|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 15 Перспективно-тематическое планирование.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема 15 Перспективно-тематическое планирование. 1.Характеристика перспективно-тематического планирования. Система уроков. 2.Документы перспективно-тематического планирования.
1.Характеристика перспективно-тематического планирования. Система уроков. Перспективно-тематическое планирование — это вид методической деятельности педагога, результатом которой являются заблаговременные отбор и структурирование содержания обучения для каждой темы программы, а также разработка методики проведения педагогического процесса, т. е. разработка системы уроков (занятий). Разработка перспективно-тематического плана является самостоятельным этапом работы преподавателя. Вместе с тем это итог всей его предыдущей деятельности, состоящей в анализе учебного плана, программы, учебников и учебных пособий.
Система — это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Система уроков (занятий), с одной стороны, представляет собой целостное образование, а с другой - в ее составе могут быть выделены элементы. Элементами системы уроков (занятий) выступают цели (ЦО), содержание (СО), методы (МО), методики проведения конкретных уроков (занятий), дидактические средства обучения (ДС), организационные формы обучения (ОФО). Система уроков (занятий) характеризуется наличием сквозных вертикальных и горизонтальных связей между ее элементами и их свойствами. Структура системы формируется с учетом этих связей. Система уроков (занятий) обладает определенной организацией, представляющей собой упорядоченное распределение связей и элементов в пространстве и времени. Система уроков (занятий) обладает интегративными функциями, которые присущи всей системе в целом, но не каждому ее элементу в отдельности. Например, функция формирования комплексного умения в рамках темы является единой для всех уроков (занятий) по этой теме, однако на отдельном уроке (занятии) невозможна полная реализация данной функции. При проектировании системы уроков (занятий) придерживаются следующего алгоритма действий: - определяют место и роль рассматриваемой темы в системе подготовки обучаемого путем установления межпредметных (МПС) и внутрипредметных (ВПС) связей на основе анализа учебно-программной документации (УПД); - определяют базовый и итоговый уровни качества сформированных знаний, умений и навыков (УКС ЗУН) обучаемых и формулируют цели и задачи изучения темы дисциплины; - подбирают учебный материал на основе анализа учебной литературы и других источников информации; -выявляют понятийный состав, структуру и логику учебного материала с помощью структурно-логического анализа; выявляют характеристики учебного материала для последующего учета его специфики при определении состава учебно-познавательной деятельности обучаемых; - разрабатывают методический проект педагогического процесса и Система уроков (занятий) проектируется с учетом дидактических принципов (ДП): принципа от простого к сложному, принципов доступности, посильности, преемственности, логичности, систематичности. Система уроков (занятий) должна обеспечивать рациональное сочетание работы обучаемых по восприятию учебного материала, его осмыслению, закреплению и применению. Перспективно-тематическое планирование позволяет создать стройную систему уроков, избежать просчетов во времени, разработать основы для осуществления межпредметных связей изучаемого курса с другими учебными предметами. Качественная разработка перспективно-тематического плана позволяет правильно использовать материально-техническую базу учебного заведения, повысить степень оснащенности учебного процесса техническими средствами обучения, демонстрационными приборами и оборудованием. Специфика содержания учебных предметов, особенности методики работы каждого преподавателя, различия учебно-материальной базы профтехучилищ и ряд других факторов обусловили невозможность разработки единой формы перспективно-тематического плана. Одна из существующих форм, с нашей точки зрения, наиболее удачно отражающая содержание работы преподавателя на данном этапе, представлена в виде таблицы.
Перспективно-тематический план проведения занятий по предмету (название предмета) учебного плана подготовки (название рабочей профессии). Тема (название темы). Количество часов, отведенных на изучение темы.
В последние годы появилась и развивается тенденция централизованной разработки перспективно-тематических планов по основным учебным предметам. Несомненно, такой план может оказать существенную помощь инженеру-преподавателю при подготовке к занятиям, по только как один из видов учебно-методических пособий, используемых им на всех этапах перспективной подготовки, в том числе и при составлении собственного (рабочего) перспективно-тематического плана. Если преподаватель ограничивается рекомендованным планом и не составляет рабочий, то остаются необоснованными принятая структура плана, выбор его элементов, деление тем на уроки и т. д. Естественно, это должно отрицательно влиять на качество занятий и их эффективность. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА Разработка перспективно-тематического плана должна осуществляться на основе его оптимизации, т. е. путем научно-обоснованного выбора наилучшего для конкретных условий варианта. Оптимально построенный план предусматривает целенаправленный подход к реализации процесса обучения, при котором в единстве рассматриваются принципы обучения, особенности содержания изучаемой темы, арсенал возможных форм и методов обучения. Уровень образовательной подготовки группы и возможности восприятия учащихся. В качестве важнейших критериев оптимальности процесса обучения, а следовательно, и перспективно-тематического плана обычно выступают эффективность обучения, качество решения учебно-воспитательных задач, а также затраты времени и усилий педагогов и учащихся. Все эти критерии оцениваются лишь после проведения занятий, когда выявлено, успешно ли ведется обучение, осуществляются ли воспитание и развитие учащихся; по этому определить оптимальность перспективно-тематического плана на этапе его составления не представляется возможным. Инструкция о планировании и учете учебно-воспитательной работы в профтехучилищах и методические рекомендации предлагают составлять перспективно-тематический план последовательно по каждой теме за одну - две недели до начала ее изучения. С нашей точки зрения, преподавателю, впервые приступающему к ведению занятий по предмету, с целью создания единой системы обучения учащихся целесообразнее разрабатывать этот план сразу на весь период обучения. При необходимости по мере реализации перспективно-тематического плана преподаватель может осуществлять текущую его корректировку. Основной структурной единицей перспективно-тематического плана является тема, в рамках которой преподаватель оптимизирует план, так как па основе всего ее материала, а не отдельного урока формируется и реализуется целостный комплекс образовательных и воспитательных целей. Поэтому план необходимо составлять по темам, последовательно переходя от полной разработки плана одной темы к плану другой. Составление перспективно-тематического плана — творческий процесс, не поддающийся алгоритмизации. Как правило, решение о назначении или выборе тех или иных характеристик плана принимается преподавателем путем мысленного перебора возможных вариантов, их сочетаний и оптимального, с его точки зрения, выбора этих сочетаний. Однако некоторые этапы разработки плана можно представить в виде эвристической последовательности действий преподавателя, которая во многом совпадает с последовательностью, предлагаемой в таблице. Во-первых, преподаватель распределяет материал предмета по занятиям, выполняя это в определенном порядке. 1. Проводит дидактический анализ учебного материала темы: устанавливает его группу, выявляет преимущественный характер содержания (описательный, доказательный, расчетно-графический, лабораторно-практический), определяет степень новизны последнего (полная, частичная или минимальная), устанавливает степень сложности (большая, средняя, малая) и обобщенности материала темы (конкретный, обобщенный). 2. Разрабатывает структуру темы, выделяя в ней логически законченные по содержанию фрагменты. По каждому пункту рубрик конкретизирует дидактические задачи — перечень формируемых у учащихся знаний, умений и навыков. Задачи обучения устанавливаются с учетом учебных возможностей будущих учащихся. Это — типичный уровень воспитания, 3. Устанавливает по каждому пункту темы содержание и При рассмотрении конкретных примеров в данном пособии будет использована теория поэтапного формирования умственных действий учащихся. В соответствии с ней усвоение любого действия не является одномоментным актом, а проход, ряд этапов, каждый из которых характеризуется своей формой (материализованная, внешнеречевая, умственная), уровнем обобщенности, степенью развернутости (от полного, разверну того, выполнения до крайне сокращенного), степенью освоенности. Это и позволяет от исходных задач обучения — овладения учащимися знаниями, умениями и навыками — перейти к этапам их формирования, а затем к содержанию и видам работ учащихся на каждом этапе. 4. Производит предварительную разбивку всего материала темы на занятия. Для этого он, руководствуясь разработанными задачами изучения темы и требуемыми для их осуществления видами деятельности учащихся, определяет время, необходимое для изучения каждого ее пункта. Этим учитываются временные затраты на те виды деятельности учащихся, которые направлены на усвоение материала не только отдельных пунктов, но и всей темы в целом. 5. Определяет время, отводимое на изучение отдельных пунктов, таким образом, чтобы общие его затраты были равны времени, отведенному на усвоение темы по тематическому плану предмета. Во-вторых, преподаватель выбирает форму организации и метод обучения для каждого занятия. Из всех видов работ, выполняемых им при составлении перспективно-тематического плана, работы этого этапа отличаются ярко выраженным творческим характером, сто определяется многообразием форм и методов обучения, большим числом их взаимосвязей и факторов, влияющих на эффективность применения. Выбор конкретной формы занятия и метода обучения выполняется преподавателем, как правило, одновременно путем мысленного перебора различных их сочетаний и выделения среди этих сочетаний оптимального. На принятие решения влияет множество факторов, среди которых основными являются: цели и принципы обучения, возрастные и познавательные возможности учащихся, состояние учебно-материальной базы, педагогические наклонности преподавателя, уровень образовательной подготовки группы, воспитательные возможности конкретных форм и методов обучения и ряд других. Учитывая сложность выбора форм и методов обучения, условно примем, что последовательность действий преподавателя на данном этапе соответствует порядку составления перспективно-тематического плана (заполнения столбцов таблицы. 1.Преподаватель выбирает форму организации занятия, руководствуясь следующими основными положениями. В профтехучилищах за основную организационную форму обучения принят урок, хотя используются и другие формы—экскурсии, семинары и учебные конференции. Наиболее употребительной, определяющей большое разнообразие типов уроков, является классификация их по основным дидактическим целям обучения, включающая следующие типы уроков: уроки усвоения знаний; формирования умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; повторения, закрепления (комплексного применения) знаний, умений и навыков; урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков; комбинированный урок. Последний используется чаще всего. Форму организации занятий следует выбирать по определенной системе. Она должна обусловливать строго логическое построение процесса обучения, с. тем чтобы каждое занятие занимало отведенное ему место в ряду других, а учебный процесс включал бы все возможные организационные формы в рамках темы программы и всего курса. 2. Преподаватель выбирает метод обучения на основе классификации методов по способу организации познавательной деятельности учащихся. В рамках данной классификации, разработанной советскими дидактами И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным, выделяют иллюстративно-объяснительный (информационно-рецептивный) и Репродуктивный методы, проблемное изложение, эвристический (частично-поисковый) и исследовательский методы обучения[20] . Решая задачу о выборе того или иного метода обучения, преподаватель в первую очередь должен установить возможность применения продуктивных (эвристического или исследовательского) методов обучения. Они направлены на развитие творческого мышления учащихся, на приобретение ими знаний умений и навыков в процессе активной самостоятельной работы. Следует помнить, что продуктивные методы обучения не всегда могут быть использованы в учебном процессе. Их применение затруднено в тех случаях, когда: —появляется необходимость в самостоятельном приобретении учащимися обобщенных знаний о принципах действия тех или иных объектов; —уровень развития учащихся недостаточен и не соответствует уровню сложности материала; —изучается фактический, описательный материал, на основе которого невозможно создать достаточно серьезные проблемные ситуации; —у учащихся отсутствуют исходные знания по тематике урока, и решить проблемные ситуации на основе принципиально нового материала они не могут. Если применение проблемных методов обучения сопряжено с трудностями, инженер-преподаватель выбирает для проведения занятий один из традиционных методов (иллюстративно-объяснительный и репродуктивный) или их сочетание. Охарактеризуем области применения каждого из них. Использование на уроках в профтехучилищах одного иллюстративно-объяснительного метода допустимо лишь в единичных случаях, так как он предполагает активность только преподавателя. Данный метод формирует знания учащихся, но не вырабатывает у них умения применять усвоенные знания в практической деятельности. А ведь именно это и составляет одну из важнейших задач подготовки рабочих. Поэтому иллюстративно-объяснительный метод используется преимущественно на уроках при изучении нового материала, и только в тех случаях, когда последний характеризуется значительной новизной, большом сложностью и обладает значительным объемом. Репродуктивный метод как основной применяется в система профессионально-технического образования достаточно часто. Он дает хорошие результаты при проведении экскурсий, уроков контроля и коррекции знаний, уроков выработки умений и навыков. Наибольшее применение находит сочетание иллюстративно-объяснительного и репродуктивного методов обучения. На их основе удается формировать у учащихся, как знания, так и умения и навыки. Эффективность применения сочетания иллюстративно-объяснительного и репродуктивного методов обучения или одного изних в определенных условиях повышается использованием в учебном процессе алгоритмов (алгоритмизация обучения) и различных форм программированного обучения: прямой и разветвленной, машинной и безмашинной. Однако они, и в первую очередь программированное обучение, требуют от преподавателя значительных усилий и времени на подготовку средств обучения. Поэтому оценить необходимость программированного обучения инженер-преподаватель должен именно на этапе разработки перспективно-тематического плана. Отметка о принятом решении должна быть сделана в соответствующей его графе (таблица). В качестве одного из возможных видов сочетаний методов обучения на занятии преподаватель может использовать проблемное изложение материала и репродуктивный метод. Проблемное изложение способствует более глубокому осознанию и запоминанию материала учащимися, поскольку" они, слушая преподавателя, следят за логикой доказательств и движением его мысли. Как правило, излагаемый на уроке новый материал, состоит из нескольких логически законченных фрагментов. В таких случаях преподаватель выбирает методы обучения применительно к каждому фрагменту и последовательно заносит их в перспективно-тематический план. 3. Инженер-преподаватель выбирает для каждого занятия в рамках темы метод обучения на основе классификации методов по источнику знаний (по источнику передачи и восприятия учебной информации), в которой все методы обучения делятся на три группы: словесные, наглядные и практические. Области применения и основы их выбора подробно описаны в литературе, а потому здесь не рассматриваются. В-третьих, преподаватель выбирает средства обучения. Основное внимание при этом уделяется наглядным пособиям, дидактическим материалам, техническим средствам обучения и автоматизации учебного процесса, включающим: —реальные объекты: машины, приборы, детали, заготовки, инструменты, сырье и т. д.; —изображения и отображения объектов: визуальные (модели, макеты, таблицы, плакаты, фотографии, немые кинофильмы, диапозитивы и т. д.), аудитивные (пластинки, записи на магнитной ленте, радиопередачи), аудиовизуальные (озвученные кинофильмы и диапозитивы, видеозаписи); —описание предметов и явлений (справочники, пособия, материалы для программированного обучения, технологическая документация) ; —технические средства обучения: информационные (киноаппараты, проекторы, магнитофоны и т. д.), контролирующие (матрицы, перфокарты, автоматизированные классы и т. д.), тренажеры, универсальные технические средства (обучающие классы); — специальные средства для научной организации учебного процесса и управления им (логические схемы содержания материала, технические средства управления и т. д.), При составлении перспективно-тематического плана необходимо не только назвать средство обучения, но и указать е марку, модель. Следует также конкретизировать название кинофильма, диапозитивов, плакатов и т. д. Для этого необходимо выполнить большую подготовительную работу: —составить перечень демонстрационных приборов, находящихся в фондах кабинетов учебного заведения и проверить их состояние; —изучить техническое оснащение кабинетов; — разработать перечень наглядных средств обучения (плакаты, схемы, кинофильмы, диапозитивы и т. д.), имеющихся в фондах учебного заведения; —ознакомиться с перечнем кино- и диафильмов, выпускаемых отечественными фабриками, и заказать недостающие; —изучить возможности производственной базы учебного заведения для изготовления или ремонта необходимого демонстрационного оборудования; —ознакомиться с перечнем средств обучения, выпускаемых отечественными предприятиями. Применение средств обучения на уроках не является самоцелью. Оно оправдано только в том случае, если приводит к повышению эффективности учебного процесса хотя бы по одному из таких критериев, как качество обучения, затраты времени и сил преподавателем и учащимися, финансовые затраты. Поэтому необходимо выбирать такие средства обучения, которые соответствуют дидактическому характеру изучаемого технического материала, уровню развития пространственного мышления у учащихся, оптимизируют весь процесс обучения путем рационального сочетания методов, организационных форм и средств, соответствуют функциям, выполняемым преподавателем и учащимися. Естественно, что на разных этапах урока эти функции различны. Следовательно, в течение урока средства наглядного обучения и методики их. применения должны варьироваться. На стадии составления перспективно-тематического плана преподаватель не может определить весь перечень необходимых для проведения занятий средств обучения, так как структура уроков еще не выработана. Главное внимание на этом этапе необходимо уделять оснащению основного элемента занятия. Таким элементом комбинированного урока является, например, сообщение нового материала и его восприятие учащимися. Анализ деятельности преподавателя на уроке показывает, что средства обучения, и в частности технические, могут дополнять и даже заменять преподавателя. Решение о передаче средствам обучения тех или иных своих функций преподаватель принимает, руководствуясь целями обучения, эффективностью учебного процесса, всем многообразием факторов, которые он учитывал при назначении организационных форм и методов обучения. Выбор необходимых средств обучения позволяет наметить систему действий по материальному обеспечению учебного процесса. Для облегчения планирования этой работы в перспективно - тематический план (см. таблицу) включена графа «Состояние средств обучения». В-четвертых, преподаватель разрабатывает домашнее задание для учащихся. Отправным моментом для него в решении этой задачи является составленный им ранее перечень видов работ, которые учащиеся должны выполнить для усвоения необходимых знаний, умений и навыков. Один вид работы из этого перечня преподаватель и планирует как основу домашнего задания. Выделяя его из общего списка, он руководствуется содержанием занятия, намеченными формой организации, методом и средствами обучения, а также положением, что основная работа, как правило, должна осуществляться учащимися на уроке. По выделенному виду деятельности учащегося, а также в соответствии с этапом формирования навыка (теория поэтапного формирования умственных действий учащихся) инженер-преподаватель подбирает задания по сборникам задач и упражнений, другой учебной литературе или разрабатывает их самостоятельно. При этом он делает соответствующие отметки в перспективно-тематическом плане. Чтобы обеспечить выбор конкретных задач непосредственно при составлении поурочного плана и реализовать принцип индивидуализации обучения, количество отобранных и занесенных в перспективно-тематический план задач должно превышать их количество, задаваемое на дом, при этом следует варьировать также сложность задания. Перспективно-тематический план (ПТП) является одним из итоговых документов, разрабатываемых преподавателем при проектировании темы дисциплины. ПТП обеспечивает: •систематизацию тем программы дисциплины по урокам (занятиям); •возможность соотнесения выбранных методов, дидактических ПТП состоит из двух частей: адресных данных; таблицы ПТП. В адресных данных ПТП указываются: • название темы дисциплины, для которой заполнен ПТП; • педагогические цели по рассматриваемой теме; • разработчик ПТП; • лицо, утвердившее составленный документ.
Стандартной единой формы ПТП по теме дисциплины не существует. Рекомендуется следующая структура таблицы: номер урока по порядку и количество часов, тема урока (занятия); цели урока (занятия); методы обучения; тип урока (занятия); вид занятия; способ организации; дидактические средства (ДС), вспомогательные средства обучения (ВСО); межпредметные и внутрипредметные связи (МПС и ВПС); домашнее задание (ДЗ); примечания (П). Форма ПТП по дисциплине «Производственное обучение»включает дополнительную графу 12 «Передовые методы труда» (ПМТ).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|