![]()
|
|||
Что такое детское словотворчество?Что такое детское словотворчество? «…Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать» Антуанде Сент-Экзюпери Термином «детское словотворчество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 2,5 – 3 лет дошкольного возраста. Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении со взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих, то есть такие словосочетания не могут быть усвоены при подражании речи взрослого. Специалисты отмечают, что эти придуманные ребенком слова понятны по своей семантике (значению) и уместны в употреблении. Например, «брос» - брошено, «умность» - качество ума, «долгее» - дольше и многие другие. К.И.Чуковский отмечал поразительную чуткость ребенка к языку и его способность к творчеству проявляющуюся наиболее ярко в процессе словотворчества. «У двухлетних и трехлетних детей такое сильное чутье языка,… что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а напротив, очень метки, изящны, естественны…» К.И.Чуковский
Как проявляется словотворчество в речи ребенка? Исследователи детской речи выделяют три основных принципа, лежащих в основе образования новых слов. Осколки слов: часть какого-нибудь слова используется как целое слово – «лепь», то, что слеплено; «прыг» - прыжок. Чужие окончания: к корню одного слова прибавляются окончания другого: «сухота»- сухость; «помогание» - помощь, «правдун» - человек, говорящий правду. Синтетические слова: одно слово составляется из двух: «бананас» - банан и ананас; «мапин» - мапина дочка, то есть я мамина и папина; «огромадный» - огромный и громадный. Давайте попробуем определить, как образуются такие слова. Как указывают исследователи, начиная говорить, ребенок сначала выделяет в слове ударный слог. Например, прежде чем малыш произнесет слово «молоко», он будет сначала говорить «ко»,затем «мокко». Так образуются слова-осколки. Третья категория придуманных слов, синтетические слова, возникают в результате подражания тому, что ребенок когда-то слышал в речи взрослого. Таким образом, новое детское слово образуется на основе тех образцов взрослой речи, которые когда-то слышал ребенок. А это значит, что чем больше малыш слышит разнообразных слов и предложений, тем больше возможностей для развития фантазии по придумыванию слов у него появляется. Ученые до сих пор решают вопрос о том, что же представляют из себя придуманные малышами слова; почему детское словотворчество возникает в определенном возрасте ребенка, а затем исчезает; и наконец, почему дети различных национальностей создают слова по одним и тем же правилам. Как видите, множество вопросов еще остается нерешенными. Познание мира детства – увлекательное путешествие, возможное в любом возрасте. Познавая вместе с вашим ребенком окружающий вас мир, казалось бы, уже хорошо вам известный, вы можете открыть для себя много неожиданно важного и нового.
|
|||
|