одного государства в другую страну (международная миграция).

Следующие международные и региональные договоры устанавливают стандарты для защиты беженцев и перемещенных лиц:

1.Всеобщая декларация прав человека (1948);

Первый международный документ, признающий право искать и получать убежище от преследования.

2.Женевская Конвенция о защите гражданского населения во время войны, (1949);

"... Держава, во власти которой находятся покровительствуемые лица, не должна обращаться с беженцами, фактически не пользующимися покровительством ни одного правительства, как с иностранцами, являющимися гражданами противника, в силу лишь их юридической принадлежности к неприятельскому Государству

3.Дополнительный Протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов,

" Лица, которые до начала военных действий рассматривались как апатриды или беженцы... являются лицами, пользующимися защитой..., при всех обстоятельствах и без какого-либо неблагоприятного различия."

4.Устав Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (1950)

Регламентирует деятельность Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, является одним из важнейших нормативно-правовых актов в данной области.

Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по делам беженцев, действуя под руководством Генеральной Ассамблеи, принимает на себя обязанности по предоставлению международной защиты, под эгидой Организации Объединенных Наций, тем беженцам, которые подпадают под действие настоящего устава, и по изысканию окончательного разрешения проблемы беженцев путем оказания содействия правительствам и, с согласия соответствующих правительств, частным организациям для облегчения добровольной репатриации указанных беженцев или их ассимиляции в новых странах.

5.Конвенция о статусе беженцев (1951)

Это было первое международное соглашение о наиболее основополагающих аспектах жизни беженцев. Оно установило ряд прав человека, которые должны соблюдаться в отношении беженцев, по крайней мере, в той же степени, как в отношении иностранцев легально проживающих в стране, и во многих случаях, в той же степени, как в отношении граждан государства. Оно признало международный масштаб кризисных ситуаций, вовлекающих беженцев и необходимость международного сотрудничества для их разрешения, включая разделение обязанностей между государствами оказывать помощь.

6.Международный пакт о гражданских и политических правах (1966)

Основной международный договор о гражданских и политических правах устанавливает, что государство обязуется обеспечивать гражданские и политические права всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам (статья 2). Пакт также гарантирует свободу передвижения и запрещает насильственное выдворение. “Каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства... Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную...” (статья 12) “Иностранец, законно находящийся на территории какого-либо из участвующих в настоящем Пакте государств, может быть выслан только во исполнение решения, вынесенного в соответствии с законом, и, если императивные соображения государственной безопасности не требуют иного, имеет право на представление доводов против своей высылки, на пересмотр своего дела компетентной властью или лицом или лицами, специально назначенными компетентной властью, и на то, чтобы быть представленным для этой цели перед этой властью лицом или лицами” (статья 13).

7.Протокол, касающийся статуса беженцев (1967)

Убрал географические и временные ограничения, установленные в первоначальном варианте Конвенции о статусе беженцев, согласно которому многие европейцы, вовлеченные в события до 1 января 1951 года попадают в категорию беженцев.

8.Конвенция о специальных аспектах проблемы прав беженцев в Африке (1969)

Приняла понятие «беженец», закрепленное в Конвенции о статусе беженцев 1951 года, и распространила понятие путем включения в него лиц, принужденных покинуть страну не только в результате преследования, но и в результате внешней агрессии, оккупации, иностранного доминирования или событий серьезно нарушающих общественный порядок. Это более широкое определение, чем существующее в Конвенции о статусе беженцев, приспособленное к реалиям развивающихся стран. Определение Африканского Союза также признает негосударственные группы в качестве преследователей и не требует, чтобы беженец доказал прямую связь между собой и будущей угрозой.

9.Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1949, Совет Европы)

Европейская конвенция о правах человека не предусматривает права на убежище и не содержит прямых ссылок относительно лиц ищущих убежище или беженцев. Очень важное дело, рассмотренное Европейским Судом (Соеринг против Соединенного Королевства, 1989), однако, установило, что государства на самом деле ответственны в ряде случаев за благополучие лиц, находящихся на их территории. В деле была рассмотрена ст. 3 Европейской Конвенции “Никто не должен подвергаться пыткам и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию" В последние годы Европейский Суд снова обратил внимание на безусловную природу положения о запрещении плохого обращения и установил принцип, что государство, желающее депортировать даже лицо, признанное виновным в серьезном уголовном преступлении или представляющее угрозу национальной безопасности, должно сначала независимо оценить обстановку, в какую лицо попадет в стране при его возвращении. Хотя ст. 3 обычно применяется для защиты лиц, ищущих убежище, другие статьи также могут быть использованы для защиты их прав. В особенности, статья 4 (запрещение подневольного труда), статья 5 (лишение свободы), статья 6 (право на справедливое и беспристрастное разбирательство в разумные сроки), статья 8 (уважение к частной и семейной жизни), статья 9 (право на свободу мысли, совести и религии), статья 10 (право на свободу выражения мнения), статья 13 (право на эффективные средства правовой защиты перед государственным органом) и статья 16 (нет ограничения политической деятельности иностранцев) могут предоставить существенную защиту.

10.Картахенская декларация о беженцах (1984, Организация американских государств)

Определение понятия беженца, данное в Картахенской декларации, создано с учетом добавления к нему угроз общего насилия; международной агрессии; и массового нарушения прав человека. В отличие от определения понятия в конвенции, принятой Африканским Союзом, беженец должен показать связь между собой и возможностью причинения ему вреда: все заявители должны продемонстрировать, что "их жизни, безопасности или свободе угрожает опасность". Это требование аналогично требованию Конвенции о статусе беженцев, которая обязывает лиц показать, что именно они находятся в опасности преследования в особенности, а не в общем. Хотя и не являясь формально обязательной к исполнению, Картахенская декларация стала основанием для политики в отношении беженцев в регионе и была инкорпорирована в национальное законодательства ряда государств.

    В последние несколько лет процессы миграции значительно активизировались. В этой связи мировому сообществу необходимо предпринять все больше усилий для урегулирования ситуации.

Полезные ссылки:

1. Сайт Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев http://unhcr.ru/;

2. Сайт ООН

http://www.un.org/ru/index.html;

3. Сайт Совета по правам человека ООН

http://www.ohchr.org/ru/HRBodies/HRC/Pages/HRCIndex.aspx;

4. Сайт ОБСЕ

 http://www.osce.org

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.