Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 15 Перспективно-тематическое планирование.



Тема 15 Перспективно-тематическое планирование.

1.Характеристика перспективно-тематического планирования.

Система уроков.

2.Документы перспективно-тематического планирования.

 

1.Характеристика перспективно-тематического планирования.

Система уроков.

Перспективно-тематичес­кое планирование — это вид мето­дической деятельности педагога, ре­зультатом которой являются заблаго­временные отбор и структурирование содержания обучения для каждой те­мы программы, а также разработка методики проведения педагогическо­го процесса, т. е. разработка системы уроков (занятий). Разработка перспективно-тематического плана является са­мостоятельным этапом работы преподавателя. Вместе с тем это итог всей его предыдущей деятельности, состоящей в анализе учебного плана, программы, учебников и учебных посо­бий.

 

 Система — это совокупность элементов, находящихся в отноше­ниях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.

Система уроков (занятий), с одной стороны, представляет собой целостное образование, а с другой - в ее составе могут быть выделены элементы.

Элементами системы уроков (занятий) выступают цели (ЦО), со­держание (СО), методы (МО), мето­дики проведения конкретных уроков (занятий), дидактические средства обучения (ДС), организационные формы обучения (ОФО). Система уроков (занятий) характеризуется наличием сквозных вертикальных и горизонтальных связей между ее элементами и их свойствами.

Структура системы формируется с учетом этих связей. Система уроков (занятий) обладает определенной организацией,    представляющей собой упорядоченное распределение связей и элементов в пространстве и времени.

Система уроков (занятий) об­ладает интегративными функциями, которые присущи всей системе в целом, но не каждому ее элементу в отдельности.

Например, функция формиро­вания комплексного умения в рам­ках темы является единой для всех уроков (занятий) по этой теме, од­нако на отдельном уроке (занятии) невозможна полная реализация дан­ной функции. При проектировании системы уроков (занятий) придерживаются следующего алгоритма действий:

- определяют место и роль рассматриваемой темы в системе подготовки обучаемого путем установления межпредметных (МПС) и внутрипредметных (ВПС) связей на основе анализа учебно-программной до­кументации (УПД);

- определяют базовый и итоговый уровни качества сформирован­ных знаний, умений и навыков (УКС ЗУН) обучаемых и формулируют цели и задачи изучения темы дисциплины;

- подбирают учебный материал на основе анализа учебной литерату­ры и других источников информа­ции;

-выявляют понятийный со­став, структуру и логику учебного материала с помощью структурно-логического анализа; выявляют характеристики учебного материала для последую­щего учета его специфики при опре­делении   состава  учебно-познавательной деятельности обу­чаемых;

- разрабатывают методический проект педагогического процесса и
оформляют соответствующую доку­ментацию - перспективно-тематический план (ПТП), перечень учебно-производственных работ (УПР).

Система уроков (занятий) про­ектируется с учетом дидактических принципов (ДП): принципа от про­стого к сложному, принципов дос­тупности, посильности, преемст­венности, логичности, систематич­ности.

Система уроков (занятий) должна обеспечивать рациональное сочетание работы обучаемых по восприятию учебного материала, его осмыслению, закреплению и применению.

Перспективно-тематическое планирование позволяет создать стройную систему уроков, избежать просчетов во времени, раз­работать основы для осуществления межпредметных связей изу­чаемого курса с другими учебными предметами. Качественная разработка перспективно-тематического плана позволяет пра­вильно использовать материально-техническую базу учебного за­ведения, повысить степень оснащенности учебного процесса тех­ническими средствами обучения, демонстрационными приборами и оборудованием.

Специфика содержания учебных предметов, особенности ме­тодики работы каждого преподавателя, различия учебно-мате­риальной базы профтехучилищ и ряд других факторов обусло­вили невозможность разработки единой формы перспективно-те­матического плана. Одна из существующих форм, с нашей точ­ки зрения, наиболее удачно отражающая содержание работы преподавателя на данном этапе, представлена в виде таблицы.


 

Перспективно-тематический план проведения занятий по предмету (название предмета) учебного плана подготовки (название рабочей профессии). Тема (название темы). Количество часов, отведенных на изучение темы.

Номер урока и количество часов

Название занятия (тема урока)

Цели обучения (образовательные,

 воспитательные, развивающие)

Форма организации занятия

(тип урока)

Методы обучения

Средства

Обучения

Межпредметные связи,

 внутри-предметные связи

Домашнее задание

Примечания

по способу организации познавательной деятельности по источнику знаний название  
                     

 

В последние годы появилась и развивается тенденция центра­лизованной разработки перспективно-тематических планов по основным учебным предметам. Несомненно, такой план может оказать существенную помощь инженеру-преподавателю при подготовке к занятиям, по только как один из видов учебно-методических пособий, используемых им на всех этапах перспек­тивной подготовки, в том числе и при составлении собственного (рабочего) перспективно-тематического плана. Если преподаватель ограничивается рекомендованным планом и не составляет рабочий, то остаются необоснованными принятая структура плана, выбор его элементов, деление тем на уроки и т. д. Естественно, это должно отрицательно влиять на качество занятий и их эффективность.

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Разработка перспективно-тематического плана должна осуществляться на основе его оптимизации, т. е. путем научно-обоснованного выбора наилучшего для конкретных условий варианта. Оптимально построенный план предусматривает целена­правленный подход к реализации процесса обучения, при кото­ром в единстве рассматриваются принципы обучения, особенности содержания изучаемой темы, арсенал возможных форм и методов обучения. Уровень образовательной подготовки группы и возможности восприятия учащихся.

В качестве важнейших критериев оптимальности процесса обучения, а следовательно, и перспективно-тематического плана обычно выступают эффективность обучения, качество решения учебно-воспитательных задач, а также затраты времени и уси­лий педагогов и учащихся. Все эти критерии оцениваются лишь после проведения занятий, когда выявлено, успешно ли ведется обучение, осуществляются ли воспитание и развитие учащихся; по этому определить оптимальность перспективно-тематического плана на этапе его составления не представляется возможным.

Инструкция о планировании и учете учебно-воспитательной работы в профтехучилищах  и методические рекомендации предлагают составлять перспективно-тематический план по­следовательно по каждой теме за одну - две недели до начала ее изучения. С нашей точки зрения, преподавателю, впер­вые приступающему к ведению занятий по предмету, с целью создания единой системы обучения учащихся целесообразнее разрабатывать этот план сразу на весь период обучения. При необходимости по мере реализации перспективно-тематического плана преподаватель может осуществлять текущую его кор­ректировку.

Основной структурной единицей перспективно-тематического плана является тема, в рамках которой преподаватель оптими­зирует план, так как па основе всего ее материала, а не отдель­ного урока формируется и реализуется целостный комплекс об­разовательных и воспитательных целей. Поэтому план необхо­димо составлять по темам, последовательно переходя от полной разработки плана одной темы к плану другой.

Составление перспективно-тематического плана — творческий процесс, не поддающийся алгоритмизации. Как правило, реше­ние о назначении или выборе тех или иных характеристик пла­на принимается преподавателем путем мысленного перебора возможных вариантов, их сочетаний и оптимального, с его точки зрения, выбора этих сочетаний.

Однако некоторые этапы разработки плана можно предста­вить в виде эвристической последовательности действий преподавателя, которая во многом совпадает с последова­тельностью, предлагаемой в таблице.

Во-первых, преподаватель распределяет материал предмета по занятиям, выполняя это в определенном порядке.

1. Проводит дидактический анализ учебного материала темы: устанавливает его группу, выявляет преимуществен­ный характер содержания (описательный, доказательный, расчетно-графический, лабораторно-практический), определяет сте­пень новизны последнего (полная, частичная или минимальная), устанавливает степень сложности (большая, средняя, малая) и обобщенности материала темы (конкретный, обобщенный).

2. Разрабатывает структуру темы, выделяя в ней логически законченные по содержанию фрагменты. По каждому пункту рубрик конкретизирует дидактические задачи — перечень форми­руемых у учащихся знаний, умений и навыков.

Задачи обучения устанавливаются с учетом учебных возможностей будущих учащихся. Это — типичный уровень воспитания,
средняя степень трудности материала для данного класса, до­
минирующее отношение к учению, типичный характер познавательной деятельности, уровень навыков учебного труда, типич­ный темп учебной работы и уровень образовательной подготовки.    

3. Устанавливает по каждому пункту темы содержание и
выбирает вид практической деятельности учащихся, обеспечивающий формирование у них искомых знаний, умений и навыков. Теоретической основой для инженера-преподавателя при
решении вопроса о выборе необходимых видов работ должны
являться психологические теории обучения.

При рассмотрении конкретных примеров в данном пособии будет использована теория поэтапного формирования умствен­ных действий учащихся. В соответствии с ней усвоение любого действия не является одномоментным актом, а проход, ряд этапов, каждый из которых характеризуется своей формой (материализованная, внешнеречевая, умственная), уровнем обобщенности, степенью развернутости (от полного, разверну того, выполнения до крайне сокращенного), степенью освоенности. Это и позволяет от исходных задач обучения — овладения учащимися знаниями, умениями и навыками — перейти к этапам их формирования, а затем к содержанию и видам работ учащихся на каждом этапе.

4. Производит предварительную разбивку всего материала темы на занятия. Для этого он, руководствуясь разработанны­ми задачами изучения темы и требуемыми для их осуществле­ния видами деятельности учащихся, определяет время, необхо­димое для изучения каждого ее пункта. Этим учиты­ваются временные затраты на те виды деятельности учащихся, которые направлены на усвоение материала не только отдель­ных пунктов, но и всей темы в целом.

5. Определяет время, отводимое на изучение отдельных пунк­тов, таким образом, чтобы общие его затраты были равны времени, отведенному на усвоение темы по тематическому плану предмета.

Во-вторых, преподаватель выбирает форму органи­зации и метод обучения для каждого занятия.

Из всех видов работ, выполняемых им при составлении пер­спективно-тематического плана, работы этого этапа отличаются ярко выраженным творческим характером, сто определяется многообразием форм и методов обучения, большим числом их взаимосвязей и факторов, влияющих на эффективность применения. Выбор конкретной формы занятия и метода обучения выполняется преподавателем, как правило, одновременно путем мысленного перебора различных их сочетаний и выделения среди этих сочетаний оптимального.

На принятие решения влияет множество факторов, среди ко­торых основными являются: цели и принципы обучения, возрастные и познавательные возможности учащихся, состояние учебно-материальной базы, педагогические наклонности препо­давателя, уровень образовательной подготовки группы, воспитательные возможности конкретных форм и методов обучения и ряд других.

Учитывая сложность выбора форм и методов обучения, условно примем, что последовательность действий преподавателя на данном этапе соответствует порядку составления перспективно-тематического плана (заполнения столбцов таблицы.

1.Преподаватель выбирает форму организации занятия, руководствуясь следующими основными положениями.

В профтехучилищах за основную организационную форму  обучения принят урок, хотя используются и другие формы—экс­курсии, семинары и учебные конференции. Наиболее употреби­тельной, определяющей большое разнообразие типов уроков, яв­ляется классификация их по основным дидактическим целям обучения, включающая следующие типы уроков: уроки ус­воения знаний; формирования умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; повторения, закрепления (комплексно­го применения) знаний, умений и навыков; урок проверки, оцен­ки и коррекции знаний, умений и навыков; комбинированный урок. Последний используется чаще всего.

Форму организации занятий следует выбирать по определен­ной системе. Она должна обусловливать строго логическое по­строение процесса обучения, с. тем чтобы каждое занятие зани­мало отведенное ему место в ряду других, а учебный процесс включал бы все возможные организационные формы в рамках темы программы и всего курса.

2. Преподаватель выбирает метод обучения на основе классификации методов по способу организации познавательной деятельности учащихся.

В рамках данной классификации, разработанной советскими дидактами И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным, выделяют ил­люстративно-объяснительный (информационно-рецептивный) и Репродуктивный методы, проблемное изложение, эвристический (частично-поисковый) и исследовательский методы обучения[20] . Решая задачу о выборе того или иного метода обучения, преподаватель в первую очередь должен установить возможность применения продуктивных (эвристического или исследовательского) методов обучения. Они направлены на развитие творческого мышления учащихся, на приобретение ими знаний умений и навыков в процессе активной самостоятельной рабо­ты. Следует помнить, что продуктивные методы обучения не всегда могут быть использованы в учебном процессе. Их при­менение затруднено в тех случаях, когда:

—появляется необходимость в самостоятельном приобрете­нии учащимися обобщенных знаний о принципах действия тех или иных объектов;

—уровень развития учащихся недостаточен и не соответст­вует уровню сложности материала;

—изучается фактический, описательный материал, на осно­ве которого невозможно создать достаточно серьезные проблемные ситуации;

—у учащихся отсутствуют исходные знания по тематике уро­ка, и решить проблемные ситуации на основе принципиально нового материала они не могут.

Если применение проблемных методов обучения сопряжено с трудностями, инженер-преподаватель выбирает для проведения занятий один из традиционных методов (иллюстративно-объяс­нительный и репродуктивный) или их сочетание. Охарактеризуем области применения каждого из них.

Использование на уроках в профтехучилищах одного иллю­стративно-объяснительного метода допустимо лишь в единичных случаях, так как он предполагает активность только препода­вателя. Данный метод формирует знания учащихся, но не вырабатывает у них умения применять усвоенные знания в практиче­ской деятельности. А ведь именно это и составляет одну из важнейших задач подготовки рабочих. Поэтому иллюстративно-объяснительный метод используется преимущественно на уроках при изучении нового материала, и только в тех случаях, когда последний характеризуется значительной новизной, большом сложностью и обладает значительным объемом.

Репродуктивный метод как основной применяется в система профессионально-технического образования достаточно часто. Он дает хорошие результаты при проведении экскурсий, уроков контроля и коррекции знаний, уроков выработки умений и на­выков.

Наибольшее применение находит сочетание иллюстративно-объяснительного и репродуктивного методов обучения. На их основе удается формировать у учащихся, как знания, так и уме­ния и навыки.

Эффективность применения сочетания иллюстративно-объяс­нительного и репродуктивного методов обучения или одного изних в определенных условиях повышается использованием в учебном процессе алгоритмов (алгоритмизация обучения) и различных форм программированного обучения: прямой и разветвленной, машинной и безмашинной. Однако они, и в первую очередь программированное обучение, требуют от преподава­теля значительных усилий и времени на подготовку средств обучения. Поэтому оценить необходимость программированного обучения инженер-преподаватель должен именно на этапе раз­работки перспективно-тематического плана. Отметка о принятом решении должна быть сделана в соответствующей его графе (таблица).

В качестве одного из возможных видов сочетаний методов обучения на занятии преподаватель может использовать про­блемное изложение материала и репродуктивный метод. Про­блемное изложение способствует более глубокому осознанию и запоминанию материала учащимися, поскольку" они, слушая преподавателя, следят за логикой доказательств и движением его мысли.

Как правило, излагаемый на уроке новый материал, состоит из нескольких логически законченных фрагментов. В таких слу­чаях преподаватель выбирает методы обучения применительно к каждому фрагменту и последовательно заносит их в перспек­тивно-тематический план.

3. Инженер-преподаватель выбирает для каждого занятия в рамках темы метод обучения на основе классификации методов по источнику знаний (по источнику передачи и восприятия учеб­ной информации), в которой все методы обучения делятся на три группы: словесные, наглядные и практические. Обла­сти применения и основы их выбора подробно описаны в лите­ратуре, а потому здесь не рассматри­ваются.

В-третьих, преподаватель выбирает средства обуче­ния. Основное внимание при этом уделяется наглядным посо­биям, дидактическим материалам, техническим средствам обуче­ния и автоматизации учебного процесса, включающим:

—реальные объекты: машины, приборы, детали, заготовки, инструменты, сырье и т. д.;

—изображения и отображения объектов: визуальные (мо­дели, макеты, таблицы, плакаты, фотографии, немые кинофиль­мы, диапозитивы и т. д.), аудитивные (пластинки, записи на магнитной ленте, радиопередачи), аудиовизуальные (озвученные кинофильмы и диапозитивы, видеозаписи);

—описание предметов и явлений (справочники, пособия, ма­териалы для программированного обучения, технологическая до­кументация) ;

—технические средства обучения: информационные (кино­аппараты, проекторы, магнитофоны и т. д.), контролирующие (матрицы, перфокарты, автоматизированные классы и т. д.), тренажеры, универсальные технические средства (обучающие классы);

— специальные средства для научной организации учебного процесса и управления им (логические схемы содержания материала, технические средства управления и т. д.),

При составлении перспективно-тематического плана необходимо не только назвать средство обучения, но и указать е марку, модель. Следует также конкретизировать название кинофильма, диапозитивов, плакатов и т. д. Для этого необходимо выполнить большую подготовительную работу:

—составить перечень демонстрационных приборов, находящихся в фондах кабинетов учебного заведения и проверить их состояние;

—изучить техническое оснащение кабинетов;

 — разработать перечень наглядных средств обучения (плакаты, схемы, кинофильмы, диапозитивы и т. д.), имеющихся в фондах учебного заведения;

—ознакомиться с перечнем кино- и диафильмов, выпускае­мых отечественными фабриками, и заказать недостающие;

—изучить возможности производственной базы учебного за­ведения для изготовления или ремонта необходимого демонстра­ционного оборудования;

—ознакомиться с перечнем средств обучения, выпускаемых отечественными предприятиями.

Применение средств обучения на уроках не является само­целью. Оно оправдано только в том случае, если приводит к по­вышению эффективности учебного процесса хотя бы по одному из таких критериев, как качество обучения, затраты времени и сил преподавателем и учащимися, финансовые затраты. Поэтому необходимо выбирать такие средства обучения, которые соответ­ствуют дидактическому характеру изучаемого технического ма­териала, уровню развития пространственного мышления у уча­щихся, оптимизируют весь процесс обучения путем рациональ­ного сочетания методов, организационных форм и средств, со­ответствуют функциям, выполняемым преподавателем и уча­щимися. Естественно, что на разных этапах урока эти функции различны. Следовательно, в течение урока средства наглядного обучения и методики их. применения должны варьироваться.

На стадии составления перспективно-тематического плана преподаватель не может определить весь перечень необ­ходимых для проведения занятий средств обучения, так как структура уроков еще не выработана. Главное внимание на этом этапе необходимо уделять оснащению основного элемента заня­тия. Таким элементом комбинированного урока является, напри­мер, сообщение нового материала и его восприятие учащимися.

Анализ деятельности преподавателя на уроке показывает, что средства обучения, и в частности технические, могут допол­нять и даже заменять преподавателя. Решение о передаче сред­ствам обучения тех или иных своих функций преподаватель принимает, руководствуясь целями обучения, эффективностью учебного процесса, всем многообразием факторов, которые он учитывал при назначении организационных форм и методов обучения.

     Выбор необходимых средств обучения позволяет наметить систему действий по материальному обеспечению учебного процесса. Для облегчения планирования этой работы в перспективно - тематический план (см. таблицу) включена графа «Состоя­ние средств обучения».

В-четвертых, преподаватель разрабатывает домаш­нее задание для учащихся. Отправным моментом для него в решении этой задачи является составленный им ранее перечень видов работ, которые учащиеся должны выполнить для усвоения необходимых знаний, умений и навыков. Один вид работы из этого перечня преподаватель и планирует как основу домашне­го задания. Выделяя его из общего списка, он руководствуется содержанием занятия, намеченными формой организации, мето­дом и средствами обучения, а также положением, что основная работа, как правило, должна осуществляться учащимися на уроке.

По выделенному виду деятельности учащегося, а также в со­ответствии с этапом формирования навыка (теория поэтапного формирования умственных действий учащихся) инженер-препо­даватель подбирает задания по сборникам задач и упражне­ний, другой учебной литературе или разрабатывает их самосто­ятельно. При этом он делает соответствующие отметки в перс­пективно-тематическом плане.

Чтобы обеспечить выбор конкретных задач непосредственно при составлении поурочного плана и реализовать принцип ин­дивидуализации обучения, количество отобранных и занесенных в перспективно-тематический план задач должно превышать их количество, задаваемое на дом, при этом следует варьировать также сложность задания. Перспективно-тематический план (ПТП) является одним из итого­вых документов, разрабатываемых преподавателем при проектировании темы дисциплины.

ПТП обеспечивает:

•систематизацию тем программы дисциплины по урокам (занятиям);

•возможность соотнесения выбранных методов, дидактических
средств (ДС), форм обучения.

ПТП состоит из двух частей: адресных данных; таблицы ПТП.                                    В адресных данных ПТП указывают­ся:

• название темы дисциплины, для которой заполнен ПТП;

• педагогические цели по рассмат­риваемой теме;

• разработчик ПТП;

• лицо, утвердившее составленный документ.

 

Стандартной единой формы ПТП по теме дисциплины не существу­ет. Рекомендуется следующая структура таблицы: номер урока по по­рядку и количество часов, тема урока (занятия); цели урока (занятия); методы обучения; тип урока (занятия); вид занятия; способ организа­ции; дидактические средства (ДС), вспомогательные средства обучения (ВСО); межпредметные и внутрипредметные связи (МПС и ВПС); до­машнее задание (ДЗ); примечания (П).

Форма ПТП по дисциплине «Производственное обучение»включает дополнительную графу 12 «Передовые методы труда» (ПМТ).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.