Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА



11 ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА

На сегодняшний день выделяют два полярных подхода к построению систем обучения и повышения квалификации персонала: американский и японский.

Типично американский подход представляет собой специализированное, дискретное обучение, которое про­водится по мере возникновения в организации потребности в той или иной ква­лификации. Например, внедрение на предприятии новых информационных технологий предполагает специальную подготовку бухгалтеров, экономистов, ра­ботников других категорий для работы в этих условиях. После приобретения необходимой квалификации обучение прекращается.

Типично японский подход к повышению квалификации персонала — неспециализированное, непрерывное обучение персонала. Неспециализированное обучение расширяет потенциал ра­ботника и позволяет ему быстрее адаптироваться к новым требованиям. Обуче­ние при таком подходе не только обеспечивает приобретение специальных зна­ний, но и способствует повышению общего уровня развития обучаемого.

Эффективная система обучения персонала должна отвечать сле­дующим принципам:

ü цели и задачи обучения должны соответствовать целям и стратегии орга­низации;

ü рост кадрового потенциала должен рассматриваться администрацией в чис­ле приоритетных направлений кадровой политики, обеспечивающих фор­мирование и поддержку стремления персонала к профессиональному раз­витию;

ü обучение должно строиться на принципах материальной и моральной за­интересованности и обучаемых, и должностных лиц, организующих и про­водящих обучение;

ü подбор обучаемых должен осуществляться в соответствии с их возможно­стями, склонностями и интересами;

ü обучение должно быть результативным, т. е. полученные знания и умения должны отражаться на конкретных результатах, достигаемых работником в процессе его дальнейшей трудовой деятельности;

ü методы и программа обучения должны поддерживать интерес работника к учебному процессу, обеспечивать связь с практической деятельностью.

На сегодняшний день выделено четыре вида обучения:

1) Подготовка кадров — планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человечес­кой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способов общения.

2) Повышение квалификации кадров — обучение кадров в целях профессионального развития, который предусматривает дискретное или постоянное обучение с целью углубления знания и умения по тем или иным вопросам освоения новых форм профессиональной деятельности

3) Переподготовка работника. Проводится с целью сохранения занятости пер­сонала в рамках данного предприятия: при изменении стратегии развития организации, сопровождающейся реструктуризацией его деятельности; в связи с изменением возможностей работника (например в связи с необ­ходимостью снижения физической нагрузки).

4) Обучение с целью изменения статуса работника в организации. Данный вид обучения предусматривает обучение в рамках планирования профессиональной карьеры работника и является составной частью программ обучения и повышения квалифика­ции кадрового резерва.

Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения квалифицированных кадров.

1) Концепция специализированного обучения, ориентированного на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеющего отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обу­чение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но с точки зрения работника способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.

2) Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипро­изводственную и внепроизводственную мобильность работ­ника. Однако последнее обстоятельство представляет собой известный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту.

3) Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет це­лью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных в практической деятельности. Эта кон­цепция относится, в первую очередь, к людям, имеющим склонность к научным исследованиям и обладающим талан­том руководителя, педагога и т.п.

Базовыми элементами системы обучения являются: предмет обучения, цели и задачи, потребность в обучении, его формы и методы.

В качестве предмета обучения могут выступать:

· знания — полу­чение теоретических, методических и практических знаний, не­обходимых работнику для выполнения своих обязанностей на рабочем месте;

·  умения — способность выполнять обязанности, за­крепленные за работником на конкретном рабочем месте;

· навыки — высокая степень умения применять полученные знания на практи­ке, навыки предполагают такую меру освоения работы, когда вырабатывается сознательный самоконтроль;

· способы общения (поведения), форма жизнедеятельности личности — совокупность действий и поступков индивида в процессе общения с окружаю­щей действительностью, выработка характера поведения, соответ­ствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом, соци­альные отношения, коммуникабельность.

Цели и потребность в обучении определяются исходя из анализа стратегии развития предприятия, анализа характера изменений требова­ний, предъявляемых к персоналу и результатов его оценки.

Цели обуче­ния представляют собой конкретные стандарты, которые должны быть достигнуты работником в его практической деятельности за счет приобретения в процессе обучения дополнительных знаний, умений и навыков.

 Потребность на уровне подразделений, как правило, определяется линейными руководителями. Основными методами определения потребностей являются:

ü результаты текущей оценки персонала непосредственным руководителем;

ü анализ задач и проблем, стоящих перед подразделением;

ü обсуждения мнений и предпочтений самих работников.

Цели и потребности формируют задачи.

Задачи отражают требования к знаниям, умениям и навыкам, приобретаемым в процессе обучения.

Определение целей, потребностей и задач обучения производится специалиста­ми кадровых служб или ответственными за работу с персоналом при участии непосредственных руководителей.

Потребности в обучении квалифицированных кадров необходи­мо рассматривать дифференцированно, т.е. по целевым группам или целевым лицам с тем, чтобы качественно составить програм­му профессионального обучения для конкретного работника.

 Такую ра­боту целесообразно проводить в зависимости от скорости изменения внешней среды 1-3 раза в год. Помимо выявления потребности в обучении и формулирования его целей, специалисты кадровых служб определяют характер распределения полномо­чий и ответственности между сотрудниками, занимающимися организацией работы по обучению персонала. На основании четко сформулированных целей, потребностей и задач обучения, конкретных требований к приобретаемой квалификации опре­деляются формы и методы обучения.

Все методы развития профессиональных знаний и навыков могут быть разделены на две большие группы:

ü обучение непосредственно на рабочем месте;

ü обучение вне рабочего места (в учебном заведении).

 Критериями выбора вида обучения являются: с одной стороны, доходы (повышение квалификации приводит к росту экономичес­ких результатов работы), а с другой стороны — внушительные рас­ходы. Если доходы от профессионального обучения трудно под­даются расчетам, то относительно легко подсчитываются расходы: внепроизводственная профессиональная подготовка связана со значительными изменяющимися расходами, внутрипроизводствен­ная — со значительными, но фиксированными расходами, обусловленным определенным количеством человек, занятых в сфере обучения и имеющейся инфраструктурой.

Остановимся подробно на каждом виде обучения в отдельности.

1) Обучение персонала на рабочем месте. Данная форма является наи­более распространенной, так как обеспечивает быструю окупаемость средств, вложенных в обучение. Ее популярность определяется еще и тем, что ра­ботник имеет возможность внедрять полученные знания и умения непос­редственно на работе, что увеличивает доходность организации. К тому же обучение на рабочем месте способствует более быстрому и эффективному усвоению материала, а наличие четких целей обучения является дополнительным мораль­ным стимулом для повышения квалификации.

Основными методами обучения и повышения квалификации на рабочем месте являют­ся:

а) Стажировка. Стажировка заключается в изучении работником особенно­стей труда на определенном рабочем месте, входящем в состав организаци­онной структуры самого предприятия или других отечественных и зару­бежных компаний. Знакомясь со спецификой труда, работник получает возможность использовать накопленные знания в практике своей работы. Одной из форм стажировки является ротация — перевод работника в дру­гие подразделения и на другие должности. Освоение специфики професси­ональной деятельности осуществляется в процессе работы. Такую форму целесообразно использовать перед назначением на руководящую долж­ность, для получения наиболее полного представления о характере труда подчиненных. В случае прохождения стажировки за пределами организации ее руководство заключает соответствующий договор (на той или иной основе) с предприятием, на базе которого будет проходить стажировка. Стажировка проходит по специально разработанной программе.

б) Учебные курсы и сборы. Занятия проводятся непосредственно на рабочем месте, в помещениях, приспособленных для обучения, или в учебных цент­рах предприятия. Обучение ведет либо непосредственный руководитель, другие руководители и специалисты организации, либо приглашенные спе­циалисты других предприятий, учебных центров и заведений. Таким образом, приобретаемая персоналом квалификация отвечает конкретным требованиям рабочих мест, вытекающих из целей и задач подразделений. Занятия могут прово­диться с целью информирования работников о наиболее актуальных про­блемах функционирования предприятия, приобретения навыков выпол­нения конкретных обязанностей, приемов работы, выработки навыков группового взаимодействия, поиска путей решения возникших проблем и их оптимизации. Занятия проводятся как в рабочее, так и в нерабочее вре­мя.

 Целевой характер обучения обусловливает его длительность. Продол­жительность обучения не превышает, как правило, 3-5 дней. Исследова­ния показывают, что в среднем данная форма обучения при грамотной ее организации способствует росту объема продаж на 10-30%.

в) Собеседование с непосредственным руководителем. Данный способ обуче­ния наиболее эффективен с точки зрения приобретаемой работником ква­лификации. Однако он требует от руководителя достаточно больших за­трат времени. Использование этой формы особенно эффективно совместно с делегированием полномочий.

г) Наставничество. Является одним из самых распространенных методов по­вышения квалификации. В США система наставничества носит название «системы крестных отцов». Функции наставника могут быть различными и определяются системой управления персоналом, действующей на данном предприятии. В качестве наставника может выступать не только непосред­ственный руководитель, но и любой квалифицированный работник орга­низации, способный эффективно курировать деятельность обучаемого ра­ботника.

Интересен опыт наставничества на японских предприятиях. В его функции входит не только профессиональное обучение работника, инструктаж, но и ока­зание активной помощи в процессе социальной адаптации на рабочем месте. Наставник участвует в оценке деятельности работника, помогает понять органи­зационные ценности, оказывает помощь в решении проблем группового взаимо­действия. Система наставничества на предприятиях Японии — одна из форм выражения администрацией своей заинтересованности, участия в судь­бе работника.

Одной из разновидностью наставничества, является метод обучения торгово-оперативного персонала «делай как я». Он проводится в режиме реальной рабочей обстановки путем копирования обучаемым действий прикрепленного специалиста при не­посредственном его инструктировании и под его контролем. Положительным моментом является дешевизна и быстрота освоения навыков, недостатком — воз­можные убытки в результате порчи товарно-материальных ценностей, наличия претензий со стороны покупателей, клиентов, неудовлетворенного спроса. Для снижения этих потерь необходимо наличие личного контакта обучаемого с на­ставником, грамотный подбор последнего (с учетом личных качеств, наличия у него склонности к обучению, профессионализма), а также инструктирование самих на­ставников по вопросам применения методики обучения.

На первых этапах выполнения работы необходим постоянный контроль и кор­ректировка действий обучаемого со стороны наставника, повторное инструк­тирование в случае наличия отклонений. По мере освоения навыков работы на­блюдение и контроль можно ослабить, периодически проверяя правильность выполнения действий. Для того чтобы не нанести ущерба качеству обслужива­ния покупателей, обучаемый должен быть проинструктирован о порядке его по­ведения в непривычной для него ситуации (выход из строя оборудования, не­стандартная (конфликтная) ситуация, возникшая в процессе обслуживания покупателя). Наставник должен своевременно прийти на помощь ученику.

д) Ротация является не переходным звеном работника при его назначении на руководящую должность, она представляет собой метод самостоятельного обуче­ния, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Помимо чисто обучающего эффекта, ротация оказывает положи­тельное влияние на мотивацию сотрудника, помогает преодолеть стресс, вызываемый однообразными производственными функция­ми, расширяет социальные контакты на рабочем месте. Подобного рода ротация широко применяется предприятиями, требующими от работников полива­лентной квалификации, т.е. владения несколькими профессиями.

 Однако следует заметить, что наряду с достоинствами ротация обладает одним серьезным недостатком, который необходимо учитывать при пла­нировании профессионального обучения, — высокими издержка­ми, связанными с потерей производительности при перемещении работника с одной должности на другую.

Выбор метода обучения на рабочем месте зависит не только от целей и задач обучения, но и от направлений деятельности организации. К наиболее распростра­ненным методам обучения на предприятиях относятся:

· Чтение лекций. Это форма аудиторного обучения, осуществляемая с целью информирования работников по тем или иным вопросам функционирова­ния организации (знакомство с практикой применения действующего за­конодательства, современных методов и приемов обслуживания, решения возникающих проблем и пр.). Лекции часто дополняются включением слу­шателей в процесс обсуждения изложенного материала. Такой подход спо­собствует усвоению материала и позволяет наметить пути решения про­блем, возникающих на рабочих местах обучаемых работников.

· Кейс-стади (case study) — в буквальном переводе с английского «изучение случая, конкретной ситуации». С помощью этого метода осуществляется тренинг навыков выполнения операций, человеческого общения, оценки ситуации и принятия соответствующих решений. Этот метод был известен еще в 20-х гг. XX в. Первый сборник кейсов был предложен Гарвардской школой бизнеса в 1921 г. Суть метода заключается в совместном разборе деловой ситуации, с которой обучаемый может столкнуться в процессе сво­ей профессиональной деятельности. В процессе обучения осуществляется разбор факторов, влияющих на выработку решения, анализируются мне­ния, альтернативы.

Обучение на рабочем месте отличается практической направ­ленностью, непосредственной связью с производственными функ­циями сотрудника, предоставляет, как правило, значительные воз­можности для повторения и закрепления полученных навыков. В этом смысле данный вид обучения является оптимальным для вы­работки навыков, требуемых для выполнения текущих производст­венных задач.

2) Обучение персонала с отрывом от работы. Данный вид обучения включает разнообразные виды обучения за пределами организации. Предприятие выбирает специализированное учебное заведение (вуз, техникум, курсы), заключает договор на обучение своего работника и согласовывает с учеб­ным заведением программу обучения.

Обучение персонала в учебном заведении, как правило, связано с большими затратами. При таком виде обучения используются следующие методы (таблица 1).

Таблица 1 - Методы обучения персонала вне рабочего места

 

№ п/п Методы обучения Характерные особенности метода
1   Чтение лекций Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практичес­кого опыта
Программированные курсы обучения Более активный метод обучения, эффективен для полу­чения теоретических знаний
Конференции, семи­нары, беседы «за кру­глым столом», экскур­сии, дискуссии, встре­чи с руководством Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях
Метод обучения руко­водящих кадров, основанный на само­стоятельном решении конкретных задач из производственной практики Моделирование организационной проблемы, которую должны решить участники (слушатели) группы. Позволя­ет соединить теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, конструктивно-критическое мышление, развитие твор­чества в процессах принятия решений
Деловые игры Обучение манере вести себя в различных производст­венных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернатив­ные точки зрения
Тренинг Ежедневное обучение, в ходе которого один инструкти­рует или тренирует другого относительно основ его деятельности путем интенсивного обучения, демонстра­ции и практической работы в целях повышения эффек­тивности деятельности
Самостоятельное обучение Наиболее простой вид обучения, для которого не требу­ется ни инструктор, ни специальное помещение, ни оп­ределенное время: обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно, но для этого нужна сознательность и желание самого обучающегося усваивать новые знания
  Методы решения производственно-экономических проблем с помощью моделей Моделирование процессов, происходящих на конкуриру­ющих предприятиях. Слушатели распределяют между собой роли конкурирующих между собой фиктивных ор­ганизаций. С помощью исходных данных слушатели дол­жны принять соответствующие решения для нескольких стадий производства продукции или услуг (производ­ство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы и т.д.)
  Кружок качества («вместо учебы»), рабочая группа Молодые специалисты разрабатывают конкретные ре­шения по проблемам управления организацией, объеди­нившись в рабочие группы. Разработанные в рабочих группах предложения передаются руководству органи­зации, которое рассматривает предложения, принимает по ним решения и информирует рабочую группу о принятии или отклонении ее предложений

 

Рассматриваемые выше формы обучения могут применятся как в отдельности, так и в сочетании.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.