|
|||
Уроки Трезвости: Россия скоро станет трезвой страной!Уроки Трезвости: Россия скоро станет трезвой страной! 30.05.2011г.
В этом году мы начали углубленно работать по формированию трезвых убеждений у детей - проводить Уроки Трезвости. Почти два года готовились к этому ответственному делу молодые специалисты, а осенью 2011 года в течение полугода прошли обучающий курс по методике проведения Уроков Трезвости 11 молодых специалистов. Изучали Теорию Трезвости, педагогику, психологию, методику преподавания Теории Трезвости, развивали ораторские способности, учились составлять конспекты уроков, изготавливать пособия к урокам. А зимой пошли в школы. Взяли восемь классов: пять четвертых и два восьмых. В каждом классе по восемь взаимосвязанных логически последовательных уроков. Поначалу думали как лучше? Провести по одному уроку в разных классах разных школ, тем самым, охватив как можно больше детей? Или взять всего несколько классов, но поработать с ними глубже? Остановились на втором варианте, рассудив так. Проведя один урок во многих классах, мы обеспечим многим ребятам возможность услышать о Трезвости и трезвых людях. Но, услышав о Трезвости и познакомившись с трезвыми людьми, ребенок не может автоматом получить и знания о том, как Трезвость сохранить и утвердить в своей жизни. Более того, дети сейчас очень рано подвергаются программирующему воздействию окружающей среды и уже в четвертом классе имеют в своей голове массу абсурдов относительно табака и алкоголя. Они уже прекрасно знают названия алкогольных изделий, знают и тонкости ритуала самоотравления и многое другое. В этом возрасте уже проявляется нацеленность на отравления интоксикантами и появляются первые пробы алкоголя и табака. Но, проводя в нескольких классах уроки с глубокой проработкой темы, мы получим реальный результат, пусть это будет всего у нескольких десятков ребят. Мы подумали, что если каждый из нас основательно поработает с одним классом и увидит, что программы у ребят рушатся и появляется настрой на трезвую жизнь это принесет гораздо больше пользы для дела и удовлетворения для нас. Как-то от соратников из других городов мы услышали такие слова: «Мы должны дать людям выбор. Быть трезвым или отравляться». Глубочайшая ошибка! Мы должны работать так, что бы человеку не пришлось выбирать между жизнью и смертью, между Трезвостью и отравлением. Но что бы он после встречи с нами или с нашими материалами абсолютно точно и уверенно выбрал Трезвость. Это честно. Ведь наша цель не предоставлять выбор (мы не избирательная комиссия), наша цель – утвердить и сохранить Трезвость в обществе (мы организация утверждения и сохранения Трезвости). Этот момент особенно хорошо ясен будет тем, кто успел уже стать родителями. Разве мать или отец предоставляют своему ребенку свободный выбор попасть, к примеру, под машину. Абсурдно предположить, что кто-то из родителей говорит: «Я своему ребенку разрешаю бегать через дорогу и рассказываю лишь о том, как хорошо живут люди, которых не сбила машина и как страдают люди, которых сбила машина. А попадет он под машину или нет – это меня не касается, это его выбор, мое дело предупредить: под машиной плохо». Согласитесь, звучит глупо. Конечно же, родители делают все, что бы уберечь ребенка от ДТП, обучают его правилам дорожного движения с ранних лет, переводят его через дорогу до тех пор, пока не поймут, что он повзрослел, строго наказывают, если узнают, что он перебегал проезжую часть в неположенном месте или играл у дороги. Так и с Трезвостью. Мы должны создавать для детей среду, свободную от табачно-алкогольной пропаганды, среду, формирующую трезвую личность. Мы должны научить ребенка ценить и защищать свою Трезвость. Мы должны дать ему как можно больше распрограммирующей информации и знаний. Что такое распрограммирующая информация? Это словосочетание я впервые услышала от А.А.Зверева. Распрограммирующая информация - это такая информация, которая разрушает ложные представления о табаке и алкоголе. Например, в быту ребенок видит, как кто-то из взрослых отравляется, что бы снять напряжение после трудового дня. Это ложное знание закладывает в ребенке положительное отношение к алкоголю, как к лечебному средству. Наша задача рассказать, что алкоголь отравляет организм и угнетает нервную систему, и никакого расслабления и отдыха не происходит. А потом рассказать ребенку как по настоящему может человек снять усталость и отдохнуть. То есть информация распрограммирующая и мотивирующая должны идти «рука об руку» и помогать ребенку захотеть и суметь жить трезво. Например, очень рано формируется такое заблуждение, что каждый человек сам принимает решение начать отравляться алкоголем и сам выбирает для себя способ и дозу. Мы же рассказываем детям в доступной для них форме о том, что такое программирование на самоотравления интоксикантами и как социальная среда влияет на решение человека начать отравляться, как манипулирует общественным сознанием реклама, какие за этим стоят злые разрушительные интересы. Как оказалось, что такие вроде бы как сложные вопросы дети понимают довольно легко. Быстро улавливают суть и логику излагаемого педагогом материала. Итак, мы работали 4 месяца, повели в каждом классе по 8 уроков. Что вошло в эти 8 уроков? 1. Определение Трезвости. 2. Трезвость – основа всех добрых качеств, дел и поступков людей. 3. Трезвость – основа творчества и абстрактно-логического мышления. 4. Трезвость – ценность, которую надо уметь сохранить. 5. Трезвость отнимается путем введения людей в заблуждение относительно свойств интоксикантов. 6. Что такое информационный террор и на чем основывается программирование людей на отравление интоксикантами. 7. Как утвердить и сохранить Трезвость в себе, в семье и в обществе.
Конечно, более всего нам интересно: а как восприняли материал дети, повлияли ли наши уроки на их мировоззрение, удалось ли сформировать Мораль Трезвости. Оценить усвоение материала крайне трудно, нет методик и критериев, по которым можно точно сказать: как будет дальше развиваться отношение ребенка к Трезвости. Но некоторый анализ сделать все же можно. Первое. Выявление проявления программ у детей через наблюдение за их реакциями и эмоциями. Известно, что когда человек запрограммированный на отравление интоксикантами впервые слышит распрограммирующую информацию, его реакция болезненная, иногда не адекватная. Так было с некоторыми ребятами на двух первых уроках. Что является проявлением программы? 1. Смех. Человек табачно-алкогольно запрограммированный даже услышав слово «Трезвость» начинает смеяться. Смех – первый признак того, что у человека уже сложилась программа положительного отношения к отравлению интоксиканатми и новая информация не укладываясь в его привычное понимание вызывает эмоциональную реакцию – смех.
На первом уроке некоторые дети смеялись, улыбались, щедро обмениваясь улыбками и смешками друг с другом. Иногда показывали на какого-либо ученика пальцем и, зная о нем что-то своё, хихикали. Отвлекались. Переглядывались. Уже на третьем, максимум на четвертом уроке – ни каких смешков. Это означает, что «защита» программы на самоотравление интоксикантами сломлена и дети начали воспринимать информацию всерьез. 2. Недоверие. Настороженность. Ребенок уже получивший из окружающей его социальной среды программу положительного отношения к отравлениям алкоголем и табаком по началу информацию о действительных свойствах интоксикантов и о Трезвости воспринимает с недоверием. Это тоже нормально. Если сообщение материала выстроено грамотно, то дети постепенно начинают верить Учителю, потому что, опираясь на свой жизненный опыт, видят, что им говорят правду. Определить степень доверия Учителю на первых уроках было крайне трудно, так как по началу дети при новом человеке ведут себя сдержанно и проявляют дисциплинированность. Случаев, когда бы дети спорили или противоречили Учителю на уроке у нас не было. Но настороженность просматривалась легко. Не у всех, конечно детей, а только у некоторых. Это проявлялось в том, что некоторые дети большую часть урока смотрели не на Учителя, а в стол или в тетрадь. Кто-то рисовал на табличках с именем, кто-то сидел тихо и не отвечал на вопросы. Ничего этого не было уже на четвертом-пятом уроке. К этому времени дети свободно общались, легко отвечали на вопросы, приводили свои примеры, задавали вопросы и окружали Учителей на перемене. 3. Высказывания в защиту отравлений. По началу были высказывания типа: «А вино не содержит яда, оно полезно для детей», «А пиво если по не многу, то можно», «Если человек пьет алкоголь, то он не должен напиваться», «А мы будем пить все равно». Их было очень мало и только на втором-третьем уроках. Далее все без исключения дети проявляли полную солидарность со своими Учителями Трезвости. Надо отметить, что вышеописанные проявления программ на отравления интоксикантами были только у некоторых ребят. Основная часть учеников с первого же урока проявила интерес к материалу, внимание и активность в обсуждениях.
Что еще может быть косвенным показателем усвоения материала? Дети стали ждать уроки. Сами высчитывали дату очередного прихода Учителей Трезвости и сообщали ее своему классному учителю. Поначалу неопрятные и незаполненные тетради под конец приобрели нормальный вид. Появились рисунки, а записи многие ребята оформили цветными карандашами. Дети довольно быстро начали задавать вопросы, приводить хорошие примеры по теме. По окончанию курса занятий мы провели контрольный урок. Результаты у всех детей хорошие. На первом уроке мы просили учеников написать на отдельных листочках «Что такое Трезвость». То же самое мы сделали на заключительном уроке. Результат порадовал. В первый раз все дети написали, что Трезвость – это не пить и не курить. А на последнем писали определение Трезвости добавляли от себя фразы типа: «Трезвость – это добро», «Трезвость – это хорошие друзья» и.т.п. В конце обучающего курса мы провели Вечёрку – нестандартный урок трезвости, где дети соприкоснулись с народным гулянием и в действии убедились, что наш народ всегда был трезвым и поэтому создал ценные по своему практическому значению традиции. Поздравив с окончание учебного года, мы подарили ребятам наши плакаты и надеемся, что эти плакаты будут размещены на стендах школы. Учителя высказали пожелание, что бы мы продолжили работу в этих классах и в следующем году. Мы решили, что так и будет.
|
|||
|