Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Таблица 1 – Схемы подтверждения соответствия продукции



 

 

1. СУЩНОСТЬ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Оценка соответствия – это прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту (статья 2 Федерального закона «О техническом регулировании»).

В разделе «Введение в дисциплину» отмечалось, что оценка соответствия является родовым понятием. Типичными примерами деятельности по оценке соответствия являются:

1) подтверждение соответствия, которое делится на декларирование соответствия и сертификацию (добровольную и обязательную);

2) государственную регистрацию;

3) аттестацию и аккредитацию;

4) испытание;

5) приёмка и ввод объекта в эксплуатацию, строительство которого закончено;

6) лицензирование или получение допуска к определённому виду работ;

7) государственный контроль и надзор.

Объектами оценки соответствия в строительстве являются продукция (здания, сооружения, их комплексы, строительные материалы и изделия), работы и услуги, персонал, рабочие места, системы качества и пр.

Участвующие в оценке соответствия стороны представляют, как правило, интересы поставщиков (первая сторона) и приобретателей (вторая сторона). Третья сторона – это лица или органы, признаваемые независимыми от первых двух сторон в рассматриваемом вопросе.

В условиях современного рынка для успешной реализации продукции продавец обращает особое внимание на достижение тех её свойств, которые больше всего интересуют потребителя. Поэтому основные издержки производителя идут на обеспечение основных товарных качеств, а расходы на безопасность он готов минимизировать, не соблюдая ряд требований соответствующих нормативных документов. Приобретатель тоже с удовольствием не оплачивал бы расходы, направленные, например, на охрану окружающей среды.

Повышению качества продукции и снижению цен на неё способствует конкурентная борьба между производителями. Производители выходят на рынок для решения своих собственных задач (получения прибыли). А потребители являются средством их достижения. Т.е. производители и продавцы могут пожертвовать безопасностью продукции ради прибыли.

Приобретатель продукции не всегда способен выбрать качественный товар. Причин для этого несколько. Первая причина – недостаток в полной и достоверной информации о свойствах приобретаемой продукции. Вторая – отсутствие у потребителя необходимых знаний, в т.ч. технических, о приобретаемой продукции. Третья – отсутствие у потребителя технической возможности проверить декларируемые продавцом или производителем качества продукции.

В такой ситуации приобретатель может рассчитывать лишь на собственный опыт, субъективное суждение о продукции и на устные гарантии продавца. При этом даже высокое доверие к конкретной марке фирмы-изготовителя не всегда гарантирует покупку качественного товара, поскольку возможна фальсификация товара.

Задача государства в данной ситуации – создать такие условия выхода на рынок продукции, при которых:

1) обеспечен необходимый уровень качества и безопасности продукции, поступающей на внутренние и внешние рынки сбыта;

2) потребитель продукции может простым путём проверить гарантию качества и безопасности продукции, не используя специальные знания, в т.ч. технические;

3) осуществляется строгий контроль над соответствием продукции, процессов и услуг требованиям нормативных документов.

Для решения этих задач государство создаёт систему, которая обеспечивает подтверждение соответствия продукции, процессов, работ и услуг требованиям технических регламентов и нормативных документов. Во главе этой системы стоит уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, организующий и контролирующий работу всей системы. Уполномоченному федеральному органу исполнительной власти подчинена сеть аккредитованных органов по сертификации, имеющих право на проведение работ по установлению соответствия продукции, процессов, работ и услуг требованиям нормативных документов. Испытания продукции для определения её соответствия установленным требованиям проводят аккредитованные испытательные лаборатории (центры) и эксперты.

Изготовитель (продавец) продукции, успешно прошедшей испытания в лабораториях (центрах), получает от организации документ о соответствии (сертификат соответствия или декларацию о соответствии). Этот документ в простой форме гарантирует потребителю, что приобретаемая им продукция соответствует требованиям технических регламентов или положениям нормативных документов.

Продукция, прошедшая процедуру подтверждения соответствия, маркируется специальным знаком – знаком соответствия или знаком обращения на рынке.

Орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, осуществляет инспекционный контрольнад сертифицированной продукцией в течение всего периода действия этих документов.

Подтверждение соответствия это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (в т.ч. изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (статьёя 2 Закона «О техническом регулировании»).

Иными словами подтверждение соответствия можно определить как деятельность, результатом которой является письменное заявление, дающее уверенность в том, что продукция, процесс, работа или услуга соответствуют заданным требованиям. Такое заявление должно быть оформлено документально. Этот документ (декларации о соответствии или сертификата соответствия) сопровождает продукцию на стадии её обращения. Сведения о том, что продукция прошла процедуру подтверждения соответствия, наносятся на этикетки, паспорта, напечатаются в товаросопроводительной и эксплуатационной документации или каталогах продукции.

Подтверждение соответствия может осуществляться в двух формах: в форме декларирования соответствияи в форме сертификации(обязательной или добровольной).

Декларирование соответствия – это форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Декларация о соответствииэто документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Продукция, прошедшая процедуру декларирования соответствия, маркируется знаком обращения на рынке.

Знак обращения на рынке это обозначение(графическое изображение – авт.), служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Впервые определение понятию "сертификация" было дано Международной организацией по стандартизации (ИСО) в 1982 году.

На сегодняшний день согласно последней (1996 г.) редакции Руководства ИСО/МЭК 2 понятие сертификации можно изложить в следующих словах:

Сертификация – это процедура подтверждения соответствия результата производственной деятельности, товара, услуги нормативным требованиям, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что продукция работа (процесс) или услуга соответствует заданным требованиям.

Под "третьей стороной" в процедуре сертификации подразумевается независимая, компетентная организация, осуществляющая оценку качества продукции по отношению к участникам кули-продажи. Первой стороной принято считать изготовителя, продавца продукции, второй – покупателя, потребителя.

Закон «О техническом регулировании» даёт следующее определение сертификации.

Сертификация – это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров, осуществляемая органом по сертификации (формулировка несколько изменена – авт.).

Сертификат соответствия – это документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Продукция, прошедшая процедуру сертификации, маркируется знаком соответствия.

Знак соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

Сертификат соответствия и лицензия на использование знака соответствия выдаются заказчику работ по сертификации органом по сертификации.

Система сертификацииэто совокупность правил выполнения работ по сертификации, её участников и правил функционирования системы сертификации в целом.

Другими словами, система сертификации (как организационная система) – это система, имеющая свои собственные правила, процедуры и руководства для проведения сертификации соответствия. Основным в этом определении является то, что сертификация в рамках системы проводится по единым правилам.

Системы сертификации могут создаваться уполномоченными организациями (органами по сертификации) на трех уровнях: национальном, региональном и международном.

Следующим важным термином сертификации является термин "схема сертификации". Понятие, обозначаемое этим термином, представляет собой систему сертификации применительно к конкретной продукции, технологическому процессу, виду работ или услуг, на которые распространяются одни и те же требования.

Орган по сертификации – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

Из приведенных формулировок следует вывод. Сертификация не связана с обеспечением того или иного уровня качества продукции, выполнения работ или оказания услуг. Она лишь гарантирует потребителю тот факт, что продукция изготовлена, а работа или услуга выполнена в полном соответствии с требованиями нормативных документов на данную продукцию, работу или услугу при однозначном толковании документов и объективных методах проверки.

Подтверждение соответствия (в отличие от сертификации, проводящейся исключительно третьей стороной) может осуществляться поставщиком (первой стороной), органом по сертификации (третьей стороной) или одновременно и поставщиком, и органом по сертификации.

 

 

2. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ОЦЕНКИ СООТВЕСТВИЯ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ОЦЕНКИ СООТВЕСТВИЯ

 

2.1 Краткая история сертификации и других форм оценки соответствия

 

Certum facere в переводе с латыни означает «сделано верно», sertifico – «подтверждаю», «удостоверяю».

Термин «сертификация» стал широко применяться на практике сравнительно недавно. Так, в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (издан в 1900 г.) даётся несколько определений сертификата. Одно из них: сертификат – это удостоверение.

На первый взгляд может показаться, что сертификация появилась недавно. На самом деле это совсем не так. Ещё в Древней Греции появилась оценка соответствия колонн из бронзы установленным строительным нормативам. Этот факт учёными признаётся как один из первых случаев сертификации. Хотя нельзя отрицать возможности существования процедуры контроля качества и отбраковки каменных топоров, не соответствующих первобытным представлениям о качестве и способности изделия успешно выполнять свою функцию. Но, к сожалению, подобной информацией мы не обладаем.

Другой формой древней «сертификации» было клеймение изделий изготовителем как подтверждение высокого качества работы мастера. Процедура страхования много веков сопровождалась оценкой состояния страхуемого объекта, что удостоверялось документально.

Имеются сведения о том, что производители товаров издавна гарантировали качество своих изделий, в т.ч. письменно, т.е. сопровождали их (по современной терминологии) декларациями о соответствии продукции неким требованиям потребителя.

В метрологии сертификация давно известна как деятельность по официальной поверке и клеймению мер длины, веса, объёма.

Одновременно с оценкой соответствия возникла необходимость в проведении квалифицированных испытаний.

Проблемами испытаний строительных материалов и изделий занимались как сами предприятия-изготовители, так и специализированные лаборатории. В Российской империи первые специализированные лаборатории появились в конце XIX века при Институте инженеров путей сообщения в Петербурге, в Институте гражданских инженеров Николая I, при Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве.

Сертификация продукции как системное явление появилось позднее. В 1920-х годах Немецкий институт стандартов (DIN) учредил знак соответствия своим стандартам (стандартам DIN). При этом сертификация на требования стандартов DIN распространялся почти на все виды продукции. Исключение составляло газовое оборудование и оборудование для водоснабжения (для этого оборудования устанавливался специальный порядок проведения испытаний и контроля производства). Знак DIN был защищён законом о защите торговых марок.

Сразу после этого по соглашению с DIN Немецкая электротехническая ассоциация (Verband der Elektrotechnik - VDE) создала систему сертификации электротехнического и электронного оборудования.

Сертификация продукции в Англии, Франции и США появилась чуть-чуть позже.

В Англии система сертификации появилась в 1926 году. Сертификация в Англии носит в большей степени добровольный характер, что, впрочем, не отменяет обязательную сертификацию для некоторых видов продукции.

Во Франции система обязательной сертификации была создана в 1936 г. под руководством Французской Ассоциации по стандартизации, в Канаде и Индии - в 1952 г. В начале 1960-х в Дании, Швеции, Норвегии и Финляндии создаётся своя региональная система. Вопрос о соответствии продукции требованиям специальных правил решается национальными комитетами.

В США единых правил сертификации и централизованной системы сертификации не существует. В США действует несколько сотен систем сертификации при различных группах компаний и ассоциациях. Такая же ситуация в США и со стандартизацией. Однако в США существует единая национальная система аккредитации испытательных центров (лабораторий). В настоящее время создаётся система регистрации систем сертификации.

Начиная с конца 1980-х гг. появляется такое ответвление сертификации, как сертификация специалистов. В 1989-м году широко известная фирма Novell реализовала первую программу сертификации специалистов — Certified Novell Engineer (CNE). Уже к середине 90-х сертификация специалистов распространилась настолько, что стала отдельным бизнесом.

В СССРсертификация осуществлялась в рамках государственных испытаний, определявших уровень качества продукции, а также на основе государственной приемки продукции. Существовал государственный надзор за соблюдением требований стандартов, и проводилась аттестация продукции по категориям качества. Контроль государства за соблюдением стандартов качества был довольно строгим – например, 30 % всей выпущенной продукции подвергались государственным испытаниям.

 

2.2 Правовые и нормативные акты по вопросам сертификации СССР

 

В 1965 г. в СССР был основан Всероссийский Научно-Исследовательский Институт Сертификации (ВНИИС), который изначально в большей степени занимался вопросами стандартизации и метрологии.

Сертификация же продукции начала развиваться с 1979 года, с момента появления постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы». Такая система преследовала цель: обеспечить достоверную оценку качества продукции и предотвратить передачу в производство несовершенных и недоработанных изделий, а также совершать систематический контроль над стабильностью качества выпускаемой продукции.

Госстандарту совместно с министерствами и ведомствами было поручено утвердить головные организации по государственным испытаниям важнейших видов продукции производственно-бытового назначения. Принятые правительством СССР законы определили права субъекта сертификации - посредника между производителем и покупателем продукции - письменно удостоверять соответствие продукции требованиям, установленным в государственных стандартах.

В течение последующих десяти лет формировалась законодательная основа подтверждения соответствия различных видов продукции с учётом опыта, накопленного международными организациями в области разработки принципов и правил сертификации. Главной задачей введения сертификации в СССР было совершенствование методов повышения качества выпускаемой продукции и развитие её экспортных возможностей.

Первым правовым нормативным актом в области сертификации было постановление Совмина № 984 от 18.09.84 «О порядке сертификации продукции машиностроения». Постановлением был введён перечень продукции машиностроения, подлежащей обязательной сертификации: сельскохозяйственные машины и автомобили с их комплектующими, электронная техника, бытовые электроприборы, медицинское оборудование и пр.

В 1986 г. было принято Временное положение о сертификации продукции машиностроения в СССР, устанавливающим основные правила по сертификации продукции машиностроения в рамках международных систем и соглашений по сертификации.

Согласно Временному положению, аккредитация испытательных организаций должна была проводиться национальным органом по сертификации – Госстандартом СССР – в соответствие с правилами международных систем сертификации, к которым присоединился СССР, или в соответствии с соглашениями по сертификации. К 1991 г. в стране функционировало 14 испытательных центров.

22 мая 1991 г. Верховным Советом СССР был принят Закон «О защите прав потребителей». Впервые в стране на законодательном уровне была введена обязательная сертификация продукции, товаров, работ и услуг, на которую в государственных стандартах установлены требования по обеспечению безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды. Однако, Закон СССР «О защите прав потребителей» не вступил в силу, т. к. в декабре 1991 г. Союз прекратил своё существование.

 

2.3 Законодательная база оценки соответствия РФ

 

Создание правовых основ сертификации в Российской Федерации началось с активной доработки и последующего принятия верховным Советом РФ 7 апреля 1992 года Закона РФ «О защите прав потребителей».

В 1992 году Правительство РФ принимает Постановление № 508 «О поэтапном введении в 1992 году обязательной сертификации товаров (работ и услуг)». В Постановлении был утверждён Порядок подтверждения безопасности товаров (работ и услуг) изготовителем, исполнителем, продавцом и номенклатура производимых в РФ и ввозимых на её территорию товаров, подлежащих подтверждению безопасности. В связи с отсутствием аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий в этот период предусматривалась упрощённая схема подтверждения безопасности посредством заявки-декларации.

Закон РФ «О защите прав потребителей» поставил сложные задачи по созданию сети органов по сертификации, разработке нормативных документов, среди которых была и разработка Закона РФ «О сертификации продукции и услуг».

В 1993 г. были приняты Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» и Закон РФ «О стандартизации». В совокупности они установили правовое, нормативное и метрологическое обеспечение сертификации в стране.

В последующие годы было принято свыше 30 законодательных актов РФ по разным отраслям народного хозяйства, которыми вводилась обязательная сертификация продукции и услуг данных отраслей, вышли ряд Указов Президента РФ, около 50 актов Правительства РФ. Госстандартом был разработан, принят и зарегистрирован в Минюсте России ряд основополагающих документов по сертификации, в их числе:

1) «Правила по проведению сертификации в РФ»;

2) «Порядок проведения сертификации продукции в РФ»;

3) «Положение о Системе сертификации ГОСТ Р»;

4) «Правила сертификации работ и услуг в РФ»;

5) комплекс государственных стандартов по нормативному обеспечению сертификации, разработанных на основе международных стандартов ИСО, руководства ИСО/МЭК и др. документов.

Тогда же Постановлением Правительства РФ был утверждён перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.

Создание мощной централизованной государственной системы обязательной сертификации было связано с активным распространением некачественной продукции на внутреннем рынке России.

С распадом СССР была прекращена практика государственных испытаний, государственной приемки и аттестации продукции по категориям качества. Девяностые годы запомнились бурным ростом объемов импортной продукции, среди которой нередко встречались откровенно некачественные, а порой и опасные для потребителей товары. Товары, которые из-за низкого уровня качества были забракованы в странах Европы и подлежали там утилизации, успешно реализовывались в России и других государствах СНГ. Подобная ситуация наносила вред не только отечественным потребителям, но и российским производителям, не выдерживавшим конкуренции с дешевыми импортными товарами, купленными по бросовой цене.

Для реализации политики в области обязательной сертификации к концу XX века в России были созданы 19 систем обязательной сертификации. Принятый в 1992 году ФЗ «О защите прав потребителей» определил перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Для обязательной сертификации были отобраны товары, к которым ГОСТы предъявляли требования по безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей, а также для окружающей среды.

Главной заслугой заработавшей системы обязательной сертификации стало ограничение потока опасных и некачественных товаров в Россию, что было особенно важно, учитывая колоссальные объемы импорта. Проведение независимых лабораторных испытаний и отказ в выдаче сертификатов являлся весьма эффективным средством в борьбе с ввозом товаров, опасных для жизни и здоровья потребителей. Благодаря независимому характеру оценки качества товаров или услуг, сертификация служит своеобразной гарантией их безопасности для потребителя. Наличие сертификатов повышает уровень деловой репутации продавца и его конкурентоспособность на национальном и международном рынках.

Это привело к необходимости сертифицировать продукцию сразу в нескольких системах (например, в системе ГОСТ Р и системе Минтранса). Постоянно рос перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, при этом нормальной логики его формирования не наблюдалось. Помимо действительно опасной в производстве, эксплуатации и хранении продукции, в перечень попало большое количество сравнительно «безвредных» объектов. В то же время часть опасной продукции проскальзывала «мимо» обязательной сертификации. Причина заключалась в отсутствии нормативных документов, предъявляющих обязательные требования к данному виду продукции (к моющим средствам, например).

Как следствие, создавались ничем не оправданные барьеры в торговле, возрастали затраты производителей и продавцов на сертификацию, замедлялся товарооборот.

В связи с предстоявшим вступлением в ВТО постановлением Правительства РФ № 766 в 1999 г. был утверждён перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия. Подобную форму подтверждения соответствия пыталось ввести ещё правительство Гайдара, однако неудачно. При декларировании соответствия срок действия декларации устанавливал сам заявитель, а инспекционный контроль за продукцией был вовсе не предусмотрен. Кроме того, органы госнадзора зачастую попустительствовали декларантом. Всё это сформировало отношение к декларированию соответствия, как к «второсортной» форме подтверждения соответствия.

Экспертов ВТО не устроило такое положение дел в области обязательного подтверждения соответствия. Президент РФ официально выразил своё мнение об избыточности обязательной сертификации. Также решено было отстранить федеральные органы исполнительной власти от нормотворчества в области установления обязательных требований к продукции, процессам, работам и услугам.

Дальнейшим развитием законодательной базы в области сертификации послужил Закон РФ № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании», заменивший собой Законы «О стандартизации» и «О сертификации». В связи с его введением были внесены изменения в Закон «О защите прав потребителей».

Кроме указанных выше Федеральных законов разрабатывается и внедряется большая группа нормативных правовых актов, устанавливающих требования по безопасности продукции и процессов ЖЦП – технических регламентов.

Так постепенно в России сложилась структура законодательной и нормативной базы сертификации (рис. 1).

Законам РФ «О защите прав потребителей» и «О техническом регулировании» (в части положений о подтверждении соответствия) ниже будет уделено особое внимание.

 

 

Закон «О техническом регулировании» в редакции от 2002 г. оказался малопригодным для практического применения. Многие его положения вызывали у экспертов в области технического регулирования, предпринимателей и промышленников большое количество вопросов и даже недоумение. Некоторые статьи закона оказались настолько плохо продуманными, что в 2005-2011 гг. тринадцатью Федеральными законами в Закон был внесён ряд существенных изменений.

 

 

3. ИСПЫТАНИЯ

 

Испытание – техническая операция, заключающаяся в установлении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой.

Испытание, как один из элементов оценки соответствия, широко применяется в строительстве и производстве строительных материалов и изделий.

Испытания условно можно подразделить на следующие виды:

1) лабораторные испытания и испытания, проводимые «в полевых условиях» (на площадке будущего строительства, на строительной площадке и пр.);

2) натурные и модельные испытания;

3) разрушающие и неразрушающие испытания.

4) испытания строительных материалов и изделия, испытания строительных конструкций.

Испытаниями строительных материалов, изделий и конструкций занимаются испытательные лаборатории (ИЛ). Лаборатории могут входить в структуру научно-исследовательских, проектных и строительных организаций, предприятий по производству строительных материалов и изделий.

Также испытательные лаборатории могут быть независимыми (автономными) организациями. Под независимостью ИЛ понимается их независимость от производителей, продавцов и приобретателей (в т.ч. потребителей) продукции. Другими словами ИЛ и их персонал не должны подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказывать влияние на выводы или оценки.

Другое требование к испытательным лабораториям – техническая компетентность. Техническая компетентность ИЛ определяется по следующим показателям:

1) испытательная лаборатория должна иметь:

- организационную структуру, обеспечивающую для каждого сотрудника конкретную сферу деятельности и пределы его полномочий;

- технического руководителя, который несет ответственность за выполнение всех технических задач, связанных с проведением испытаний;

- документированное положение, содержащее описание организации деятельности лаборатории, распределение обязанностей сотрудников, а также другие сведения об организации работы лаборатории (выполняемых функциях, взаимодействии с другими организациями и др.);

2) в ИЛ должна проводиться внутренняя проверка для оценки своего соответствия требованиям технической компетентности;

3) ИЛ должна располагать достаточным числом специалистов, имеющих соответствующее образование и квалификацию;

4) ИЛ должна иметь необходимое оборудование (в т.ч. испытательное), расходные материалы (химические реактивы, вещества и др.) и помещения для правильного проведения испытаний и измерений;

5) ИЛ должна осуществлять свою деятельность в соответствии с документально оформленными рабочими процедурами (на методы испытаний, систему качества, оформление протоколов испытаний, регистрацию результатов испытаний, отбор образцов, обращение с испытуемыми изделиями, конфиденциальность и безопасность, выполнение испытаний по субподряду).

Для подтверждения технической компетенции ИЛ они проходят процедуру аттестации и (или) аккредитации.

 

4. АТТЕСТАЦИЯ И АККРЕДИТАЦИЯ

 

4.1. Аттестация испытательных лабораторий

 

Аттестация (лабораторий) – это ведомственная (отраслевая, корпоративная) проверка соответствия лаборатории специальным требованиям.

Аттестованным ИЛ уполномоченными органами выдаётся свидетельство об аттестации. Например, испытательным лабораториям, занимающимся испытаниями строительных материалов и изделий, а также обследованием конструкций зданий и сооружений, свидетельства об аттестации выдают:

- территориальные центры Росстандарта (ЦСМС);

- Международная общественная организация «Международная ассоциация качества» - «СовАсК»;

- территориальные уполномоченные органы Ростехнадзора (например, ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу),

- независимые органы по аттестации лабораторий неразрушающего контроля.

Аттестованная ИЛ имеет право проводить испытания в строгом соответствии с областью аттестации. В области аттестации указываются:

- направления деятельности ИЛ (например, контрольные испытания строительных материалов и изделий; обследование конструкций зданий и сооружений; входной контроль качества сырья и материалов; приёмочные испытания; отбор образцов и проб для испытаний и т.д.);

- виды испытаний, измерений и контроля со ссылками на соответствующие нормативные документы (например, испытания для определения физико-механических характеристик: растворы строительные (ГОСТ 5802-86), бетоны тяжёлые и мелкозернистые (ГОСТ 10180-90, ГОСТ Р 53231-2008) и т.д.).

Область аттестации оформляется документально приложением к свидетельству об аттестации.

Аттестованные ИЛ имеют право выдавать заключения по испытаниям. На основании заключений ИЛ предприятия и организации оформляют отчётную и сопроводительную документацию (например, паспорта качества на строительные материалы и изделия).

 

4.2. Процедура аттестации строительных лабораторий

 

Аттестация лабораторий строительных организаций и предприятий по производству строительных материалов и изделий проводится на техническую компетентность.

При аттестации испытательных лабораторий устанавливают:

  • наличие необходимых условий для проведения измерений, испытаний и контроля (количество и качество помещений);
  • наличие достаточного минимума необходимых средств измерений, испытаний и контроля и их работоспособность;
  • наличие документов, подтверждающих пригодность к применению средств измерений, испытаний и контроля (свидетельств о поверке, сертификатов калибровки и аттестатов);
    наличие необходимого комплекта НТД (стандартов, строительных норм и правил, методик выполнения испытаний и измерений);
  • наличие необходимого комплекта бланков, форм и журналов исполнительной документации;
  • состав и техническую подготовленность персонала (образование, квалификация, опыт работы);
  • наличие системы обеспечения качества проведения испытаний продукции, измерений и контроля параметров технологических процессов.

Аттестацию лабораторий могут проводить государственные научные метрологические центры и региональные органы Росстандарта по месту расположения предприятий, головные и базовые метрологические службы или другие организации, уполномоченные на право аккредитации в строительстве.
По истечению срока действия свидетельства об аттестации или при изменении номенклатуры и вида выпускаемой продукции, а также изменениях в области аттестации, оснащённости, размещении, штате, испытательную лабораторию аттестуют вновь.

 

4.3. Аккредитация испытательных лабораторий и органов по сертификации

 

Аккредитация (лат. accredo, «доверять») – официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определённой области оценки соответствия.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий является обязательным условием их «допуска» к участию в оценке соответствия.

Национальным органом по аккредитации в РФ является Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация), подчинённая Минэкономразвитию России (постановление Правительства РФ от 17.10.2011 г. № 845). До 2011 г. этими полномочиями был наделён Росстандарт.

Росакредитация была образована 24 января 2011 г. в рамках программы формирования единой национальной системы аккредитации.

Росаккредитация, как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляет полномочия:

1) по аккредитации в установленной сфере деятельности;

2) контролю за деятельностью аккредитованных лиц;

3) ведению реестров аккредитованных лиц, деклараций о соответствии, сертификатов соответствия;

4) обеспечению органов по сертификации программным обеспечением;

5) выдаче бланков сертификатов соответствия;

6) формирование и ведение национальной части Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза;

7) взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.

8) осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о Росаккредитации.

Федеральная служба по аккредитации осуществляет полномочия по аккредитации:

- органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке соответствия;

- граждан и организаций, привлекаемых органами ГКиН к проведению мероприятий по контролю;

- экспертов и экспертных организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти при осуществлении отдельных полномочий.

 

4.4. Процедура аккредитации

 

При аккредитации на первоначальный срок Заявитель (орган по сертификации или испытательная лаборатория) подаёт в Росаккредитацию документы, необходимые для начала процедуры аккредитации. Полученные документы регистрируются, проверяется их комплектность, правильность их составления. В случае комплектности документов и соответствия их установленным требованиям начальник управления аккредитации (его заместитель) назначает ответственного исполнителя.

Далее формируется экспертная группа (ЭГ) для проведения проверки соответствия Заявителя критериям аккредитации. Руководителю экспертной группы направляется комплект документов Заявителя в электронном виде. Далее Руководитель ЭГ формирует её персональный состав из технических экспертов. При отсутствии мотивированных возражений со стороны Заявителя к составу ЭГ комиссия проводит документарную экспертизу.

По итогам документарной экспертизы составляется экспертное заключение, которое подписывается руководителем ЭГ, к экспертному заключению прикладыва



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.