Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5. ЗАДАНИЕ. Проанализировать рассказ В. Набокова «Гроза» с точки зрения всех текстово-дискурсивных категорий. Показать роль тропов и фигур в реализации авторской идеи



 

Введение в теорию номинации

Факультет славянских и германских языков

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

ЭТО КРЗМ

 

ЗАДАНИЕ. Проанализировать рассказ В. Набокова «Гроза» с точки зрения всех текстово-дискурсивных категорий. Показать роль тропов и фигур в реализации авторской идеи

1. Определите идею произведения (авторский концепт).

2. Покажите, как реализуется категория интертекстуальности (буквальное описание грозы и библейские аллюзии / реминисценции) и антропоцентричности. «Ветхий завет» (3-я Книга Царств, глава 19; 4-я Книга Царств, гл. 2) и его интерпретация в рассказе. Основные антропоцентры (Елисей – Илья) и их роль в раскрытии идеи произведения.

Елисей в ветхозаветных преданиях ‑ пророк, ученик Илии. Он видит вознесение Илии на небо на огненной колеснице, после чего получает способность творить чудеса, подобные тем, которые прежде творил Илия.

...Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. ‑ И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. ‑ Сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так; а если не увидишь, не будет.

Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более <...> И поднял милоть [плащ из овчины мехом наружу] Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана. И взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, - Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. (4-я книга Царств 2.).

Можно ли говорить об ироническом переосмыслении библейского сюжета? Докажите.

  1. Раскройте роль антропоцентра ветер как основного средства когерентности текста. Покажите его роль в раскрытии идеи произведения. 3-я Книга Царств:19:11 Ангел сказал Илии: Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь.
  2. Назовите композиционные приемы управления вниманием. «Выдвижение» (конвергенция, сцепление, эффект обманутого ожидания) и его роль в раскрытии идеи произведения.
  3. Назовите роль описания грозы в раскрытии идеи произведения.
  4. Докажите, что в этом произведении В. Набоков скорее поэт, чем писатель. Синергетика. Тропы и фигуры как средство раскрытия идеи произведения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.