Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 3. «Готовый» поэтический образ:



 Тема 3. «Готовый» поэтический образ:

тропы и фигуры, топосы и эмблемы

 

Вопросы: 

I

1. Что такое «классическая риторика»? Что такое «неориторика» ХХ века?

2. В каких соотношениях находились риторика и поэтика в истории культуры?

II

1. Что такое «троп»? Сравните известные Вам определения и выберите одно из них, объяснив свой выбор с помощью примера (художественного текста). Какова художественная функция тропа в Вашем примере?

2. Какие виды тропов выделяются в классической риторике и в современной справочной литературе? Сравните известные Вам классификации и оцените их продуктивность, сославшись на собственные примеры из текстов. 

3. Что такое «фигура» в классической риторике? В каких справочниках и специальных исследованиях XX века выделяются фигуры речи? Какие виды фигур в них различаются и по каким критериям? Как можно применить понятие «фигуры речи» или «стилистические фигуры» в анализе художественного текста? (Приведите пример). Каковы художественные функции фигур в Вашем примере?

4. В чем заключаются сходства и различия между тропами и фигурами? Можно ли говорить о взаимосвязи между двумя этими вариантами словесного поэтического образа в художественной практике? Сошлитесь на примеры.

5. Одинаково ли характерны образы такого типа (как тропы и фигуры) для поэзии и для прозы? Если нет, то чем это объясняется (достаточно ли рассматривать этот вопрос в синхронии или здесь необходима диахроническая перспектива)?

III

1. Что такое «топос»? Чем отличается трактовка этого понятия в современной поэтике (Курциус) от его истолкования в классической риторике?

2. Опираясь на книгу Ю.В. Манна (см. список литературы), приведите примеры топосов, характерных для различных жанров русской поэзии первой трети XIX века. Попробуйте подобрать аналогичные примеры из русской поэзии XX века.

3. Что такое «эмблема»? Приведите примеры эмблематических образов из од Ломоносова, используя статью А.А. Морозова (см. список литературы).

IV

1. Что общего между рассмотренными вариантами поэтического образа?

2. Как связаны с историческими судьбами риторики, с одной стороны, и художественной литературы, с другой, понятия «тропы и фигуры», а также «топосы и эмблемы»?                           

 

Литература

1. Теория литературы: В 2 т. Под ред. Н.Д. Тамарченко. Т. 1. М., 2004. С. 138-142; 163-171.

2. Теоретическая поэтика. Хрестоматия-практикум. М., 2004. С. 88-106.

3 Гаспаров М.Л. Фигуры стилистические // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. Стлб. 1140.

4. Гаспаров М.Л. Риторика // Там же. Стлб. 877-878.

5. Махов А.Е. Топос // Там же. Стлб. 1076.

6. Махов А.Е. Эмблема // Там же. Стлб. 1230-1231.

7. Манн Ю.В. Русская литература XIX века. Эпоха романтизма. М., 2001. С. 141-154 (топосы в жанрах баллады, элегии, дружеского послания, идиллии).

8. Аверинцев С.С. Риторика как подход к обобщению действительности // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981. С. 15-46.

9. Аверинцев С.С. Античная риторика и судьбы античного рационализма // Античная поэтика. М., 1991.

10. Михайлов А.В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

11. Тодоров Цв. Теории символа. М., 1999. 

12. Женетт Ж. Фигуры // Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. Т. 1. М., 1998. С. 205-217.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.