|
|||
Бабич Даниил ГМУ/б-20-1-оБабич Даниил ГМУ/б-20-1-о (1) Социология города — отрасль социологии, изучающая различные аспекты городской жизни. Социология города исследует город как тип сообщества (классификация сообществ, переход от одного типа к другому и т. д.); рассматривает специфику городской жизни (досуг, массовая культура, общение), малые группы и социальные институты города, социально-демографические и расовые проблемы. Одним из первых социологический анализ города предложил Макс Вебер. Вебер в целом определяет город как селение, состоящее из тесно соприкасающихся домов, которое настолько велико, что в нем отсутствует специфическое для общества соседей личное знакомство друг с другом. Помимо Вебера роль больших городов в обществе изучали такие немецкие социологи, как Карл Бюхер и Георг Зиммель. У классиков марксизма городская проблематика присутствует в контексте рассмотрения положения рабочего класса в капиталистическом обществе. Большой город в этой связи, промышленный или торговый, рассматривается в качестве места, где в наиболее концентрированной форме протекает классовая борьба. Однако настоящего расцвета городская социология получила в работах социологов Чикагской школы. Основными разработчиками именно городской проблематики в рамках данной школы стали Роберт Парк, Эрнст Берджесс и Луис Вирт. Работы Чикагской школы отличала прикладная направленность.
(2)Город являлся и является объектом изучения многих научных дисциплин, потому что в нём сфокусировались все сферы жизнедеятельности человека: в нём человек живёт, работает, саморазвивается как личность в психологическом, социальном и метафизическом планах. Городская система состоит из относительно автономных и гомогенных подсистем: территориально-поселенческой, экономической, символической и др. Поэтому для описания и изучения города используются знания и теоретические схемы других наук. Тот, кто занимается городом, усваивает и использует различные социально-гуманитарные знания. Используются и естественно-научные знания, прежде всего география и математика.
• Основные предметные области изучения города: 1) Территориально-поселенческий ракурс. Город как концентрированное поселение людей, занятых несельскохозяйственной деятельностью; 2) Экономический ракурс. Город как производственно-экономическая система; 3) Градостроительный ракурс. Город как система социально-функционального расселения: места работы, жилья, развлечения и т.п; 4) Исторический ракурс. Город как пространство политической и культурной жизни, как пространство зарождения нового социально-политического, а в дальнейшем и экономического строя; 5) Психологический ракурс. Город как “встреча” объективной и субъективной реальности: “восприятие”, “образ”, “архетип” города; 6) Семиотический ракурс. Город как “текст”, как континуум сообществ и городских субкультур; 7) Философско-методологический ракурс.Системный анализ городских процессов. Системный подход в проектировании городской среды; 8) Социологический ракурс. Город как социально-отношенческий феномен.
(3)Методологические принципы изучения города:
1) Принцип историзма. Реализация этого принципа означает не просто представление о городе как о развивающемся историческом феномене, что само собой разумеется, а то, что развитие городов осуществляется: - в индивидуальной форме, - в локальной форме, - в конкретной социокультурной среде, специфические особенности которой усиливают и развивают город; город явился «увеличительной линзой» социокультурных инноваций.
2) Принцип синергетики (самоорганизации). Синергетика – теория самоорганизации, теория саморазвивающихся систем. Она изучает закономерности переходов типа: “хаос из порядка”, “порядок Б из порядка А”, “порядок из хаоса”. Теория возникла на базе ряда естественных наук (генетики, физики, этологии, кибернетики и др.). Классической и пионерной работой в этом направлении явилась книга И. Пригожина и И.Стенгерс «Порядок из хаоса» (1986). В предисловии к русскому изданию этой книги известный американский футуролог О. Тоффлер пишет:«Пригоженская парадигма особенно интересна тем, что она акцентирует внимание на аспектах реальности, наиболее характерных для современной стадии ускоренных социальных изменений: разупорядоченности,неустойчивости, разнообразии, неравновесности, нелинейных соотношениях, в которых малый сигнал на входе может вызвать сколь угодно сильный отклик на выходе, и темпоральности – повышенной чувствительности к ходу времени».
3) Принцип антропологизма. Содержание этого принципа заключается в том, что основным, конечным предметом всех гуманитарных наук является сам человек, а задачей – идентификация и решение его проблем. Городская среда в реальности есть единство места, пространства взаимодействия, времени и самого человека. Гносеологическим фокусом (точкой концентрации исследовательских интересов) жизни города должны являться горожане: их потребности, интересы, ценности, цели; особенности их личности и поведения.
|
|||
|