Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Научное познание.



 

ПОЗНАНИЕ. ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ.

Виды познания:

I.В зависимости от субъекта познания:

Общественное

Индивидуальное

Изолированное в пределах одной страны/ культуры (знание об изготовлении бумаги в Китае) Познание человечества в целом (знание о периодах луны) Усвоение опыта предшествующих поколений (обучение в школе) Выработка и получение нового знания (научная деятельность)
       

II.Виды познавательной деятельности:

Научное

Ненаучное

Задача: раскрыть внутреннюю природу, сущность предметов и явлений, законы их функционирования и развития Обыденно-практическое Мифологическое Религиозное Философское

Научное познание.

Особенности научного познания:

Во-первых, основная его задача — обнаружение и объяснение объективных законов действительности — природных, социальных и мышления. Отсюда ориентация исследования на общие, существенные свойства объекта и их выражение в системе абстракции.

Во-вторых, непосредственная цель и высшая ценность научного познания — это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами.

В-третьих, в большей мере, чем другие виды познания оно ориентировано на то, чтобы быть воплощенным на практике.

В-четвертых, наука выработала специальный язык, характеризующийся точностью использования терминов, символов, схем.

В-пятых, научное познание есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих целостную, развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов.

В-шестых, научному познанию присущи как строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов, так и наличие гипотез, догадок, предположений.

В-седьмых, научное познание нуждается и прибегает к специальным орудиям (средствам) познания: научной аппаратуре, измерительным инструментам, приборам.

В-восьмых, научное познание характеризуется процессуальностью. В своем развитии оно проходит два основных этапа: эмпирический и теоретический(они же уровни научного познания), которые тесно связаны между собой.

В-девятых, область научного знания составляют проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях бытия.

Уровни научного познания:

Эмпирический уровень познания — это непосредственное опытное, в основном индуктивное, изучение объекта. Он включает в себя получение необходимых исходных фактов — данных об отдельных сторонах и связях объекта, осмысление и описание на языке науки полученных данных, их первичною систематизацию. Познание на этом этапе остается еще на уровне явления, но предпосылки для проникновения сущность объекта уже созданы.

Теоретический уровень характеризуется глубоким проникновением в сущность изучаемого объекта, не только выявлением, но и объяснением закономерностей его развития и функционирования, построением теоретической модели объекта и ее углубленным анализом.

Формы научного познания:научный факт, научная проблема, научная гипотеза, научная теория и т.д.

Научный фактэто исходная форма научного познания, в которой фиксируется первичное знание об объекте; он есть отражение в сознании субъекта факта действительности. При этом научным фактом является лишь тот, который поддается проверке и описан в научных терминах.

Научная проблема (от греч. – преграда, трудность, задача) — это противоречие между новыми фактами и существующими теоретическими знаниями. Научная проблема также может быть определена как своего рода знание о незнании, поскольку она возникает тогда, когда познающий субъект осознает неполноту того или иного знания об объекте и ставит цель ликвидировать этот пробел. Проблема включает в себя проблемный вопрос, проект решения проблемы и ее содержание.

Научная гипотеза (от греч. – основа, предположение) — это научно обоснованное предположение, объясняющее те или иные параметры изучаемого объекта и не противоречащее известным научным фактам. Она должна удовлетворительно объяснять изучаемый объект, быть принципиально проверяемой и отвечать на вопросы, поставленные научной проблемой.

Научная теория (от греч. – рассмотрение, исследование) – форма организованного достоверного знания о некоторой предметной области, описывающая, объясняющая и предсказывающая функционирование и развитие относящихся к данной области объектов.

Методы научного познания:смотри отбельный рабочий лист.

Социальное познание - представляет собой познание специфических объектов — общества, культуры, человека.

Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Однако уста­новить ее в процессе социального познания нелегко, потому что:

1) Объект познания, а им является общество, до­статочно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогич­ные исторические события и явления никогда полно­стью не повторяются;

2) Общество выступает одновременно и субъектом, и объектом познания. Таким образом, социальное познание выступает как самопознание. (Это отнюдь не делает его проще или успешнее!)

3) Ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как экспери­мент, т. е. воспроизведение изучаемого социально­го явления по желанию исследователя практически невозможно. Социальный эксперимент носит конк­ретно-исторический характер и может приводить в разных обществах к разным (зачастую прямо проти­воположным) результатам.

Социальное познание начинается с установления социальных фактов.Фактом называется фраг­мент уже состоявшейся действительности. Разли­чают три вида социальных фактов:

1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;

2) продукты материальной или духовной деятель­ности людей;                            

3) словесные социальные факты: мнения, сужде­ния, оценки людей.

Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследо­вателя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой.

Современная наука насчитывает около 200 науч­ных методов, специальных методик, логических и технических средств социального познания, из кото­рых основными являются пять:

1) экстраполяция;

2) историческая аналогия;

3) компьютерное моделирование;

4) создание сценариев будущего;

5) экспертная оценка/ экспертиза.

Формы познания:

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
Ощущения – информация, получаемая от отдельных органов чувств. В сущности, именно ощущения напрямую опосредуют человека и внешний мир. Ощущения дают первичную информацию, которая в дальнейшем подвергается интерпретации. Восприятие – чувственный образ предмета, в котором интегрируется информация, полученная от всех органов чувств. Но восприятие существует лишь в момент взаимодействия с предметом. Представление – чувственный образ предмета, сохраняющийся в механизмах памяти и воспроизводимый по желанию. Понятие - обозначает предметы, свойства и отношения; мысль, которая отражает существенные, общие свойства и признаки предмета или явления Суждение – это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Умозаключения – это такая форма мысли, когда из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, дающее новое знание. Наиболее распространены дедуктивные и индуктивные виды умозаключений.  
Возможности чувственного познания определяются нашими органами чувств и наиболее очевидны для каждого, т. к. мы получаем информацию с помощью наших органов чувств. Основано на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.
1) Дает нам информацию о том мире, в котором мы существуем и осуществляем свою деятельность 2) Является «пассивным», т.е. человек неспособен изменять данные органов чувств на уровне ощущений 3) На уровне чувственного познания человек способен зафиксировать лишь данное в органах чувств, но не способен постичь сущность предметов 1) Имеет обобщенный характер (выявляет общее у различных предметов) 2) Носит абстрактный характер (обладает способностью отвлекаться от частных, несущественных свойств и признаков предметов, проявляется в способности человека создавать абстрактные объекты) 3) Носит целенаправленный характер (человек может поставить любой мысленный эксперимент, может произвести любые преобразования предмета) 4) Непосредственно связано с речью.

При рассмотрении чувственной и рациональной форм познания возникает вопрос об их приоритете с точки зрения истинности наших знаний, и по этому критерию выделяют два направления:

Сенсуализм (эмпиризм) утверждает, что истинность наших знаний может быть обеспечена только чувственной достоверностью, опытным подтверждением. Рациональные знания могут быть приняты только в той мере, в которой они подтверждаются чувственным опытом.

Рационализм – точка зрения, согласно которой истинность наших знаний может быть обеспечена только разумом. Чувственные знания не могут заслуживать полного доверия, т. к. чувства поверхностны, не способны схватывать суть вещей, которая может быть постигнута только разумом.

Но чувственное и рациональное познание активно влияют друг на друга, в этом вырежется их взаимосвязь:

1) При определении ощущений, восприятий, представлений человек использует речь;

2) В конкретных ситуациях мысль способна сосредоточить внимание человека на таких конкретных сторонах действительности, которые в других ситуациях на стали бы объектом изучения;

3) На чувственное восприятие воздействуют предшествующие знания.

4) Чувственное восприятие дает «первичную информацию» для анализа.

Но познавательные возможности ограничены:

1) Мир бесконечен для познания

2) Познавательные возможности общества,: его потребности, мотивы и интересы; психологические и социальные установки; средства познания

3) На познание влияют физиологические особенности органов чувств, эмоциональное состояние субъекта познания и его социальная роль.

Истина – это правильное, адекватное и идентичное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.

Свойства истины:

Истина всегда субъектна Не существует помимо человека и человечества
Истина всегда объективна Истинное содержание человеческих представлений не зависит от человека и от человечества
Истина внеклассова Не может быть «буржуазной физики» или «пролетарской физики»
Истина небыстротечна Не зависит от того или иного этапа истории
Истина конкретна Предполагает зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени их существования и развития

По степени полноты освоения объекта познания выделяют:

Абсолютная истина Полное и исчерпывающее знание о бесконечном мире в целом, знание, которое не может быть опровергнуто в будущем. Это гносеологический идеал, который, вероятно, никогда не будет достигнут. 
Относительная истина Неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловлен способами получения этого знания. Это знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения. Устаревшие истины любо заменяются новыми, либо опровергаются и становятся заблуждениями

Критерии истины:

Чувственный опыт, данные ощущений и восприятий Опираясь на показания органов чувств, можно проверить правильны ли на представления о погоде за окном, верны ли наши ощущения тепла, холода и др. Но этот критерий ограничен, т.к. дает представление о внешней стороне изучаемых объектов и не способен раскрыть их сущность.
Верификация Проверяемость каких-либо суждений путем эмпирических наблюдений. Но имеет ряд ограничений, например нельзя эмпирически обосновать как истинное суждение «Все лиственные растения сбрасывают листья осенью».
Разум (логика) Выведение знания из всеобщих, очевидных положений. Этот критерий надежен для математики, теоретической физики и пр. Но он ограничен, т.к. общие положения, из которых выводится общее знание, не всегда являются истинными, теряют свою достоверность по мере развития знания.
Когерентность Критерием истины является его внутренняя согласованность и непротиворечивость
Фальсификация Проверка истины путем её опровержения, которое строится на основе сопоставления данных утверждений с полученными эмпирическими данными (К. Поппер).
Полезность Не имеет значения выяснение вопроса о соответствии знания действительности. Истины те теории, которые удобны и выгодны для достижения практических целей. Два противоположных суждения могут считаться одновременно истинными, если они приносят практическую пользу
Аксиологический критерий Обращение к общемировоззренческим, общеметодическим, нарвственно-эстетический и социально-политическим принципам (общественные науки)

Основным критерием истины является ПРАКТИКА (практическая деятельность).

Практическая деятельность – это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию природных и общественных материальных систем. Это деятельность нее отдельного индивида, изолированного от общества, а социального субъекта, вооруженного знаниями, навыками, приемами, которыми располагает общество на определенном историческом этапе.

Характерные черты практики:

1) Целенаправленность

2) Предметно-чувственный характер

3) Преобразование окружающей действительности

Главные виды практики: материальное производство, управленческая детальность, научный эксперимент и социальные действия, преобразование общественного бытия.

Основные функции практики в процессе познания:

1. Практика является источником познания потому, что все знания вызваны в жизни главным образом ее потребностями;

2. Практика выступает как основа познания, его движущей силой. Она пронизывает все стороны, моменты познания от его начала и до его конца;

3. Практика является непосредственно целью познания, ибо оно существует не ради простого любопытства, а для того, чтобы направить их соответствовать образам, в той или иной мере, регулировать деятельность людей;

4. Практика представляет собой решающий критерий истинный, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений.

Заблуждение – это неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, а также несоответствующий действительности, результат познания.

Источники заблуждений:

1) Несовершенство познавательных способностей индивида;

2) Предубеждения, пристрастия, субъективные настроения индивида;

3) Плохое знание предмета познания, опрометчивые обобщения и выводы

Ложь – это сознательное введение в заблуждение, возведение заведомо неправильных представлений в истину.

При всех своих достоинствах практика как критерий истины является не абсолютным, а относительным критерием.

Относительность практики выражается в следующем:

1) Практическая деятельность подтверждает лишь относительные истины.

2) Практическая деятельность, ограниченная определенными историческими условиями, по мере изменения этих условий и совершенствования человеческих навыков и возможностей, также изменяется и совершенствуется.

3) Относительность практики обусловлена исторической ограниченностью возможностей практической деятельности, недостатком знаний, навыков, приемов и инструментов деятельности.

4) Некоторые знания не поддаются практической проверке.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.