Признаки проявлений нарушений мышления в экспериментально-психологическом исследовании
Признаки проявлений нарушений мышления в экспериментально-психологическом исследовании
Нарушение
Расстройства
Признаки проявления нарушений в экспериментально- психологическом исследовании
Примеры
Операциональные нарушения:
1 .Снижение уровня обобщения
1.1.
Затруднение
процесса
обобщения
1.2.
Затруднения
абстрагирования
Органическое
поражение
головного
мозга;
эпилепсия;
умственная
отсталость;
• Устанавливаются конкретные связи между предметами («Классификация», «Исключение предметов»);
• При выраженном снижении уровня обобщения недоступна задача на классификацию;
• Больной может подходить к изображенным предметам с точки зрения жизненной пригодности;
• Непонимание переносного значения метафор и пословиц;
• Конкретные, сценоподобные образы в «Пиктограмме».
• создают большое количество мелких групп на основании чрезвычайно конкретной предметной связи между ними
• объединяют предметы как элементы какого-нибудь сюжета (больной рассказывает что-нибудь по поводу этих предметов), но классификация не производится
• Затрудняется давать обобщающие названия группам предметов;
• Испытывает затруднения в объективно более сложных заданиях;
• Не. справляется с этапом абстрагирования в «Классификации».
•' в классификации больной отказывается объединить в одну группу кошку с собакой, «потому что они враждуют».
• Одну группу составляют яйцо, ложка, нож; другую — тетрадь, перо, карандаш; третью — замок, ключ, шкаф; четвертую-галстук, перчатки, нитки и иголки и т.д. При этом испытуемый объясняет: «Он пришел с работы, закусил яйцом из ложечки, отрезал себе хлеба, потом немного позанимался, взял тетрадь, перо и карандаш...»
• один из больных эпилепсией составляет следующую группу слов: петух, козел, собака, лошадь, кошка. Больной объясняет: «Вот у крестьянина собака, петух, козел — все это в хозяйстве; может быть, кошка ему не нужна, хотя нет, если есть собака, может быть и кошка». Составленная им группа — это конкретные животные у конкретного хозяина, у которого может и не быть кошки
• В «исключении лишнего» сразу после ознакомления с инструкцией больные протестуют: «Здесь ничего лишнего нет, все предметы нужны».
• Часто не могут передать переносного смысла пословиц. «Куй железо, пока горячо» означает, по мнению одного больного то, что «железо нельзя ковать, когда Оно холодное».
• В «Пиктограмме» при необходимости найти рисунок для запоминания слова «развитие» больной говорит: «Какое развитие? Оно бывает разное: и развитие мускулов, и умственное развитие. Какое же Вы хотите?». Пытаются фотографически отобразить в рисунке жизненную ситуацию. Так, при необходимости запомнить выражение «веселый праздник» больной говорит: «Что же нарисовать? Надо бы гармонь, пляску или можно еще накрытый стол, бутылочки бы надо, ну и еду. Как это все изобразить?»________________________
2. Искажение
процесса
обобщения
шизофрения расстройства личности (психопатии)
• «Отлет» от конкретных связей выражен. в чрезвычайно утрированной форме
• Суждения отражают случайную сторону явлений, а не существенные отношения; актуализируются случайные ассоциации;
• Речь больных носит вычурный характер
• В «Классификации» карточки . на группы распределяются чрезмерно обобщенно либо по несущественным признакам;
• Нередко в «Классификации» минуют первый этап и делят все карточки на две (живая и неживая природа) группы;
• Наряду с достаточно обобщенными нередко на основе абстрактного признака группами остается множество единичных карточек;.
• Легкость актуализации «слабых» признаков при предъявлении больному карточки, где изображены далекие друг от друга предметы;
• Неадекватные образы в «Пиктограмме», персеверативные тенденции, атипическая стереотепия, вычурное употребление букв, атипическое расположение рисунков, недостаточное или искаженное понимание смысла задания.
• Больной объединяет вилку, стол и лопату по принципу «твердости»; гриб, лошадь и карандаш он относит в одну группу по «принципу связи органического с неорганическим»
• говоря о шкафе,один больной называет его «ограниченной частью пространства», рассказывая о товарище, которого он характеризовал как доброго человека, замечает: «Что такое добро и зло? Это определение относительно, положительное и отрицательное, как вопрос об электронах и вселенной. Плохое .— это качественная сторона, значит, надо хорошую. Но плохое может сойти за хорошее, противоположности не бывает».
• Шкаф и кастрюля объединены в одну группу, т.к. у них есть .отверстия
• Автомобиль, ложка, телега похожи тем. что «Ложку тоже двигают ко рту»
• Жук, лопата похожи тем, что «Лопатой роют землю, жук тоже роется в земле»
• Цветок, ложка, лопата — это все предметы, вытянутые в длину
• Гусь, поросенок — «Гусь свинье не товарищ»
• Лопата, лошадь — «Начинается на буквуjt»
• В «Пиктограмме» один из больных рисует для запоминания выражения «веселый ужин» — два кружка. Другой больной для запоминания слова «сомнение» изображает сома, для слова «разлука» — лук; Развитие— веревка, «она может развиваться»; Сомнение — Ком глины. «У Глинки есть романс «Сомнение», пусть будет глина»; Печаль — Печка. «Начинается на п».
• При проведении ассоциативного эксперимента почти половину ответов (45,8%) составляли ответы типа эхолалий («колесо» — «колесница»), ответы по созвучию («лечение» — «течение»; «топор» — «бор»), ответы типа речевых штампов («пожар» — «шумел пожар московский»; «цель» — «цель оправдывает средства»). Попадались и ответы типа экстрасигнальных («луна» — «яд»).
Мотиваиионные нарушения:
1 .Разноплано- вость и нарушение целенаправленное ти мышления
Шизофрения Расстройство личности (психопатии)
• Суждения больных о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях.
• Больные правильно усваивают инструкцию, обобщают материал, сравнивают объекты на основании существенных свойств, однако случайные, маловероятные связи актуализируются у больных с такой же частотой, как и упроченные. Больные не выполняют задания в требуемом направлении: их суждения протекают в разных руслах
• Устойчивость объективного значения вещей нарушена
• Основа, классификации не носит единого характера. В «Классификации» объединяет объекты то на основании признаков самих предметов, то на основании личных вкусов и установок. Процесс классификации протекает у больных в разных руслах
• При исключении предметов одно и то же задание выполняет в нескольких вариантах (иногда один из них правильный). При этом предпочтение какому- либо решению не отдается;
• В «Пиктограмме» — множественный тип выбора, конкретный выбор с расплывчатостью и символическим объяснением, стереотипность выбора.
• Соотнесение метафор и пословиц с фразами по формально-лексическому сходству
• Способы классификации объектов, когда ложка объединена с автомобилем «по принципу движения», шкаф объединялся с кастрюлей, потому что у «обоих есть отверстия». Нередко предметы объединялись на основании их окраски, расположения в пространстве или стиля рисунка. Больной видит сходство между карандашом и ботинком в том, что «оба оставляют след».
• Выполнение «Классификации» при разноплановости: больной выделяет группы то на основании обобщенного признака (животные, посуда, мебель), то на основании материала (железные), цвета (картинки окрашены в красный и синий цвета). Другие предметы объединяются на основании моральных и общетеоретических представлений больного (группа «выметающих плохое из жизни», группа, «свидетельствующая о силе ума человеческого», и т.п.): Слон, лошадь, медведь, бабочка, жук и другие животные — группа животные; Самолет, бабочка — Группа летающих (бабочка изъята больным из группы животных); Лопата, кровать, ложка, автомобиль, самолет, корабль Железные. Предметы, свидетельствующие о силе ума человеческого (самолет изъят из группы летающих); Цветок, кастрюля, кровать, уборщица, пила, вишня — Предметы, окрашенные в красный и синий цвета; Слон, лыжник — Предметы для зрелищ. Людям свойственно желать хлеба и зрелищ, об этом знали древние римляне; Шкаф, стол, этажерка, уборщица, лопата — Мебель. Это - группа выметающих плохое из жизни. Лопата - эмблема труда, а труд не совместим с жульничеством; Цветок, кусты, деревья, овощи и фрукты — Растения; Стакан, чашка, кастрюля — посуда.
• Весы, термометр, часы, очки — Очки, отделю, не люблю очков, люблю пенсне, почему их не носят? Чехов ведь носил
2. Резонерство
3. Разорван- ность (проявление разноплано- вости и резонерства в речи)
мудрствованию», многоречивым
| • «Склонность к бесплодному тенденция к непродуктивным рассуждениям
• Слабость суждений (выхолощенность ассоциаций, потеря целенаправленности, соскальзывание);
• Неадекватность выбора предмета обсуждения;
• Претенциозно-оценочная позиция больного и склонность к большим обобщениям по поводу относительно незначительных объектов суждения;
• Многоречивость, многозначительность и своеобразный пафос высказываний;
• Паралогическое, резонерское объяснение пословиц и метафор;
• Частое использование- вводных слов, . инверсий, своеобразие синтаксиса и лексики;
• В длительных высказываниях больных нет никакого рассуждения;
• В речи больных нельзя обнаружить определенного объекта мысли;
• Больные не заинтересованы во внимании собеседника, они не выражают в своей речи никакого отношения к другим людям.
• Больная при предъявлении пословицы «Не все то золото, что блестит» говорит: «Это значит, что надо обращать внимание не на внешность, а на внутреннее содержание», и тут же добавляет: «Но все же я должна сказать, что с точки зрения диалектики, это не совсем правильно, ведь существует же единство формы и содержания, значит, надо обратить внимание и на внешность»;
• При сравнении . понятий: больная должна сравнить понятия «часы и термометр»; она отвечает: «Это жизнь! Градусник-это жизнь! И часы — это жизнь! Ибо градусник нужен, чтобы измерять температуру людей, а время измеряют часы. Не было бы жизни, если не было бы часов и не было бы градусника, а не было бы. градусника, больным бы не мерили температуру и не мерили бы температуру воздуха; не мерили бы температуру воздуха — не могли бы предсказывать погоду, прогноза не могло быть, а если бы не было часов, то люди были бы как стадо: они не всегда выходили бы на работу, только по солнцу, а солнце не всегда видно — зимой его нет;
• При определении слова «голова» — «Голова — это та часть тела, без которой жить невозможно. Не- воз-мож-но! Это, как говорит Маяковский, «мозг класса, сила класса». В голове расположен мозг — мозг тела, сила тела — вот что такое голова. Без руки жить можно, без ноги — можно, а без головы не рекомендуется».
4. Соскал ьзыван ие
• Ошибочные суждения единичны, эпизодичны;
• Больной отстаивает свои неправильные решения, не исправляет ошибки;
• Часто много ошибок при выполнении методики «Простые аналогии».______________________________
Неравномерность процесса обобщения
| г.
| • Трудности дифференцирования существенного и несущественного;
• Наличие обобщений по категориальным, конкретным и слабым признакам;
• Эпизодическое снижение качества ответов вне зависимости от объективной сложности заданий (правильно выполняет сложные задания, но допускает ошибки в объективно более простых);
• Диссоциация в вербальных и. невербальных методиках (хуже справляется с невербальными, лучше — с вербальными)
| •
| Динамические нарушения
1. Непоследова- тельность суждений
| ■ Шизофрения,
■ Органически епоражения головного мозга
■ Биполярное аффективное расстройство настроения (МДП)
| • Легко усваиваются инструкции;.
• Операции сравнения и переноса не нарушены;
• Уровень обобщения не снижен;
• Неустойчивость способа выполнения задания;
• Применяют адекватный условиям решения способ выполнения заданий, но спустя некоторое время оставляют правильный путь решения;
• Проявления истощаемости (заметна усталость, легкий тремор рук, потливость)
• Эпизодически сбиваются на путь неправильных случайных сочетаний:
1. Чередование обобщенных и конкретно-ситуационных сочетаний;
2. Логические связи подменяются случайными сочетаниями;
3. Образование одноименных групп в «Классификации»;
• Больные способны легко самостоятельно или с небольшой подсказкой экспериментатора корригировать ошибки.
| • Больная (артериосклероз головного мозга). Правильно выделив группу инструментов, кладет туда же картинку «кузнец», «так как он нарисован с молотом в руке и вообще он работает, пользуясь разными инструментами» (следует отметить, что больная выделила до того группу людей). На вопрос экспериментатора: «А что у вас в этой группе?» больная отвечает: «Здесь люди», и тут же самостоятельно перекладывает «кузнеца» в группу людей.
• Больной мог выделить группу людей, в которую входили врач, ребенок, уборщица, и тут же выделял еще одну группу людей, куда входили моряк, лыжник и т.п.
|
2. Лабильность мышления
t. ■
Биполярное
аффективное
расстройство
настроения
(МДП)
• Анализ и синтез не нарушен;
• Выраженная неустойчивость способа выполнения задания
• Больные не задумываются над вопросом, адресованным к ним, не вникают в смысл задания;
• Импульсивно приступают к выполнению;
• В «Сюжетных картинках» раскладывают карточки в любом порядке;
• Ассоциации носят хаотичный характер; отдельные слова вызывают новые ассоциации
• Сосредотачиваются на выполнении задания лишь на короткие промежутки времени;
• Понимают смысл пословицы, но объяснить ее не могут
• «Откликаемость» (реагирование на любой раздражитель, к ним не адресованный)
• Называние предметов; находящихся перед глазами в ассоциативном эксперименте
• Правильное выполнение задания «классификация предметов» нарушалось тем, что больные объединяли объекты в одну группу лишь потому, что карточки оказались рядом. Они нередко замечали свои ошибки и исправляли их.
• Больной в гипоманиакальном состоянии объяснил пословицу «Не все то золото, что блестит» следующим образом: «Золото — это прекрасные золотые часы подарил мне брат, он у меня очень хороший. Когда мы вместе учились, мы ссорились, но потом жили мирно. Брат очень любил театр, мы видели с ним пьесу...»;
• Больной в гипоманиакальном состоянии, выделив группу людей, т.е. выполняя задание на уровне правильных обобщений, вдруг, увидев картинку «кузнец», стал декламировать: «Мы кузнецы и друг нам — молот... Люблю... старые революционные песни... песня — наш друг. А есть здесь, среди них карточки, напоминающие песню, искусство вообще? Да, картинки неважно нарисованы; кто вам их рисовал, художник? От слова «худо». Больной смеется, держит в руках картинку и не выполняет задание. Когда экспериментатор просит его обратиться к заданию, напоминая, что надо найти принцип классификации, больной замечает: «Да, я хотел людей отделить от животных», и продолжает раскладывать по обобщенному признаку.
• Услышав, как другой больной говорит, что сегодня ему на завтрак дали колбасу, больной, передававший рассказ о том, как галка, перекрасившись, полетела в голубятню, говорит: «И голуби ее угостили колбасой». £
• при . предъявлении слова «пение» больной отвечает словом «стол»; на слово
4. Инертность
мышления
(в основе
инертность связей
прошлого опыта)
Эпилепсия;
Отдаленные
последствия
травм головного
мозга;
Некоторые
формы
умственной
отсталости
• Больные не могут менять избранный способ своей работы; не могут изменять ход своих суждений;
• затруднено переключение с одного вида деятельности на другой; изменение условий затрудняет работу больных;
• в некоторых случаях не справляются даже с элементарными заданиями, если они требуют переключения;
• темп работы замедлен; замедленность, тугоподвижность интеллектуальных процессов;
• снижение операции обобщения и отвлечения (в «Классификации» каждое изображение выступает как единичный экземпляр, само задание классификации не выполняется даже на конкретном уровне);
• стремление к уточнению; обстоятельность; излишняя детализация
• Запаздывающие ответы в ассоциативном эксперименте — отвечают не на предъявляемое слово, а на прежнее
• Латентный период в ассоциативном эксперименте увеличивается до 6,5-30 секунд.
• Больной при выполнении пиктограммы сразу придумывал условные обозначения для опосредования слов, если он мог нарисовать «человека», и не мог этого сделать в тех случаях. когда ему казалось неудобным рисовать человека.
• Больной при предъявлении карточки, нг которой изображен «стол, стул, диван v настольная лампа», заявляет: «Конечно, все эк мебель, это точно, а лампа не мебель. Но ведь нг столе должна стоять лампа, если дело происходил вечером или хотя бы в сумерки... Ну, зимой рале темнеет, а тогда лучше удалить диван... Ежел? есть стул — можно без дивана обойтись». Нг замечание экспериментатора: «Ведь вы же сказал* сами, что лампа не мебель» — больной отвечал «Конечно, правильно, надо выделить мебель, ж лампа-то настольная, она на столе стоит. Я бь предложил выделить диванчик».
• Ответив на слово «пение» слово\ «молчание», больной на следующее слове «колесо» отвечает словом «тишина»; ответив ж слово «обман» словом «вера», на следуюте< «голоса» больной реагирует словом «ложь».
• Больной (эпилепсия) дает определен» слову «Шкаф» — «Это предмет, в KOTopoh хранится что-то... Но в буфете тоже хранят посуду еду, а в шкафу — платье, хотя и в шкафу част» хранят» еду. Если комната маленькая и в ней н помещается буфет или если просто-таки не буфета, то в шкафу хранят посуду. Вот у нас стой шкаф; справа — большое пустое пространство, налево — 4 полки; там и посуда и еда. Этс конечно, некультурно, часто хлеб пахне нафталином — это порошок от моли. Опять ж бывают шкафы книжные, они не столь глубок* Полки их Уже, полок много. Теперь шкаф» встраиваются в стены, но все равно — это шкаф».
Нарушение
|