|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Научное познание.
ПОЗНАНИЕ. ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ. Виды познания: I.В зависимости от субъекта познания:
II.Виды познавательной деятельности:
Научное познание. Особенности научного познания: Во-первых, основная его задача — обнаружение и объяснение объективных законов действительности — природных, социальных и мышления. Отсюда ориентация исследования на общие, существенные свойства объекта и их выражение в системе абстракции. Во-вторых, непосредственная цель и высшая ценность научного познания — это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами. В-третьих, в большей мере, чем другие виды познания оно ориентировано на то, чтобы быть воплощенным на практике. В-четвертых, наука выработала специальный язык, характеризующийся точностью использования терминов, символов, схем. В-пятых, научное познание есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих целостную, развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов. В-шестых, научному познанию присущи как строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов, так и наличие гипотез, догадок, предположений. В-седьмых, научное познание нуждается и прибегает к специальным орудиям (средствам) познания: научной аппаратуре, измерительным инструментам, приборам. В-восьмых, научное познание характеризуется процессуальностью. В своем развитии оно проходит два основных этапа: эмпирический и теоретический(они же уровни научного познания), которые тесно связаны между собой. В-девятых, область научного знания составляют проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях бытия. Уровни научного познания: Эмпирический уровень познания — это непосредственное опытное, в основном индуктивное, изучение объекта. Он включает в себя получение необходимых исходных фактов — данных об отдельных сторонах и связях объекта, осмысление и описание на языке науки полученных данных, их первичною систематизацию. Познание на этом этапе остается еще на уровне явления, но предпосылки для проникновения сущность объекта уже созданы. Теоретический уровень характеризуется глубоким проникновением в сущность изучаемого объекта, не только выявлением, но и объяснением закономерностей его развития и функционирования, построением теоретической модели объекта и ее углубленным анализом. Формы научного познания:научный факт, научная проблема, научная гипотеза, научная теория и т.д. Научный факт — это исходная форма научного познания, в которой фиксируется первичное знание об объекте; он есть отражение в сознании субъекта факта действительности. При этом научным фактом является лишь тот, который поддается проверке и описан в научных терминах. Научная проблема (от греч. – преграда, трудность, задача) — это противоречие между новыми фактами и существующими теоретическими знаниями. Научная проблема также может быть определена как своего рода знание о незнании, поскольку она возникает тогда, когда познающий субъект осознает неполноту того или иного знания об объекте и ставит цель ликвидировать этот пробел. Проблема включает в себя проблемный вопрос, проект решения проблемы и ее содержание. Научная гипотеза (от греч. – основа, предположение) — это научно обоснованное предположение, объясняющее те или иные параметры изучаемого объекта и не противоречащее известным научным фактам. Она должна удовлетворительно объяснять изучаемый объект, быть принципиально проверяемой и отвечать на вопросы, поставленные научной проблемой. Научная теория (от греч. – рассмотрение, исследование) – форма организованного достоверного знания о некоторой предметной области, описывающая, объясняющая и предсказывающая функционирование и развитие относящихся к данной области объектов. Методы научного познания:смотри отбельный рабочий лист. Социальное познание - представляет собой познание специфических объектов — общества, культуры, человека. Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Однако установить ее в процессе социального познания нелегко, потому что: 1) Объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются; 2) Общество выступает одновременно и субъектом, и объектом познания. Таким образом, социальное познание выступает как самопознание. (Это отнюдь не делает его проще или успешнее!) 3) Ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент, т. е. воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно. Социальный эксперимент носит конкретно-исторический характер и может приводить в разных обществах к разным (зачастую прямо противоположным) результатам. Социальное познание начинается с установления социальных фактов.Фактом называется фрагмент уже состоявшейся действительности. Различают три вида социальных фактов: 1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп; 2) продукты материальной или духовной деятельности людей; 3) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей. Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой. Современная наука насчитывает около 200 научных методов, специальных методик, логических и технических средств социального познания, из которых основными являются пять: 1) экстраполяция; 2) историческая аналогия; 3) компьютерное моделирование; 4) создание сценариев будущего; 5) экспертная оценка/ экспертиза. Формы познания:
При рассмотрении чувственной и рациональной форм познания возникает вопрос об их приоритете с точки зрения истинности наших знаний, и по этому критерию выделяют два направления: Сенсуализм (эмпиризм) утверждает, что истинность наших знаний может быть обеспечена только чувственной достоверностью, опытным подтверждением. Рациональные знания могут быть приняты только в той мере, в которой они подтверждаются чувственным опытом. Рационализм – точка зрения, согласно которой истинность наших знаний может быть обеспечена только разумом. Чувственные знания не могут заслуживать полного доверия, т. к. чувства поверхностны, не способны схватывать суть вещей, которая может быть постигнута только разумом. Но чувственное и рациональное познание активно влияют друг на друга, в этом вырежется их взаимосвязь: 1) При определении ощущений, восприятий, представлений человек использует речь; 2) В конкретных ситуациях мысль способна сосредоточить внимание человека на таких конкретных сторонах действительности, которые в других ситуациях на стали бы объектом изучения; 3) На чувственное восприятие воздействуют предшествующие знания. 4) Чувственное восприятие дает «первичную информацию» для анализа. Но познавательные возможности ограничены: 1) Мир бесконечен для познания 2) Познавательные возможности общества,: его потребности, мотивы и интересы; психологические и социальные установки; средства познания 3) На познание влияют физиологические особенности органов чувств, эмоциональное состояние субъекта познания и его социальная роль. Истина – это правильное, адекватное и идентичное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом. Свойства истины:
По степени полноты освоения объекта познания выделяют:
Критерии истины:
Основным критерием истины является ПРАКТИКА (практическая деятельность). Практическая деятельность – это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию природных и общественных материальных систем. Это деятельность нее отдельного индивида, изолированного от общества, а социального субъекта, вооруженного знаниями, навыками, приемами, которыми располагает общество на определенном историческом этапе. Характерные черты практики: 1) Целенаправленность 2) Предметно-чувственный характер 3) Преобразование окружающей действительности Главные виды практики: материальное производство, управленческая детальность, научный эксперимент и социальные действия, преобразование общественного бытия. Основные функции практики в процессе познания: 1. Практика является источником познания потому, что все знания вызваны в жизни главным образом ее потребностями; 2. Практика выступает как основа познания, его движущей силой. Она пронизывает все стороны, моменты познания от его начала и до его конца; 3. Практика является непосредственно целью познания, ибо оно существует не ради простого любопытства, а для того, чтобы направить их соответствовать образам, в той или иной мере, регулировать деятельность людей; 4. Практика представляет собой решающий критерий истинный, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Заблуждение – это неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, а также несоответствующий действительности, результат познания. Источники заблуждений: 1) Несовершенство познавательных способностей индивида; 2) Предубеждения, пристрастия, субъективные настроения индивида; 3) Плохое знание предмета познания, опрометчивые обобщения и выводы Ложь – это сознательное введение в заблуждение, возведение заведомо неправильных представлений в истину. При всех своих достоинствах практика как критерий истины является не абсолютным, а относительным критерием. Относительность практики выражается в следующем: 1) Практическая деятельность подтверждает лишь относительные истины. 2) Практическая деятельность, ограниченная определенными историческими условиями, по мере изменения этих условий и совершенствования человеческих навыков и возможностей, также изменяется и совершенствуется. 3) Относительность практики обусловлена исторической ограниченностью возможностей практической деятельности, недостатком знаний, навыков, приемов и инструментов деятельности. 4) Некоторые знания не поддаются практической проверке.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|