Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вит Це­нёв «От че­го уми­ра­ют пси­хо­ло­ги …»



 

 

 

2.4.3. Вит Це­нёв «От че­го уми­ра­ют пси­хо­ло­ги …»

 

сайт http://www.psyberia.ru/

 

(«Хрестоматия по танатотерапии».Редактор-составитель В.Ю.Баскаков, Москва, 2013. http://tanatoterra.com/index.php?art=215 )

 

Пси­хо­ло­гия, в ны­неш­нем зна­че­нии сло­ва, – это нау­ка о че­ло­ве­че­ской пси­хи­ке. Или нау­ка о че­ло­ве­ке, ес­ли угод­но. Пра­виль­нее, ко­неч­но, бу­дет го­во­рить, что пси­хо­ло­гия – это нау­ка о ду­ше, ибо псю­хе – это ду­ша, а ло­гос – по­зна­ние или изу­че­ние. Но так как в со­вре­мен­ном на­уч­ном пред­став­ле­нии ду­ши у че­ло­ве­ка – тю-тю, то и трак­то­вать пси­хо­ло­гию, как нау­ку о ду­ше, ста­ло не­кор­рект­но. Ду­ши нет. А есть пси­хи­ка. Ша!

По­это­му нау­ка о ду­ше и ста­ла нау­кой о пси­хи­ке, а ду­шев­ные бо­лез­ни сде­ла­лись бо­лез­ня­ми пси­хи­че­ски­ми. Мож­но про­дол­жать го­во­рить, что у че­ло­ве­ка «до­б­рая ду­ша», или что пи­во «ду­шев­ное», – но к пред­ме­ту пси­хо­ло­гии это уже ни­ка­ко­го от­но­ше­ния не име­ет.

В луч­шем слу­чае, это чер­та ха­рак­те­ра или на­строе­ния (ато­мар­ных эле­мен­тов в об­щей струк­ту­ре пси­хи­ки).

Ду­ша – это не су­ще­ст­ви­тель­ное, а при­ла­га­тель­ное. Не суб­стан­ция, а ка­че­ст­во. Не пред­мет, а его свой­ст­во. Толь­ко од­но из очень мно­гих дру­гих, за­ме­тим.

 

Но за все­ми эти­ми под­ме­на­ми кро­ет­ся ещё од­на, ме­нее оче­вид­ная. Раз­ни­ца ме­ж­ду «нау­кой о пси­хи­ке» и «нау­кой о ду­ше» кар­ди­наль­но от­ли­ча­ет­ся тем, что пред­мет по­зна­ния пер­вой смер­тен, а вто­рой – бес­смер­тен.

Пси­хея, древ­не­гре­че­ская пра­ро­ди­тель­ни­ца пси­хо­ло­гии, в сво­ей люб­ви к Эро­ту ста­ла бо­ги­ней и об­ре­ла бес­смер­тие. Пси­хея – это клас­си­че­ский иде­ал выс­шей реа­ли­за­ции ду­ши. Пси­хея бы­ла смерт­ной, но она об­ре­ла бес­смер­тие, – по­то­му нау­ка о ду­ше (псю­хе) бы­ла, по су­ти, нау­кой о бес­смер­тии, дос­ти­гае­мой за счёт са­мо­реа­ли­за­ции.

 

Но ко­гда нау­ка о ду­ше – ста­ла нау­кой о пси­хи­ке, то её лю­бовь к Эро­ту сде­ла­ла че­ло­ве­ка смерт­ным.

И ес­ли в древ­не­гре­че­ском ми­фе Эрот уго­во­рил Зев­са сде­лать Пси­хею бо­ги­ней (чи­тай­те – бес­смерт­ной), то наш со­вре­мен­ный Эрот, на­про­тив, уго­во­рил Зев­са сде­лать из бо­ги­ни про­сто­лю­дин­ку, что об­ре­ка­ет её на не­из­беж­ную смерть.

Так что пси­хо­ло­гия (как нау­ка о ду­ше) – это нау­ка о бес­смер­тии. А пси­хо­ло­гия (как нау­ка о пси­хи­ке) – это нау­ка о смер­ти. Воз­мож­но, по­это­му, с на­ча­ла мас­со­вой под­ме­ны ду­ши на пси­хи­ку, мы от­кры­ва­ем но­вые об­лас­ти на­уч­но­го зна­ния: сна­ча­ла это вле­че­ние к Смер­ти у Фрей­да (Та­на­тос), за­тем та­на­то­ло­гия, да­лее та­на­то­те­ра­пия, и, на­ко­нец, нек­ро­со­цио­ло­гия.

 

Нау­ка о ду­ше – учи­ла нас стре­мить­ся к бес­смер­тию. Нау­ка о пси­хи­ке – учит нас уми­рать. Вам бо­лее не нуж­на дис­ци­п­ли­на ду­ха. Вам бо­лее не сле­ду­ет го­ре­вать, ко­гда слу­чи­лось го­ре. Не нуж­но про­яв­лять му­же­ст­ва, ко­гда труд­но. И не сто­ит пре­воз­мо­гать се­бя, ко­гда вам страш­но.

Из­бавь­те ме­ня по­бы­ст­рее – от мо­ей бо­ли. Из­бавь­те ме­ня по­ско­рее – от мое­го го­ря. Дай­те тех­ни­ку или тех­но­ло­гию, да­бы об­лег­чить моё по­ло­же­ние. Из­ме­ни­те ме­ня. Сде­лай­те ме­ня эф­фек­тив­нее. Ней­тра­ли­зуй­те мой страх.

Ос­во­бо­ди­те ме­ня от мо­ей ле­ни. За­про­грам­ми­руй­те мою пси­хи­ку на по­зи­тив­ный ре­зуль­тат. Вну­ши­те мне чув­ст­во уве­рен­но­сти. И так да­лее, и то­му по­доб­ное.

 

Нау­ка о ду­ше – это вос­пи­та­ние ду­ши. Нау­ка о пси­хи­ке – это умер­щв­ле­ние ду­ши че­ло­ве­че­ской. И в пря­мом, и в пе­ре­нос­ном смыс­ле. Это нек­роп­си­хо­ло­гия.

Один ма­лень­кий маль­чик при­нёс с ули­цы двух ко­шек. Мать взя­ла этих ко­шек и раз­моз­жи­ла им го­ло­вы о сте­ну. Ко­гда маль­чик вы­рос и стал зна­ме­ни­тым, – он на­пи­сал в днев­ни­ке: «Вся моя жиз­нен­ная фи­ло­со­фия и мои ис­сле­до­ва­ния име­ют один об­щий ис­ток – они пи­та­ют­ся не­на­ви­стью и от­вра­ще­ни­ем к то­му, что во­пло­ща­ла со­бой она (мать)». Это­го маль­чи­ка все зна­ют под име­нем Аб­ра­хам Мас­лоу. Имен­но с лег­кой ру­ки его не­на­вис­ти к ма­те­ри в ми­ре поя­ви­лась тео­рия са­мо­ак­туа­ли­за­ции и раз­ви­тия сво­их твор­че­ских спо­соб­но­стей.

 

 

Умер­ло у Мас­лоу как раз то ме­сто, где нет ду­ши, – серд­це. В 1970 го­ду Мас­лоу умер от сер­деч­но­го при­сту­па. В «Ис­то­рии со­вре­мен­ной пси­хо­ло­гии» о тео­рии Мас­лоу ска­за­но, что она «под­да­ет­ся ла­бо­ра­тор­ным ис­сле­до­ва­ни­ям до­воль­но сла­бо, а в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев – и во­все не под­твер­жда­ет­ся».

 

Там, где боль­ше нет ду­ши, нет и жиз­ни. Смерть от сер­деч­но­го при­сту­па – это наи­бо­лее час­тая смерть у пси­хо­ло­гов. Ро­нальд Лэнг (па­па «ан­ти­пси­хи­ат­рии»), – уми­ра­ет от ин­фарк­та. А до это­го – ал­ко­го­лизм и мно­го­лет­няя де­прес­сия.

Стэн­ли Мил­грэм (зна­ме­ни­тый экс­пе­ри­мент с под­чи­не­ни­ем ав­то­ри­те­ту), – все по­след­ние го­ды жиз­ни стра­да­ет бо­лез­нью серд­ца. Умер в воз­рас­те 51 го­да от сер­деч­но­го при­сту­па.

 

Эрик Берн, ав­тор тран­закт­но­го ана­ли­за, – умер от сер­деч­но­го при­сту­па.

 

Курт Ле­вин, соз­да­тель геш­тальт­пси­хо­ло­гии, – умер от сер­деч­но­го при­сту­па.

Виль­гельм Райх, соз­да­тель ор­гон­ной тео­рии и Мои­сей сек­су­аль­ной ре­во­лю­ции, – уми­ра­ет от сер­деч­но­го при­сту­па в тюрь­ме (2 го­да за про­да­жу «вред­ных шар­ла­тан­ских сна­до­бий»).

Ба­линт Ми­ха­ил, венг­ро-анг­лий­ский пси­хо­те­ра­певт, – уми­ра­ет от сер­деч­но­го при­сту­па.

Кин­зи Альф­ред, ав­тор ста­ти­сти­че­ских ис­сле­до­ва­ний в об­лас­ти сек­су­аль­но­сти, – уми­ра­ет от сер­деч­но­го при­сту­па.

 

 

Оша­нин Дмит­рий Алек­сан­д­ро­вич, оте­че­ст­вен­ный пси­хо­лог. Скон­чал­ся во вре­мя опе­ра­ции на серд­це.

 

 

 

Ру­бин­штейн Сер­гей Ле­о­ни­до­вич, наш глав­ный «ос­но­во­по­лож­ник и кос­мо­по­лит оте­че­ст­вен­ной пси­хо­ло­гии». Умер от сер­деч­но­го при­сту­па.

Анань­ев Бо­рис Ге­ра­си­мо­вич, ос­но­ва­тель Ле­нин­град­ской шко­лы пси­хо­ло­гии. Он умер от ин­фарк­та.

 

 

Кор­са­ков Сер­гей Сер­гее­вич, вы­даю­щий­ся рус­ский пси­хи­атр. Умер от бо­лез­ни серд­ца.

 

 

Ма­мар­да­шви­ли Ме­раб, – фи­ло­соф, «гру­зин­ский Со­крат», ока­зав­ший ог­ром­ное влия­ние на пси­хо­ло­ги­че­скую мысль. Ос­нов­ная те­ма его ра­бот: это рас­кры­тие ду­хов­ных воз­мож­но­стей че­ло­ве­ка. Умер от сер­деч­но­го при­сту­па.

 

 

Альф­ред Ад­лер, от­ще­пе­нец пси­хо­ана­ли­за, ав­тор ин­ди­ви­ду­аль­ной пси­хо­ло­гии, – умер от сер­деч­но­го при­сту­па. Этот спи­сок мож­но про­дол­жать очень дол­го.

В фев­ра­ле 1923 го­да ав­тор тео­рии «вле­че­ния к смер­ти» (Та­на­тос или ин­стинкт раз­ру­ше­ния) об­на­ру­жи­ва­ет – «на­лет на че­лю­сти и пра­вой сто­ро­не нё­ба», ко­то­рый ему уда­ли­ли в том же го­ду. Опу­холь ока­за­лась ра­ко­вой, а па­ци­ент – Зиг­мун­дом Фрей­дом. За пер­вой опе­ра­ци­ей по­сле­до­ва­ла, вто­рая, тре­тья...

Фрей­да опе­ри­ро­ва­ли так час­то, что ему ка­за­лось, буд­то ру­ка хи­рур­га по­сто­ян­но на­хо­дит­ся во рту. Что­бы до­б­рать­ся до опу­хо­ли, ему вы­рва­ли все зу­бы с пра­вой сто­ро­ны, рас­сек­ли гу­бу (так, что она ста­ла по­хо­жа на за­я­чью) и уда­ли­ли часть че­лю­сти. В нё­бе об­ра­зо­ва­лась ды­ра, ко­то­рую при­кры­вал спе­ци­аль­ный про­тез.

 

 

По­ло­ви­ну его ли­ца па­ра­ли­зо­ва­ло, а во вре­мя еды пи­ща шла но­сом. В сен­тяб­ре 1939 го­да его ле­ча­щий врач Макс Шур ис­пол­нил по­след­нюю прось­бу Фрей­да, и ввёл ему смер­тель­ную до­зу мор­фия.

 

Фак­ти­че­ски, это бы­ло са­мо­убий­ст­во. Или, го­во­ря ны­неш­ним язы­ком, эв­та­на­зия.

 

Вто­рая, наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ная при­чи­на смер­ти пси­хо­ло­гов, – это рак. Ещё до смер­ти Фрей­да, в 1934 го­ду, от ра­ка умер пси­хо­ана­ли­тик Ге­орг Грод­дек.

 

Он был убе­ж­дён в том, что смог бы уст­ра­нить ошиб­ки в мыш­ле­нии Гит­ле­ра, ес­ли бы встре­тит­ся с ним. И эту идею он пы­тал­ся осу­ще­ст­вить, за­бра­сы­вая кан­це­ля­рию Гит­ле­ра пись­ма­ми, за ко­то­рые его ед­ва не аре­сто­ва­ли на­цио­нал-со­циа­ли­сты. В том же са­мом го­ду Грод­дек умер от ра­ка, пре­бы­вая на ле­че­нии в са­на­то­рии.

От ра­ка уми­ра­ет Ти­мо­ти Ли­ри, зна­ме­ни­тый бун­тарь, апо­ло­гет ЛСД. В 1970 го­ду Ти­мо­ти Ли­ри был аре­сто­ван и при­го­во­рён к тю­рем­но­му сро­ку – за хра­не­ние и рас­про­стра­не­ние нар­ко­ти­ков, а че­рез три ме­ся­ца по­сле ис­пол­не­ния при­го­во­ра сбе­жал из тюрь­мы.

 

В 1973 го­ду его на­шли в Аф­га­ни­ста­не, вер­ну­ли в США и при­го­во­ри­ли к но­во­му сро­ку за по­бег. То­гда Ли­ри «сдал» вла­стям ор­га­ни­за­то­ров сво­его по­бе­га, за что и по­лу­чил дос­роч­ное ос­во­бо­ж­де­ние. В 1995 г. у Ти­мо­ти Ли­ри об­на­ру­жи­ли рак пред­ста­тель­ной же­ле­зы в не­опе­ра­бель­ной ста­дии. Ли­ри умер в 1996 го­ду.

По­сле смер­ти его мозг дол­жен быть за­мо­ро­жен, что­бы в бу­ду­щем вер­нуть­ся к жиз­ни с по­мо­щью крио­ге­не­ти­ки. Ис­пол­ни­лась ли его пред­смерт­ная меч­та, или нет, я не знаю.

 

От ра­ка моз­га умер Ганс Ай­зенк, ав­тор зна­ме­ни­то­го тес­та ко­эф­фи­ци­ен­та IQ. В 1970 го­ду он на­пи­сал ста­тью, ко­то­рая при­об­ре­ла скан­даль­ную из­вест­ность. В ней Ганс Ай­зенк ут­вер­ждал, что ме­ж­ду ку­ре­ни­ем и воз­ник­но­ве­ни­ем ра­ка нет ни­ка­кой свя­зи. К этой же те­ме Ганс Ай­зенк вер­нул­ся в 90-х го­дах, про­ве­дя че­ты­рех­лет­ние ис­сле­до­ва­ния, до­ка­зы­ваю­щие от­сут­ст­вие свя­зи ме­ж­ду ку­ре­ни­ем и воз­ник­но­ве­ни­ем ра­ка. Эти ис­сле­до­ва­ния про­во­ди­лись на сред­ст­ва та­бач­ной ком­па­нии Рей­нольдс. В 1997 го­ду Ай­зенк умер от ра­ка моз­га.

 

 

За три го­да до скан­даль­ной ста­тьи Ган­са Ай­зен­ка, от ра­ка лег­ких умер за­яд­лый ку­риль­щик Гор­дон Ол­порт. Ол­порт еди­но­жды встре­чал­ся с Фрей­дом, та­ким же за­яд­лым ку­риль­щи­ком. Фрейд глу­бо­ко­мыс­лен­но ви­дел в ка­ж­дом сло­ве Ол­пор­та за­мас­ки­ро­ван­ные про­ек­ции его соб­ст­вен­ных про­блем.

На что Ол­порт, ве­ро­ят­но, рас­сер­дил­ся и по­про­сил Фрей­да по­ре­ко­мен­до­вать ему аме­ри­кан­ско­го ана­ли­ти­ка. Встре­ча с З. Фрей­дом про­из­ве­ла на Ол­пор­та «не­из­гла­ди­мое» впе­чат­ле­ние: ибо он не толь­ко не вос­поль­зо­вал­ся со­ве­том пат­ри­ар­ха пси­хо­ана­ли­за, но и во­об­ще ни­ко­гда за всю свою жизнь не по­се­тил пси­хо­ана­ли­ти­ка в ро­ли па­ци­ен­та. А о са­мой встре­че с Фрей­дом Ол­порт по­том вспо­ми­на­ет, как о «трав­ма­ти­че­ском пе­ре­жи­ва­нии».

К сло­ву ска­зать, ещё в XIX ве­ке мно­гие учё­ные по­доз­ре­ва­ли су­ще­ст­во­ва­ние свя­зи ме­ж­ду ку­ре­ни­ем труб­ки и си­гар и ра­ком ро­то­вой по­лос­ти. Об этом не раз пи­са­ли в ме­ди­цин­ской ли­те­ра­ту­ре. Рак по­лос­ти рта на­зы­ва­ли «ра­ком бо­га­чей», им бо­ле­ли толь­ко бо­га­тые лю­ди, а объ­яс­не­ние это­му бы­ло край­не про­стое: тру­боч­ный та­бак и, в осо­бен­но­сти, си­га­ры, бы­ли очень до­ро­ги, – и их не мог­ли се­бе по­зво­лить «про­стые смерт­ные».

Рак – сим­во­ли­че­ски ин­тер­пре­ти­ру­ет­ся как не­на­висть. Как не­за­жи­ваю­щая ра­на, ко­то­рая не да­ёт че­ло­ве­ку по­коя.

 

По­ду­май­те и ска­жи­те: ко­го они так не­на­ви­дят? От­ку­да столь­ко этой не­на­вис­ти у тех, кто учит нас люб­ви, лич­но­ст­но­му рос­ту и смыс­лу жиз­ни?

Бо­лез­ни серд­ца – это сим­во­ли­ка ду­шев­ной чер­ст­во­сти. Это де­фи­цит ра­до­сти, это из­гна­ние вся­кой ра­до­сти ра­ди де­нег и карь­е­ры. По­ду­май­те об этом.

 

"У нас в до­ме ца­ри­ла гне­ту­щая об­ста­нов­ка. Мо­им обыч­ным со­стоя­ни­ем бы­ли страх, чув­ст­ва уни­же­ния и по­дав­лен­но­сти".

Джон Спок, сын Бенд­жа­ми­на Спо­ка (ав­то­ра все­мир­но­го бест­сел­ле­ра «Ре­бё­нок и уход за ним»).

 

   "Есть в да­ле­ком го­ро­де Ебун­цы нек­то Ва­ся Здро­чин, ко­то­рый пред­став­ле­ния не име­ет, что та­кое Ин­тер­нет – для не­го пи­са­лась эта кни­га".

Сер­гей Го­рин о сво­ей кни­ге «Со­блаз­не­ние».

 

Не­сколь­ко лет на­зад в од­ном из рос­сий­ских жур­на­лов про­зву­ча­ло про­ро­че­ское за­яв­ле­ние о том, что ес­ли со­вре­мен­ная ме­ди­ци­на бу­дет раз­ви­вать­ся та­ки­ми «тем­па­ми», – то, в са­мом ско­ром вре­ме­ни, про­сту­да и грипп нач­нут уби­вать лю­дей. Что вы те­перь ви­ди­те, и что вы слы­ши­те, ко­гда вклю­чае­те те­ле­ви­зор?! Ати­пич­ная пнев­мо­ния? Ку­ри­ный грипп? Что даль­ше?

И ес­ли со­вре­мен­ная пси­хо­ло­гия бу­дет раз­ви­вать­ся та­ки­ми же «тем­па­ми», то в са­мом ско­ром вре­ме­ни лю­ди по­те­ря­ют по­след­ние ос­тат­ки пси­хо­ло­ги­че­ско­го им­му­ни­те­та. Ес­ли вы по­ре­за­ли па­лец, вам сроч­но нуж­на по­мощь пси­хо­ло­га.

Ес­ли вам на­ха­ми­ли, или ес­ли на вас на­кри­ча­ли, – то вам не­мед­лен­но нуж­на пси­хо­ло­ги­че­ская под­держ­ка. Вы бои­тесь? Бе­гом к пси­хо­ло­гу! Вам не хва­та­ет си­лы во­ли? Рыс­цой к пси­хо­ло­гу! Вам гру­ст­но?

 

По­то­ро­пи­тесь к не­му на при­ём! Рев­нуе­те? К пси­хо­ло­гу! Зли­тесь? К пси­хо­ло­гу! Вы раз­дра­жае­тесь? Ско­рее к пси­хо­ло­гу! Он по­мо­жет! Он вну­шит и он из­ба­вит! Он за­про­грам­ми­ру­ет и за­ко­ди­ру­ет вас.

И вот од­на­ж­ды, – они «по­мо­гут» нам из­ба­вить­ся от стра­да­ния рань­ше, чем оно при­чи­ни­ло нам боль. Они ос­во­бо­дят нас от стра­ха рань­ше, чем мы ус­пе­ли ис­пу­гать­ся. И на­ши слё­зы, – с их по­мо­щью, – вы­со­хнут рань­ше, чем мы ус­пе­ли за­пла­кать. Это очень глав­ное.

И это очень важ­но, – что­бы вы не нерв­ни­ча­ли, не го­ре­ва­ли, не стра­да­ли, не пе­ре­жи­ва­ли, не вол­но­ва­лись, не пла­ка­ли, не бо­ле­ли, не бо­ро­лись с со­бой и не пре­воз­мо­га­ли се­бя.

 

Ни­че­го это­го не нуж­но: стрес­сы вред­ны, нев­ро­зы па­губ­ны и нерв­ные клет­ки не вос­ста­нав­ли­ва­ют­ся. Убей­те в се­бе (с на­шей по­мо­щью) всё, что за­став­ля­ет вас стра­дать, – и будь­те сча­ст­ли­вы. Убей­те в се­бе!

Ибо пси­хо­ло­гия, – это нау­ка о смер­ти. Смер­ти ва­шей ду­ши.

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.