|
|||
Тема 4. Поэтический образ с «открытой семантикой»Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема 4. Поэтический образ с «открытой семантикой» (параллелизм, архаическая метафора, символ, «нестилевое» слово) Вопросы: I 1. Что такое параллелизм, по определению А.Н. Веселовского? Можно ли при таком понимании считать этот тип словесного образа тропом? Справедливо ли общее мнение, согласно которому параллелизм для Веселовского – промежуточная стадия между первоначальной «идеей тождества» и возникшей в результате развития сознания «идеей особости»? 2. Каково место сравнения в созданной Веселовским схеме эволюции сознания? Считает ли он метафору явлением переходным – на пути от параллелизма к сравнению, когда говорит о таких «метафорах языка», как глаз солнца или волосы земли? Оценивает ли он точно так же метафору «молния=птица», когда говорит о «склонении параллелизма к идее уравнения, если не тождества»? Какие выводы можно сделать из сопоставления этих двух случаев? 3. По каким критериям различает О.М. Фрейденберг метафоры современную и античную? 4. Прочитайте внимательно определения символа у Вяч. Иванова и А.Ф. Лосева. Сравните мысли А.Ф. Лосева о «конечном или бесконечном ряде различных закономерно получаемых единичностей» и о различенном тождестве («единораздельной цельности») «означаемой вещи и означающей ее идейной образности», с одной стороны, и мысли Вяч. Иванова о множественности «ознаменовательных отношений» змеи как символа. Видите ли Вы между ними сходство и в чем именно? 5. Сравните то, что говорит Вяч. Иванов о значениях символа змеи «мудрость», а креста «искупительное страдание» с противопоставлением символа и эмблемы у А.Ф. Лосева. Видите ли Вы сходство между тем и другим? В чем оно заключается? 6. Какое различие усматривает А.Ф. Лосев между метафорами стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» и содержащимся в этом стихотворении символом? Попробуйте сравнить различение этих двух вариантов образа с идеей ученого о двух степенях символики в художественном произведении. II 1. Что такое простое или «нестилевое» слово? Сравните трактовки этой проблемы и этого понятия у Л.Я. Гинзбург и С.Г. Бочарова в связи с творчеством Пушкина. Достаточно ли, решая этот вопрос, учесть исторический переход литературы к реализму или необходимо учесть также отношение к риторической традиции в культуре в целом и в поэзии в особенности? 2. Каковы функции «безóбразного» (нестилевого) слова в поэзии XX века? (По возможности, приведите примеры из творчества Пастернака, Мандельштама, Ахматовой и др.).
Литература 1. Теория литературы: В 2 т. Под ред. Н.Д. Тамарченко. Т. 1. М., 2004. С. 151-160. 2. Теоретическая поэтика. Хрестоматия-практикум. М., 2004. С. 106-126. 3. Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Изд. 2-е. М., 2004. С. 125-199. 4. Бочаров С.Г. Стилистический мир романа («Евгений Онегин») // Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина (Очерки). М., 1974. С. 26-104. 5. Гинзбург Л. О лирике. Л., 1974. С. 210-242 (Вторая часть главы «Поэзия действительности»). 6. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. 2-е изд. М., 1998. С. 232-261 (Образ и понятие. II. Метафора). 7. Женетт Ж. Сокращенная риторика // Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. Т. 2. М., 1998. С. 16-36. 8. Дюбуа Ж., Пир Ф., Тринон А. и др. Общая риторика. М., 1986.
|
|||
|