|
|||
Структура журналистского произведения: заголовочный комплекс, хед-лайн, лид.№6. Структура журналистского произведения: заголовочный комплекс, хед-лайн, лид. Структура текста, создаваемого как для газет, так и для радио и TV, имеет много сходных черт, несмотря на существенные различия в отдельных компонентах. Формально в тексте выделяются следующие структурные элементы:
Заголовок (или head line)
Его еще иногда называют хедлайн (head line) или аншлаг. Совпадение заголовка и хедлайна на TV и радио проявляется гораздо чаще, нежели в газете. Газеты же, как правило, head line обособляют и выносят на наиболее значимые места газетной полосы. Хэдлайн - это броский, емкий, афористичный способ изложения общей направленности и общего содержания текста. Так, например, статью о коррупции можно предварить большим хэдлайном - "Город в сетях коррупции".
Основным требованием к хэдлайну является точность, краткость, четкий подбор слов, не банальное, а порой близкое к сенсационному, изложение текста. Хэдлайн может заключаться в одном или нескольких предложениях.
Пример:
1) "Город в сетях коррупции".
2) "Город в сетях коррупции. Чиновник уличен во взятке. Городская власть бессильна против взяточников".
Хэдлайн, как правило, выполняет функцию привлечения внимания к материалу. Чем с большей выдумкой и более точными словами написан head line, тем больше внимания будет привлечено к тексту. В газетной журналистике хэдлайну придается особое значение, так как он несет до половины информационной нагрузки всего текста.
Вступление (lid)
Первая часть текста, которым является вступление к основному его содержанию. Вступление, как правило, из 1-5 предложений в зависимости от его вида и содержит в себе самый важный или самый интересный элемент сообщения. Вступление имеет важную роль и несет на себе до 30% смысловой нагрузки. Задачей вступления является определение пространственных, тематических и временных рамок сообщения. Формально во вступлении действует правило "5W": что? кто? где? когда? почему? Однако, на практике в зависимости от ситуации возможны фрагментарные ответы на какие-то из этих вопросов. Наиболее часто правило "5W" имеет исключение на TV и радио, тогда как вступительный абзац газеты должен обязательно ему соответствовать. Лучшей формой вступления является акцент на значимости события, о котором идет речь, для местной аудитории или определенной категории. Сообщение должно отделяться от предыдущей статьи, как заголовком, так и вступлением. Зачастую, если новость имеет прямое, непосредственное отношение к аудитории или носит крайне актуальный характер (пример: предупреждение об опасности), желательно выделить отдельно это обстоятельство. При этом вступление должно быть максимально лаконично, так как многословие во вступительной части рассеивает внимание читателя или зрителя и, как правило, обрывает контакт с источником информации. Наиболее неприемлемо для СМИ образное художественное вступление с обилием сравнений, метафор и т.д. Максимальная потребность в дальнейшем контакте с коммуникатором вызывает жесткое вступление, основанное на конкретном указании фактов и явлений.
Выделяют несколько типов вступления, имеющих ряд различий для печатных и электронных СМИ:
Вступление - бросок создается как прямая короткая фраза, выступающая в роли заголовка в начале сообщения. Он настраивает зрителя на восприятие следующей за ним информации, четко указывая ее тематику или направленность.
Пример: "А теперь криминал..."
"Следующий репортаж о политике..."
"Несколько слов о нравственности..."
Для газет бросок не характерен. Вступление-бросок подсказывает зрителям, чего нужно ожидать и формулируется либо в виде короткого предложения, либо части предложения, которое является своего рода маркером, обозначающим, на что следует обратить основное внимание.
Вступление-бросок переключает внимание с предыдущего материала на следующий, резко меняя тематику и ритм программы. В связи с этим вступление-бросок должен использоваться крайне продуманно и только в особых случаях, когда к материалу должно быть привлечено особое внимание или необходима мало мотивированная ломка программы переключением на другую тему.
Пример: "Сегодня состоялось закрытие ярмарки в дождливую погоду" - обычное вступление.
"Мокрый финал ярмарки" - вступление-бросок.
"В результате аварии грузового автомобиля и двух автомобилей "Жигули" - обычное вступление.
"Три аварии на одном перекрестке" - вступление-бросок.
В качестве вступления-броска следует использовать группы слов с ключевыми словами для данной тематики. Однако бесконтрольное использование глаголов может привести к перестановке акцентов. Использование броска возможно как в информационных материалах, так и в публицистических, вплоть до комментариев. На TV зачастую вступление-бросок дается до рекламного перерыва, чтобы заинтересовать зрителей, а перечень вступлений-бросков в начале информационного выпуска или на первой страницы газеты является привлекающим внимание оглавлением выпуска.
Вступление-зонтик (umbrella)
Сводное вступление, которое содержит в себе все основные компоненты сообщения. Вступление-зонтик, как правило, не замыкается на конкретном факте, в большей степени разъясняя ситуацию, и в связи с этим более применимо в газете и телепублицистике, нежели в TV-новостях. Так как абстрактное вступление содержит зачастую больше информации, нежели читатель способен воспринять в этой стадии обращения к материалу, сводное вступление требует подготовленного внимания, то есть хедлайна или вступления-броска. На TV сводное вступление, как правило, короче газетного, однако в обоих случаях основываться следует на "5W".
Пример: "Вчера 5 депутатов Городского Законодательного собрания подали в отставку в связи с назначением первым заместителем мэра О. Казарова"
Это вступление должно содержать все основные элементы сообщения.
Частное вступление
Частное вступление касается одного наиболее важного или интересного аспекта проблемы и, как правило, является максимально доступным для зрителей или читателей. Оно может быть парадоксальным и не связанным формально логическими связями с последующим текстом, но обязательно должно быть уместно в контексте общего содержания текста.
Пример: "В Ульяновске скоро не будет законодательной власти ..."
Вступление-вопрос
Пример: "Останется ли город без законодательной власти?". Это вступление - прямой и удобный способ привлечь внимание аудитории, однако, требует крайней осторожности в применении и формулировке, так как если вопрос задан - на него должен быть дан ответ.
Вступление-вопрос не только привлекает внимание, но и активизирует мышление зрителей, читателей, которые подсознательно предпринимают попытку самим ответить на этот вопрос.
Отложенное вступление
Отложенное вступление рассказывает о событии в свободной разговорной форме, интригуя аудиторию незнакомыми фактами, именами и т.д.
Пример: "Скоро жители Ульяновска опять испытают на себе все прелести "черного PR", которого было достаточно на прошедших выборах. Уставшие от политики люди уже в июне пойдут на новые выборы, так как нынешнее Законодательное собрание ..."
Вступление, не давая фактов, отсылает нас к последующей информации.
Структура текста журналистского произведения
Одной из важных особенностей журналистского произведения является четкость и определенность его структуры, которая в большей степени зависит не от жанра или тематики, а от начальной целеустановки. В зависимости от тех целей, которые ставит перед собой журналист (вызвать максимальный интерес, привлечь внимание к конкретным фактам, проанализировать и дать разъяснение по сложным проблемам и т. д.), в соответствии с принципом прагматической адекватности избирается и соответствующая структура.
В западной журналистике существует неизменная структурная схема текста, взаиморасположение элементов которой, как правило, не изменяется, меняется лишь их информационная насыщенность. Структура эта выглядит следующим образом: хедлайн, лид, корпус.
Корпус - основной текст произведения от завязки до развязки (финала). Для любого текста характерны принципы драматургического построения, заключающегося в соблюдении следующей последовательности развития сюжетной линии: от завязки через экспозицию и кульминацию к развязке. Как правило, финальная часть текста (последнее предложение или абзац) является столь же значимой, как и вступление, порой текстуально повторяя его для замкнутой круговой композиции.
Структура любого текста связана с неравноценной значимостью его элементов. Как правило, построение текста осуществляется по принципу перевёрнутой пирамиды.
Как видно из схемы, 60-70% информационной нагрузки ложится на хедлайн и лид, занимающих 5-10% длины текста. Этот принцип обоснован тем, что броский, чёткий хедлайн или группа хедлайнов кратко и ёмко раскрывают суть проблемы. Вступление в основном отвечает на вопросы о сути явления (5W). Корпус лишь раскрывает проблему в подробностях, в чем часть аудитории не нуждается. Поэтому очень важно всю суть сообщения изложить в хедлайне и лиде. Очень важно, что первый хедлайн даёт наиболее общее понятие о теме, второй - более частное и т. д. Впрочем, принцип перевернутой пирамиды не является абсолютным. Он лишь наиболее распространен в журналистике, что не исключает возможности использования и иных схем. Прямая пирамида более характерна для аналитических материалов, рассчитанных на компетентного, заинтересованного читателя, который сознательно делает выбор материала и высоко активны. Перевёрнутая пирамида стремится вовлечь аудиторию, захватить её внимание. Особенности структуры. Информационные жанры
Основная мысль публикации или сюжетная канва события могут быть представлены в лиде. Для привлечения внимания читателей данная часть текста обычно выделяется шрифтом.
Немаловажное значение имеет и зачин, т.е. структура первого предложения. Трудность его создания заключается в том, что здесь журналисту необходимо решить сразу две задачи: во-первых, сообщить о самом главном, а во-вторых, уже с первой фразы заинтересовать читателя. В зачине журналист может обозначить проблему, привести мнение какого-либо официального лица, констатировать итоги того или иного события и т.д. Если в лиде автор стремится в свернутом виде обозначить событийную канву, то в зачине он, как правило, посредством различных подробностей разворачивает действие. Образно говоря, лид – это стартовая позиция, а зачин – первый шаг в забеге. За зачином следуют подробности. Особенностью композиционного построения заметки является то, что в ней может отсутствовать заключительная часть.
Итак, в структуру заметки входят следующие элементы: заголовок – лид – зачин – подробности. Приведем пример: «Ущерб от пиратства составил миллиард долларов» – так называется заметка. Лид гласит: «Ущерб от всех видов пиратства при нарушении прав интеллектуальной собственности в РФ составляет около 1 млрд. долларов. Об этом сообщил на заседании Госдумы заместитель председателя комитета по культуре М. Мень, сославшись на оценки экспертов». В зачине автор констатирует проблему, связанную с нарушением законодательства об охране авторского права и развитием монополизма в сфере создания и распространения аудио- и видеопродукции. В качестве «говорящих» подробностей журналист приводит сообщение М. Меня о различных фактах пиратства, а также мнение депутатов о борьбе с данным явлением
Аналитические жанры
Сложность структурной организации аналитических жанров заключается в том, что журналист, как правило, имеет дело с большой группой фактов, которые уже на начальной стадии их обработки требуют тщательного отбора, систематизации, группировки и классификации по различным основаниям, нахождения причинно-следственных связей между ними и т.д. Именно на этом этапе творческого процесса решаются основные вопросы, связанные с единой организацией фактов в структурную ткань произведения. Целостность может быть достигнута при наличии определенной концепции, идеи или мысли. Журналисту необходимо прежде всего выявить наиболее существенные факты для анализа, определить узловые моменты основной проблемы и выбрать метод предъявления фактологических данных. После этого становится возможным определение целесообразных пропорций между различными частями текста.
Важно не просто предъявить читателю факты, а проиллюстрировать их в контексте той проблемы, которую журналист пытается рассмотреть. Поэтому при структурной организации статьи главная роль отводится следующим моментам:
· выдвижению основного тезиса для доказательства;
· построению системы аргументации, раскрывающей суть выдвинутого тезиса,
· выводам из системы доказательства.
Таким образом, статья имеет трехчленную структуру: тезис (начало) – аргументы (основная часть) – вывод (концовка). В публикации могут также присутствовать антитезисы и контраргументы. Их назначение – показать противоположные точки зрения, мнения, оценки и т.п. Наиболее часто подобного рода текстовые элементы встречаются в проблемных корреспонденциях, где автор стремится рассмотреть ту или иную проблему объемно. В тех случаях, когда журналисту необходимо раскрыть суть какого-то противоречивого явления, целесообразней прибегнуть к проблемному анализу. При этом выясняются различные причинно-следственные связи между фактами, выявляются движущие силы проблемы, вырабатываются прогнозы. К главным текстообразующим операциям относят осмысление реальной проблемы общественной жизни (предмет публикации); выдвижение действительной программы разрешения конкретной проблемной ситуации (рабочая идея). А среди композиционных узлов выделяют следующие:
· «ввод» в проблему (эквивалент экспозиции);
· «постановка проблемы», предусматривающая сопоставление по крайней мере двух противоположных точек зрения на описываемое событие;
· столкновение тезиса и антитезиса (эквивалент «развития события»);
· «рекомендация» (своего рода «синтез) – производное от сопоставления «тезиса» и «антитезиса» в результате практической постановки вопроса (эквивалент «кульминации»);
· «образный ориентир» – обобщенная оценка, дающая возможность расширительного применения рабочей идеи для осмысления и оценки других аналогичных проблемных ситуаций, возникающих в реальной общественной жизни (эквивалент развязки)
Художественно-публицистические
Специфика структуры газетного очерка вытекает из особенностей этого жанра, имеющего сложную и многогранную природу. С одной стороны, очерк строится по законам художественной литературы, а с другой – публицистики и науки. Говоря о «двойной подсудности» очерка, Е.И. Журбина в свое время писала, что «особенность художественности очерка... состоит в том, что публицистическая мысль в нем акцентирована, поднята, хотя и опирается на изобразительные моменты». По ее мнению, в «очерке должно произойти органичное слияние публицистической мысли и художественного приема»[16]. Чтобы достичь такого слияния, автору нужно позаботиться не только о создании очеркового образа, но и о его насыщении публицистической мыслью. В данном «сцеплении» значительная роль отводится различным композиционным приемам.
Основные типы композиционных форм должны соответствовать типам связей, характерным для окружающей действительности – временным и причинно-следственным. В соответствии с этим выделим следующие типы очерковых структур:
1. Хроникальное построение очерка (описание явлений, событий, человеческой жизни в их временной последовательности).
2. Построение, основанное на логике причинно-следственных связей (очерк-исследование, анализ, где нет рассказа о событии, явлении или каком-либо отрезке жизни героя «во времени», а все повествование строится по принципу не временной, а логической последовательности. В основе этих структур лежит не логика изложения, как в первом случае, а логика исследования.
3. Так называемая эссеистская, свободная форма построения, основанная на сложных ассоциативных связях и образных обобщениях. Эта форма наиболее распространена в практике газетного очерка. Она, как правило, совмещает в себе элементы обоих предыдущих типов и характеризуется наибольшей полифоничностью, многогранностью, многообразием употребляемых композиционных приемов и средств
|
|||
|