Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Заключение.



 

Адаптивная физическая культура и ее роль в формировании социального статуса инвалида.

Адаптивная физическая культура (адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация и адаптивная физическая реабилитация) является областью социальной практики, позволяющей эффективно решать задача интеграции инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья в общество.

Ограничение функций физических упражнений, деятельности в области физической культуры по отношению к данной категории населения лишь лечебным направлением (лечебная физическая культура, физическая реабилитация, "тренирующая терапия" и т.п.) значительно уменьшает потенциал специально организованной двигательной активности человека, его духовно-телесной практики в решении проблем социализации инвалидов, гуманизаии и, вообще, повышении качества их жизни. [1, с.25]

Цель адаптивной физической культуры: Система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами адаптивной физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки. Достигается цели в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.

К задачам адаптивной физической культуры относятся:

1. оздоровительная;

2. воспитательная;

3. развивающая.

Существует дистанция между формально провозглашенной целью равных возможностей в обществе для инвалидов и реальным их участием в общественном труде и других сферах жизни общества. При этом участие инвалидов в общественной жизни и их профессиональная восстребованность в различных производственных сферах будет иметь существенный социально-экономический эффект.

Процесс социальной адаптации есть выражение социальной активности личности, которая проявляется вследствие его деятельности. Социальная активность в классическом понимании может выступать и как мера, и как важное условие социальной адаптированности личности. [10, с.284]

Социальная недостаточность представляет собой социализацию нарушения или ограничение жизнедеятельности, и как таковая, отражает культурные, социальные, экономические последствия для индивида и его контактов со средой обитания, которые вытекают из наличия нарушения и ограничения жизнедеятельности.

При оценке состояния индивида выделяют следующие виды социальной недостаточности:

1. Социальная недостаточность из-за ограничения физической независимости;

2. Социальная недостаточность из-за ограничения мобильности;

3. Социальная недостаточность из-за ограничения способности заниматься обычной деятельностью;

4. Социальная недостаточность из-за ограничения способности к получению образования;

5. Социальная недостаточность из-за ограничения способности к профессиональной деятельности;

6. Социальная недостаточность из-за ограничения способности к интеграции в общество.

Адаптивная физическая культура в процессе социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями представляет собой интегративный социальный институт, позволяющий в той или иной мере компенсировать социальную недостаточность инвалида в ее основных проявлениях, и обеспечивающий поступательное развитие и восстановление взаимодействия с окружающей средой.

Гуманизация, как ведущий элемент социально-ориентированного мышления, требует существенных изменений по отношению к людям, имеющим инвалидность, создания им условий, необходимых для реализации естественных прав на обучение, развитие, лечение, реабилитацию, передвижение, путешествия, отдых, занятия адаптивной физической культурой и спортом.

Адаптивная физическая культура имеет большие возможности для коррекции личности и адаптации инвалида в социальных группах. Но как показывает опыт практической деятельности, еще мало изучены особенности использования средств адаптивной физической культуры на разных этапах реабилитации людей.

Содержание адаптивного физического воспитания (образования) направлено на формирование у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека; на более полную реализацию его генетической программы и, наконец, на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.

Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии. [1, с.26]

Содержание адаптивного спорта (как базового, так и высших достижений) направлено, прежде всего, на формирование у инвалидов (особенно талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах в состязаниях с людьми, имеющими аналогичные проблемы со здоровьем.

Адаптивный спорт в настоящее время развивается преимущественно в рамках крупнейших международных Параолимпийского и Специального олимпийского движений.

Цели занятий спортом для инвалидов:

- нормализация психо-эмоционального состояния;

- восстановление бытовых навыков;

- нормализация (восстановление) двигательных функций, навыков;

- обучение (переобучение) новой профессии и возвращение инвалида в общество;

- трудоустройство по вновь приобретенной специальности. В последние годы спорт инвалидов приобрел значительную известность и популярность. Проводятся многочисленные соревнования (чемпионаты Европы, мира, Паралимпийские игры и др.) по различным видам спорта.

Основная задача адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры.

Адаптивная физическая рекреация. Содержание адаптивной физической рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.

Наибольший эффект от адаптивной физической рекреации, основная идея которой заключается в обеспечении психологического комфорта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора средств, методов и форм занятий, следует ожидать в случае ее дополнения оздоровительными технологиями профилактической медицины.

Основная задача адаптивной физической рекреации состоит в привитии личности инвалида проверенных исторической практикой мировоззренческих взглядов Эпикура, проповедовавшего философию (принцип) гедонизма, в освоении инвалидом основных приемов и способов рекреации. [1, с.27]

Адаптивная двигательная реабилитация. Содержание адаптивной двигательной реабилитации направлено на восстановление у инвалидов временно утраченных или нарушенных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок в связи с основным заболеванием, являющимся причиной инвалидности) после перенесения различных заболеваний, травм, физических и психических перенапряжений, возникающих в процессе какого-либо вида деятельности или тех или иных жизненных обстоятельств.

Основная задача адаптивной двигательной реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в обучении их умениям использовать соответствующие комплексы физических упражнений, приемы гидровибромассажа и самомассажа, закаливающие и термические процедуры, и другие средства (су джок акупунктура и т.п.).

Физическая культура и спорт имеют терапевтическое значение. Занятия оздоровительной физической культурой и спортом представляют собой естественную форму лечебных упражнений и могут быть успешно использованы в качестве дополнения к обычным методам физической реабилитации. Трудно переоценить их значение для восстановления сил инвалида, его способности координировать свои действия, для развития скорости и выносливости. Вступая в соревнование с самим собой, чтобы улучшить свою работоспособность, инвалид учится преодолевать усталость — основной симптом в ранних стадиях восстановления.

Инвалид должен рассматривать в каждом случае тренировку не только как мышечную борьбу за восстановление силы и победу, но и как источник радости. Значительное преимущество спорта перед формальными физическими упражнениями состоит в том, что он является фактором отдыха, предлагающего дополнительную мотивацию для инвалида. Спорт восстанавливает образец игровой деятельности и потребность выразить жизненную радость и удовлетворение, глубоко «сидящие» в каждом человеке.

Оздоровительная ФК и спорт должны стать мощным стимулом, помогающим восстановлению или вообще уста­новлению контакта с окружающим миром, и тем самым облегчить и ускорить возвращение инвалидов в общество, признание их в качестве равноправных граждан. Действительно, существуют такие виды спорта и игры, в которых инвалиды могут принимать участие вместе со здоровыми (например, сидя в креслах-колясках стрелять из лука, играть в кегли, настольный теннис). [2, с.300]

Перечислим ряд проблем, затрудняющих использование потенциала адаптивной физической культуры.

1. Незавершенность содержания "образовательной вертикали" подготовки специалистов различного уровня и квалификации (от специалистов среднего профессиональное образования до научно-педагогических кадров высшей квалификации кандидатов и докторов наук).

2. Несформированность соответствующей нормативно-правовой базы для эффективного функционирования всех видов адаптивной физической культуры (отсутствие должностей специалистов по адаптивной физической культуре во Всероссийском классификаторе должностей специалистов, отсутствие положения об учреждении дополнительного образования спортивно-адаптивной направленности, требований к квалификационным категориям данных специалистов и др.),

3. Недостаточная разработанность и обоснованность терминологически-понятийного аппарата (прежде всего это касается соотношения таких понятий и терминов, как:

- культура - активность;

- физическая культура - физическая активность;

- адаптивная физическая культура - адаптированная (адаптивная) физическая активность;

реабилитация - социализация и целого ряда других).

4. Недостаточная координация государственных и общественных организаций и учреждений (федеральных и региональных, законодательных и исполнительных, занимающихся вопросами адаптивной физической культуры. [1, с.28]

Задача всего общества — сделать доступными для инвалидов окружающий мир, социальные достижения, заботиться об их здоровье. Инвалидов нельзя рассматривать как какую-то обособленную группу, потребности которой отличаются от потребностей остальных членов общества. [2, с.300]

Спорт инвалидов посредством типовых методов воздействия должен приводить к эстетическому эффекту. С этой целью необходимо прежде всего обучить инвалида такому набору двигательных навыков, который маскировал бы дефект и позволял бы инвалидам не выделяться из окружения здоровых людей. Кроме того, совместное осуществление спортивной деятельности должно помогать широкой и многогранной интеграции инвалидов с обществом и создавать возможность для них участвовать в культурной, общественной и политической жизни.

По убеждению Лорензена, экономические стороны спорта инвалидов необходимо рассматривать в нескольких аспектах. Одним из них является уровень расходов, которые несет общество, организуя данную форму общественной деятельности. Размеры этих расходов определяются необходимостью содержать тренеров, оборудование и спортивные объекты. Пропагандистско-политические цели реализуются путем организации международных соревнований с большим числом участников, представляющих разные страны и континенты. Как и в большом спорте здоровых людей, в настоящее время в спорте инвалидов наблюдается рост финансовых расходов на данные цели, потому что они являются свидетельством уровня социальной заботы об инвалидах в данной стране. [3, с.335]

Физкультура и спорт должны стать толчком, который может помочь восстановлению или вообще установлению контакта инвалидов с окружающим миром и тем самым облегчить и ускорить их возвращение в общество, их признание в качестве равноправных граждан. [6, с.363]

Заключение.

В настоящее время реабилитация заняла прочное место среди ведущих медико-социальных проблем и широко разрабатывается во всем мире.Реабилитационное направление в медицине определяет методологически новый подход к восстановительному лечению больных и инвалидов. Лечение различных заболеваний, восстановление функции отдельных органов являются звеньями в сложной системе мероприятий, которые в первую очередь предусматривают лечебное воздействие на больного человека с индивидуальными личностными особенностями, занимающего определенное место в обществе, семье, трудовом коллективе.

Адаптивная физическая культура позитивно влияет на здоровье и общее психофизическое состояние людей с ограниченными возможностями здоровья и эффективно решает актуальную проблему их социализации. Адаптивная физическая культура помогает людям с ограниченными возможностями здоровья в решении многих проблем:

− позволяет устранить или ослабить неблагоприятные последствия урбанизации жизни, в частности: нервно-эмоциональные перегрузки, гипокинезию и избыточное нерациональное питание, добиваться повышения трудоспособности населения и снижения уровня «болезней века»;

− обеспечивает достаточную мышечную активность и стимулирует естественный иммунитет − невосприимчивость организма к болезнетворным воздействиям; − обеспечивает при выходе человека из повседневных, однообразных и утомительных условий жизни переключение нервно-эмоциональной сферы на новые объекты внешней среды, отвлечение его от утомляющих и подчас отрицательных воздействий повседневности;

− воспитывает чувства коллективизма, любознательности, патриотизма, жажды преодоления препятствий и другие ценные морально-волевые качества, играющие решающую роль в профилактике нервно-психических заболеваний и расстройств;

− обеспечивает повышение уровня обменных процессов, деятельности эндокринной системы и тканевого иммунитета, содействуют рассасыванию очагов затихающего воспаления, стимулируют регенеративные процессы.

Адаптивная физическая культура помогает осознать тот факт, что инвалидность, несмотря на всю трагичность, не является приговором для жизни в четырех стенах. Инвалиды видят в занятиях физической культурой активное средство социально-психологической реабилитации, которое раскрывает реальный уровень их жизненных возможностей, помогает обрести уверенность в своих силах и принимать участие в активных спортивных мероприятиях, заставляет больше уважать самих себя, учит недостающей самостоятельности, закаляет организм и дарит здоровые эмоции, помогает преодолеть многие психологические барьеры. Таким образом, адаптивная физическая культура занимает особое место в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов и дает им реальный шанс на активное участие в жизни общества.

Литература:

1. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура и социальная интеграция инвалидов // Открытый мир: Науч.-практ. семинар по адапт. двигат. активности. - М., Б. г. - С. 25-28.

2. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина: Учебник. - М.: Медицина, 1999. - 304 с.

3. Козлова Л.В. Основы реабилитации для медицинских колледжей: учеб. пособие / Л.В. Козлова, С.А. Козлов, Л.А. Семененко; под общ. ред. Б. В. Кабарухина. — Изд. 7-е. — Ростов н/Д: Ф еникс, 2012. — 475 с.

4. Леонов Д. Социальный статус родителей детей-инвалидов // Дорога в мир, 2010.

5. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей / Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. - М.: Медицина, 1995. 400 с.

6. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник / Под ред. В.А. Епифанова, Г.Л. Апанасенко. - М.: Медицина,1990. —368 с.

7. Медицинская реабилитация в спорте: Руководство для врачей и студентов / Под общ. ред. В.Н. Сокрута, В.Н. Казакова.— Донецк: «Каштан», 2011. — 620 с.

8. Основные аспекты адаптивной физической культуры: учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп./Т.П. Бегидова. – М.: Физическая культура и спорт, 2013. – 247 с.

9. Позняков И.А. Адаптивная физическая культура: учебно-методический комплекс/ И. А. Позняков. – Ухта: УГТУ, 2009. – 27 с.

10. Рубцов А.В. Социально-экономическая эффективность процесса социальной адаптации и интеграции молодых инвалидов-колясочников средствами адаптивно физической культуры // Социально-экономические явления и процессы. № 7 (029), 2011. с. 284-288

11. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т Т.1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры/Под общей ред. Проф. С.П. Евсеева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2005. – 448 с.

12. Физическая реабилитация: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по Государственному образовательному стандарту 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура) / Под общей ред. проф. С. Н. Попова. Изд. 3-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 608 с.

13. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.