Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Понятия индивид, индивидуальность, личность



 

Тема 1.1. Природное и общественное в человеке

Человек – природа двойственная, биосоциальная.

Человек – результат биологической эволюции и продукт развития общества.

Человек – биосоциальное существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства. (Учебник Боголюбова)

Антропогенез – теория происхождения человека, где рассматривается процесс его возникновения и развития.

Основные отличия человека от животного:

1. Физиологические: прямохождение, цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, большой мозг и сложная нервная система, сложный механизм голосовых связок и строение губ.

2. Человек обладает членораздельной речью и мышлением (да, это социальные качества).

3. Человек имеет способность к сознательной (животное подчинено инстинкту, человек же сам моделирует свое поведение), целенаправленной (человек обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий), творческой (создает что-то новое) деятельности.

4. Человек сознательно преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные блага и ценности, животные – приспосабливаются.

5. Человек изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ.

6. Наличие не только биологических, но и духовных потребностей.[1]

Понятия индивид, индивидуальность, личность

Индивидединичный представитель рода Homo sapiens (биологическая сущность человека).

Индивидуальность - набор биологических и психических черт, отличающий человека от всей массы людей (характер, темперамент, способности, интересы, вкусы и предпочтения) – психическая сущность человека. Данный аспект человека также считается врожденным.

Личность(социальная сущность человека) – человек со своими социально-обусловленными и индивидуально выраженными качествами, определяемыми его включенностью в социальные связи и формирующимися в совместной деятельности и общении. (Боголюбов и Воронцов)

НЕ всякий человек становится личностью. Человеком – рождаются, личностью – становятся в процессе социализации. Личность изменяется в процессе индивидуального развития . Кроме того, понятие «личность» выражает связь человека с обществом, предопределена совокупностью общественных отношений через которые личность проявляет себя, утверждает свое место в системе этих отношений, приобретая социальный статус и выполняя определенные социальные роли.[2]

 

Индивид Индивидуальность Личность
Пол, биохимические и физиологические особенности, возраст, биологические потребности, задатки и др. Индивидуальные особенности, характер, манера поведения, темперамент Социальная потребность, социальный статус, социальная роль, сознательные цели и деятельность, наличие убеждений, ответственности и др.
Человек как единичное природное существо Человек как один из многих, c учётом его личных особенностей Человек с социально значимыми качествами

Личность проявляет себя через самосознание и самореализацию.

Самосознание – определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.

Самореализация – процесс наиболее полного осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении личностно значимых проблем, позволяющих максимально реализовать творческий потенциал личности.

Примечание:

Пример влияния общества, социокультурной среды на развитие человека:

- «Известно, что даже однояйцевые близнецы, которые при рождении почти неразличимы, со временем под влиянием общества приобретают индивидуально особые черты (привычки, вкусы, интересы)». (Боголюбов).

- Известны случаи, когда маленькие дети по воле обстоятельств, оказывались среди диких животных и вскармливались ими. Дети выживали, но принимали повадки животных, не становились людьми, в привычном смысле этого слова. (Чернышева).

Использованная литература

1. Учебник Боголюбова. Базовый уровень. 10 класс. Параграф 4;

2. Учебник Барабанова. Базовый уровень. 10 класс. Параграф 1;

3. Учебник Никитина. Базовый уровень. 10 класс. Параграф 1;

4. Справочник Чернышевой. Тема 3.1;

5. Справочник Баранов. Тема 1.1;

6. Триактив-курс Котовой, Лисковой. Параграф 1.1.

 


[1] См. тему 1.5

[2] Для полного понимания выделенных понятий, смотрите темы в разделе «Социальные отношения»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.