Экзаменационные вопросы, специальность ПЕДИАТРИЯ
Экзаменационные вопросы, специальность ПЕДИАТРИЯ
Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Гигиена с основами экологии человека, гигиена детей и подростков. Военная гигиена»
для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения) № п/п Формулировка вопроса 1 2 1. Предмет и задачи гигиены. Связь гигиены с другими дисциплинами. Здоровье населения и факторы его формирующие. 2. Здоровье человека и факторы его формирующие. 3. Виды и источники загрязнения окружающей среды, влияние на здоровье человека. 4. Экология (определение цели и задачи). Понятие системы в экологии, свойства системы. Эмерджентность как основной критерий нормального функционирования системы 5. Ксенобиотики: классификация, пути поступления, метаболизма и выведения из организма. Влияние на здоровье человека. Профилактические мероприятия. 6. Среда и здоровье населения. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные). Экологический и биологический мониторинг. 7. Физические свойства воздуха, их влияние на здоровье. 8. Виды и источники загрязнения атмосферного воздуха. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и санитарные условия жизни в населенных пунктах. 9. Мероприятия по охране атмосферного воздуха. 10. Гигиеническая характеристика воздушной среды помещений (больница). 11. Понятие о погоде, климате и микроклимате. Действие на организм высоких и низких температур среды. Профилактика перегревания и переохлаждения. 12. Микроклимат закрытых помещений и его регуляция (вентиляция, отопление). 13. Солнечная радиация, её значение для человека. Профилактика ультрафиолетовой недостаточности. 14. Климат и погода: определение и классификация. Гигиенические аспекты акклиматизации человека. 15. Основные требования к воде. Гигиеническое, физиологическое, биохимическое и эпидемиологическое значение воды. 16. Физиологическое, эпидемиологическое, биохимическое, гигиеническое значение воды 17. Биогеохимическое значение воды, эндемические заболевания и их профилактика. 18. Стандарт «Вода централизованного водоснабжения». 19. Виды источников водоснабжения и их санитарно – гигиеническая характеристика. Основные водопроводы на р.Енисей в г.Красноярске 20. Методы улучшения качества воды: способы очистки, обеззараживания, специальной обработки. 21. Почва: свойства, состав, значение для человека. 22. Гигиенические требования к системам очистки населенных мест. 23. Рациональное питание (определение, принципы и их характеристика). 24. Избыточное питание. Причины и профилактика. 25. Недостаточное питание. Причины, рекомендации ВОЗ по выходу из проблемы. 26. Формула рационального питания и значение ее компонентов. 27. Адекватность питания. Группы населения по адекватности питания. 28. Сбалансированность питания (количественная и качественная). 29. Гигиенические требования к режиму питания различных групп населения. 30. Микронутриенты, их роль в питании человека. Профилактика микронутриентной недостаточности. 31. Классификация по доброкачественности 32. Гигиенические требования к основным продуктам питания животного происхождения (молоко, мясо, рыба). 33. Гигиенические требования к основным продуктам питания растительного происхождения ( хлеб, овощи, фрукты). 34. Методы консервирования пищевых продуктов и их гигиеническая характеристика. 35. Санитарно-гигиенические требования к пищеблоку лечебного учреждения. Требования к приготовлению и раздаче пищи, мытью посуды 36. Организация медицинского контроля за питанием в ЛПУ. 37. Лечебное питание: виды, организация в лечебно-профилактическом учреждении. 38. Пищевые отравления (определение, классификация, характеристика, профилактика, расследование очага пищевого отравления). 39. Пищевые отравления микробной этиологии (определение, классификация, характеристика, профилактика, расследование очага отравления). 40. Пищевые отравления немикробной этиологии (определение, классификация, характеристика, профилактика, расследование очага отравления). 41. Гигиенические требования к размещению лечебно-профилактических учреждений. Зонирование территории больницы. 42. Системы застройки лечебно-профилактических учреждений и их гигиеническая характеристика. 43. Гигиеническая оптимизация больничной среды. 44. Гигиенические принципы обустройства отделений. Требования к соматическому отделению. 45. Гигиенические принципы обустройства отделений. Требования к инфекционному отделению. 46. Гигиенические принципы обустройства отделений. Требования к хирургическому отделению. 47. Гигиенические принципы обустройства отделений. Требования к детскому отделению. 48. Внутрибольничные инфекции: определение и причины распространения в ЛПУ. 49. Профессиональные вредности медицинского персонала, профилактика. 50. Физиолого-гигиеническая классификация трудовой деятельности. Кривая работоспособности. Утомление и переутомление. 51. Профессиональные вредности и профессиональные заболевания. Профилактика профессиональных заболеваний. 52. Производственная среда. Факторы производственной среды. Стандарты безопасности. 53. Производственный шум, вибрация, их влияние на здоровье человека. Профилактика профессиональных вредностей. 54. Промышленные яды, их влияние на здоровье человека. Профилактика профессиональных вредностей. 55. Факторы, формирующие здоровье военнослужащих и их оценка. 56. Гигиеническое нормирование в армии. 57. Питание в армии: принципы, задачи. 58. Особенности питания в условиях чрезвычайных ситуаций и современной войны. 59. Роль различных служб в организации питания в армии. 60. Санитарно-гигиеническое обеспечение водоснабжения войск в мирное и военное время. 61. Роль различных служб в организации водоснабжения в армии. 62. Требования, предъявляемые к качеству воды в военное и мирное время. 63. Ионизирующие излучения (виды и их свойства, биологический эффект, профилактика неблагоприятного воздействия). 64. Гигиенические требования при работе с открытым и закрытым источником облучения. Способы защиты. 65. Гигиена труда медицинского персонала при рентгенологических исследованиях. Гигиенические требования к рентгенкабинету. 66. Предмет и задачи «Гигиены детей и подростков». Взаимосвязь гигиены и педиатрии. 67. Основные этапы развития «Гигиены детей и подростков» как научной и учебной дисциплины. 68. Основные закономерности роста и развития детей, их гигиеническое значение. 69. Биологический и хронологический возраст: значение, критерии определения 70. Возрастная периодизация, ее биологическое и социально-гигиеническое значение. 71. Определение «здоровья» и факторы его формирующие. 72. Критерии для оценки состояния здоровья детей и подростков. 73. Группы здоровья детей и подростков 74. Показатели для оценки физического развития детей и подростков: классификация, методы определения, их значение. 75. Методы исследований физического развития детей и подростков: классификация. Преимущества и недостатки. 76. Гигиенические основы построения режима дня детей и подростков 77. Критерии определения функциональной готовности детей к систематическому обучению. 78. Утомление и переутомление: значение, признаки выявления, профилактика. 79. Основные гигиенические требования к составлению школьного расписания. 80. Двигательная активность как важный компонент здорового образа жизни у детей и подростков. 81. Формы и средства физического воспитания детей и подростков 82. Гигиенические принципы организации физического воспитания и методы его контроля у детей и подростков 83. Закаливание: физиологическая сущность и основные принципы. 84. Способы закаливающих мероприятий и их значение. 85. Гигиенические принципы трудового воспитания и обучения детей и подростков. 86. Гигиенические основы организации производственного обучения у подростков 87. Гигиенические принципы и особенности питания у детей. 88. Гигиенические принципы и особенности питания в детских коллективах. Требования к пищеблоку школы. 89. Значение игрушки в развитии детей и гигиенические требования к ним. 90. Значение книги в развитии детей и гигиенические требования к ним. 91. Физиолого- гигиенические основы правильного положения тела сидя и стоя. 92. Гигиенические требования к подбору школьной мебели и ее размещению 93. Гигиенические принципы проектирования и планировки дошкольных учреждений для детей. 94. Гигиенические принципы проектирования и планировки школ для детей и подростков 95. Гигиенические подходы к формированию здоровья и здорового образа жизни. 96. Функциональные обязанности врача-педиатра в детских образовательных учреждениях.
|