|
|||
Aequitas (справедливость). Nihll enim tam convenlens est naturall aequltati, quam voluntatem domlni. ratam haberi (D. 40.1. 9. 3). - Ведь ничто не соответствует так естественной справедливости, как подтверждать в праве. волю собственника.. Quod genus ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 13. Aequitas (справедливость) 13. Aequitas (справедливость). Изложенное противоположение права народов цивильному праву дополнялось в эпоху принципата противоположением ius aequum (справедливое право, или aequitas) — строгому праву, ius strictum. Практикой юристов был введен в обиход принцип справедливости. Закрывая глаза на такое вопиющее неравенство, как рабство, на жестокую эксплуатацию богатыми рабовладельцами свободных бедняков, римские юристы говорят о справедливости, как начале равенства всех в области права и перед законом, умеряющем остроту и тяжесть требований цивильного права. В области частного права принцип справедливости долго понимался юристами чисто эмпирически и практически, как стремление идти навстречу нарождавшимся требованиям морали и справедливости. В конце республики и право собственности возводили к естественной справедливости. Nihll enim tam convenlens est naturall aequltati, quam voluntatem domlni... ratam haberi (D. 40.1. 9. 3). - Ведь ничто не соответствует так естественной справедливости, как подтверждать в праве... волю собственника. Ульпиан (III в. н.э.) при изменившихся условиях эксплуатации земельной собственности временное безвозмездное предоставление ее в пользование (прекарий) считал актом справедливости. Quod genus liberalitatis (precarium) ex iure gentium descendit... et naturalem habet in se (D. 43. 26. 1. 2; 2.2) – Этот род щедрости – прекарий происходит от права и заключает в себе естественную справедливость. Считалось несовместимым с принципом справедливости чтобы кто-нибудь путем обмана (dolus) извлекал какую-либо выгоду. Противоположность обману составляла добрая совесть - bona fides. Когда претор во многих формулах предписывал судье вынести решение, принимая во внимание соображения доброй совести, то это было лишь применением на практике принципов aequitas. Этот принцип находил особо широкое применение в прегорском эдикте и, таким образом, ius aequum проникало многие положения эдикта и преторского права. Комментаторы эдикта очень часто объясняли постановления преторского права принципом справедливости
|
|||
|