Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Динамика культуры. Динамика культуры.



Динамика культуры

 

Динамика культуры.

Динамика культуры – это закономерные изменения, которые происходят под влиянием внешних и внутренних факторов. Как правило, это явление сопровождает процесс развития культуры любого государства и мира в целом, который всегда является упорядоченным и целостным, и его происхождение всегда направленно, а не хаотично.

Динамика культуры зачастую реализуется в линейных и нелинейных направлениях. Циклическая теория утверждает, что культура во время своего развития проходит все стадии, которыми обладает организм (этап рождения, юности, зрелости и смерти). При этом ее основные вехи имеют свойство периодически повторяться. Представители многослойной концепции уверены, что культура не имеет одной линии развития: все ее виды имеют отдельные векторы, по которым двигаются.

Согласно подходам можно выделить следующие модели динамики культуры:

1. Циклическая модель - она имеет несколько направлений – инверсию и спираль.

2. Линеарная модель – ее называют эволюционной моделью, во время функционирования которой наблюдается развитие от простого к сложному.

3. Девиантная модель. Здесь динамика культуры представляет собой отклонение в развитии от главной системы поведения. Наблюдается процесс деградации.

4. Волнообразная модель. В рамках этой модели очень легко поддаются объяснению все спады и подъемы в культурном развитии общества.

5. Синергетическая модель. Данная модель применима, когда необходимо пояснить резкие изменения.

 

Динамика культуры во многом зависит от исторических процессов. Изменения касаются всех социальных технологий, художественных стилей, норм поведения и прочих аспектов развития. Среди ключевых инструментов динамики нужно выделить инновацию как подвижную форму трансформации явлений.

Считается, что инновация – это тот механизм, который запускает развитие культурного процесса в том или ином направлении. Она может быть двух видов - это заимствование и изобретение.

Динамика культуры находится в непосредственной зависимости от традиции, которая является средством, способным воспроизвести культуру при помощи всех инструментов, когда-либо существовавших, законных в использовании. Когда же мир отказывается от существующих традиций, общество продолжает развиваться, но, в конце концов, результатом этого становится деградация, стагнация и хаос.

Для общества оптимальным вариантом является ситуация, когда найдена «золотая середина». В этом случае общество двигается в такт с нововведениями, а культура динамично развивается.

При анализе динамики культуры должны учитываться следующие факторы:

 

1. Поведенческие модели в обществе.

2. Авангардная культура, которая стимулирует развитие общества.

3. Маргинальная культура, которая возникает как промежуточная на стыке нескольких социальных групп.

4. Диссидентство.

5. Геополитика.

Законы развития культуры являются основной характеристикой социокультурной динамики.

Законом общественного развития (в том числе и законом развития культуры) принято называть объективно существующую, повторяющуюся, необходимую, существенную связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса. Такое определение дает диалектико-материалистическая философия.

Разные культурфилософские и культурологические школы по-разному трактуют вопрос о закономерности культурного процесса: от трактовки законов как чисто духовного феномена, идеальной конструкции, имеющей роль познавательной парадигмы (например, М.Вебер) до отказа от признания закономерностей развития культуры (например, О.Шпенглер) или отказа от возможностей их познания (например, И.Кант).

Кроме того, позиции ученых различаются в зависимости от того, какой масштаб действия законов развития культуры ими признается: или законы действуют в масштабах всего человечества (так считают большинство исследователей)

За десять тысяч лет своего развития человеческая культура прошла путь от каменного топора до освоения космоса. Она никогда не оставалась неподвижной: зародившись, развивалась и распространялась из одного региона в другой, передавалась от прошлых поколений настоящим и будущим, все время пополнялась новыми материальными и духовными продуктами.

Многочисленные и разнообразные виды культурных изменений были определены в культурной антропологии понятием «культурная динамика», которое подразумевает все виды изменений, происходящие в культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних причин.

Сегодня с помощью этого понятия в целом ряде гуманитарных наук описываются разнообразные модификации культуры, их причины, источники и результаты.
Изменения являются неотъемлемым свойством культуры и включают в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (их изменения во времени), так и внешние перемены (взаимодействие между собой, передвижение в пространстве и т.п.). Благодаря этому происходит поступательное движение культуры, ее переход от одного состояния к другому.
Внешние изменения проявляются как через расширение уже существующих, так и через возникновение качественно новых культурных форм. При этом изменения в культуре протекают либо в форме активизации, либо в форме замедления, что находит свое выражение в темпах и ритмах динамики культуры, а также в различных ее видах и формах.
В процессе культурных изменений рождаются, фиксируются и распространяются различные элементы культурного опыта. Значение, влияние и степень распространения этих элементов зависит во многом от источника их возникновения.

В культурной антропологии принято выделять следующие источники культурной динамики: инновация, заимствование, культурную диффузию.

Инновации представляют собой изобретение новых образов, символов, норм и правил поведения, новых форм деятельности, направленных на изменение условий жизни людей, формирование нового типа мышления или восприятия мира. Причинами возникновения новаций являются неприятие отдельными индивидами или группами господствующих культурных ценностей, регулятивных норм, традиций, обычаев, правил поведения и поиск своих собственных путей культурного и социального самоутверждения.

История происхождения тех или иных новаций показывает, что их носителями выступают те слои общества, которые не находят себе достойного места в культурной действительности или существующих типах культурной деятельности.

Обращение к культурному наследию как источник культурной динамики означает переоценку и использование в новых условиях всей совокупности культурных достижений данного общества и его исторического опыта. Такое наследие обладает для общества вневременной культурной ценностью, так как к нему относятся уникальные культурные достижения, не зависящие от времени их появления, которые переходят к новым поколениям и в новые эпохи.

Диалектикакультурной динамики состоит в постоянном переходе от прошлого к настоящему и будущему. Накопленному опыту прошлого противостоит повседневная практика настоящего, требующая постоянной расшифровки прежнего культурного опыта, его приспособления, отбора и интерпретации.

Ценности и символы, воплощенные в памятниках прошлого, становятся важным фактором новой культуры. При этом они должны не только сохраняться, но и воспроизводиться, раскрывая свой смысл для новых поколений. Обращение к культурному наследию прошлого призвано обеспечить поддержание привычных смыслов, норм и ценностей, сложившихся в обществе. Эти смыслы, нормы и ценности превращаются в каноны или образцы, проверенные многолетней практикой; следование им обеспечивает привычные условия жизни.

Значительную роль в культурной динамике играют культурные заимствования, то есть использование предметов, норм поведения, ценностей, созданных и апробированных в других культурах. Данный вид культурной динамики развивается в тех случаях, когда одна культура подвергается влиянию другой, более развитой. Однако при этом большинство людей менее развитой культуры, несмотря на заимствование элементов другой культуры, сохраняют многие обычаи, нормы и ценности, присущие их родной культуре.

Характер, степень и эффективность культурных заимствований определяют, в основном, следующие факторы:

· интенсивность контактов (частое взаимодействие культур ведет к быстрому усвоению инокультурных элементов);

· условия межкультурных контактов (насильственные контакты порождают реакцию отторжения);

· степень дифференциации общества (наличие социокультурных групп, готовых принять нововведения);

· восприимчивость к чужой культуре (способность менять свое поведение в зависимости от изменения культурного контекста).


Наиболее распространенным примером культурных заимствований может служить мода. К числу источников культурной динамики относится также синтез, представляющий собой взаимодействие и соединение разнородных культурных элементов, в результате которого возникает новое культурное явление, отличающееся от обоих составляющих его компонентов и имеющее собственное качество.

Синтез имеет место в том случае, если какая-либо культура осваивает достижения в тех сферах, недостаточно развитых в ней самой, но при этом сохраняет присущую ей исходную основу и остается самобытной.

В современных условиях синтез является важным источником культурных преобразований во многих развивающихся странах. В качестве наиболее яркого примера плодотворного соединения собственных национальных и инокультурных элементов обычно приводится Япония, а также ряд стран Восточной и Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань, Сингапур и др.).

В качестве отдельного источника культурной динамики следует выделить культурную диффузию - взаимное проникновение отдельных явлений культуры или целых ее комплексов из одной культуры в другую при их взаимодействии. Культурное взаимодействие - это культурный контакт, который может пройти бесследно, а может закончиться сильным влиянием взаимодействующих культур друг на друга либо односторонним влиянием.

По своей сути диффузия означает «заимствование» каких-либо достижений одной культуры у другой.

По сравнению с другими видами культурных изменений диффузионные процессы являются исторически ранними. Это одна из наиболее естественных форм существования и развития культуры, отражающая неравномерность природных и исторических условий и возможностей отдельных народов. Благодаря этим процессам происходит проникновение и распространение необходимых культурных новаций среди тех народов и культур, где эти новации по объективным причинам сами появиться не могут.

Каналами культурной диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, ярмарки, обмен специалистами и др. Все эти формы культурной диффузии могут распространяться в вертикальном и горизонтальном направлениях. Горизонтальная диффузия происходит между культурами нескольких этносов, социокультурных групп или отдельными индивидами. Вертикальная диффузия культур развивается между культурами с неравным статусом, поэтому ее можно назвать стратификационной культурной диффузией.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Какие модели развития можно выделить в поле динамики культуры как феномена?

2. Что подразумевает под собой инновация как средство осуществления динамического развития общества?

3. Чем заимствование отличается от культурной диффузии?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.