Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методические рекомендации по выполнению задания на составление сложного плана развёрнутого ответа по указанной теме



Методические рекомендации по выполнению задания на составление сложного плана развёрнутого ответа по указанной теме

План — чёткое последовательное представление частей содержа­ния изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, от­ражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмен­та, многообразие его смысловых связей.

Составление сложного плана развёрнутого ответа по указанной теме требует от выпускника совершения следующих действий:

1) выявить вопросы (пункты плана), обязательные для раскрытия предложенной темы (не менее трёх);

2) продумать формулировки пунктов плана, чтобы они соответ­ствовали заданной теме;

3) составить сложный план, детализировав в подпунктах не менее двух пунктов плана;

4) проверить, «работают» ли его пункты (подпункты) на раскры­тие заданной темы, не являются ли они формулировками абстракт­но-формального характера, не отражающего специфики темы;

5) проверить корректность формулировок;

6) мысленно обосновать для себя логическую последовательность изложения материала по данной проблеме.

Задание на составление сложного плана предполагает, что вы­пускники должны продемонстрировать своё понимание темы и знания, раскрывающие её содержание. Важным условием его вы­полнения является наличие системных, глубоких и разносторонних знаний по теме. Поэтому в нашем пособии размещён блок с крат­ким теоретическим материалом по всему курсу обществознания, изучаемому в средней школе. Это позволит быстро повторить имею­щиеся знания и восполнить пробелы в них.

При выполнении задания выпускникам предстоит, с одной сто­роны, в заданной формулировке темы обнаружить известный им со­держательный материал, с другой, — выстроить логику презентации имеющегося знания в виде пунктов сложного плана.

При составлении сложного плана можно воспользоваться сле­дующими рекомендациями:

ü представьте содержание обществоведческого курса, раскры­вающее предложенную тему;

ü разделите это содержание на смысловые части, выделив в каж­дой из них главную мысль;

üозаглавьте каждую часть;

ü в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;

ü проверьте, не совпадают ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отраже­но в них основное содержание темы. В случае необходимости внеси­те корректировки;

ü помните, что план должен охватывать основное содержание темы;

ü в заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно по­вторять сходные формулировки.

Можно использовать следующие заготовки-клише:

1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Существует несколько вариантов подачи данной информации. На­пример:

1) Что такое...

2) Понятие...

3) Определение...

2. Затем, если возможно, необходимо выделить следующие мо­менты:

1) Причины возникновения (появления, развития). Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти са­мые причины.

2) Подходы к определению понятия (сущности). Например: Тео­рии происхождения... Взгляды мыслителей на... Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые под­ходы.

3. Далее стоит обозначить характерные черты (признаки, особен­ности, главные элементы и т. п.). Этот пункт можно детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные черты (признаки, особенности, главные элементы и т. п.).

4) Функции. Этот пункт можно детализировать в отдельных под­пунктах, перечислив эти самые функции.

5) Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы). Этот пункт можно детализировать в отдельных подпунк­тах.

6) Значение (роль, последствия, тенденции, цель).

7) Особенности (проблемы, традиции и т.п.) в современном об­ществе (мире).

8) Пути решения. Лучше детализировать в отдельных подпунктах примерно 2—4 пункта.

План может быть представлен в различных формах: назывной, вопросной или тезисной.

Назывная форма Вопросная форма Тезисная форма
Состоит из общество­ведческих понятий и элементов их содер­жания. Элементы со­держания обычно ука­зываются в подпунктах Представляет собой перечень вопросов, отвечая на которые до­кладчик раскрывает со­держание темы. В под­пунктах указываются элементы содержания ответа на вопросы Состоит из тезисов гла­гольного строя. Тези­сы — это кратко сфор­мулированное основ­ное положение абзаца текста, лекции, доклада

Положения плана должны соответствовать указанной в задании теме и не отдаляться от неё, не уводить в сторону.

Каждое положение плана должно выражать определённую идею. Таких идей в теме бывает несколько, они связаны друг с другом в соответствии с правилом субординации: среди них есть основные и второстепенные.

Идеи могут быть равноценны, а могут иметь разное значение в раскрытии темы. Как правильно определить, какие пункты должны присутствовать в плане обязательно? Наличие какого пункта (хотя бы одного), развёрнутого в подпунктах, в вашем плане позволит рас­крыть указанную тему по существу?

Нужно очень внимательно прочитать задание, сосредоточиться на формулировке указанной темы. Так, довольно часто встречается требование рассмотреть определённое социальное явление (образо­вание, семью, государство, бизнес, церковь и т.д.) как социальный институт. При выполнении задания на подобные темы нужно знать общие признаки социального института, их следует пометить на черновике, а затем конкретизировать каждый из них в соответствии с заданием. Это и будет первый пункт плана, который обязательно следует раскрыть в подпунктах.

К общим признакам социального института относятся:

1) набор социальных ролей (например, ученик/учитель/родите­ли/государство в институте образования);

2) устойчивые модели поведения (например, определённые моде­ли для преподавателя и учащегося в институте образования);

3) нормы (например, Конституция РФ, Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»);

4) символика, имидж (например, для образования — школьная форма, книга);

5) базовые ценности (например, в образовании ими являются: личность, её права и свободы, культурные достижения человече­ства, знания, принципы, убеждения).

Например, при раскрытии темы «Семья — важнейший социальный институт» мы должны выделить признаки социального института, ко­торые характерны для семьи и обязательно раскрыть их в подпунктах.

Здесь могут быть названы такие положения:

1. Признаки, характеризующие семью как социальный институт:

1) набор социальных ролей (отец/мать/дочь/сестра);

2) устойчивые модели поведения (для супругов, родителей и де­тей);

3) нормы (например, Конституция РФ и Семейный кодекс РФ, моральные нормы);

4) символика (дом);

5) базовые ценности (мораль).

Далее, рассматривая любой социальный институт, необходимо вспомнить, что социальный институт — это исторически сложив­шиеся формы реализации людьми важнейших социальных потреб­ностей. Эта способность социального института реализуется в функ­циях, которые он осуществляет. Поэтому вторым важным пунктом плана, обязательным к рассмотрению, должен быть пункт, раскры­вающий функции семьи. Его также следует раскрыть в подпунктах.

Он может быть представлен в следующем виде:

1) Функции семьи как важнейшего социального института:

2) репродуктивная;

3) социализации личности;

4) социально-статусная;

5) хозяйственно-бытовая;

6) экономическая;

7) защитная;

8) досуговая и т.д.

Кроме того, не следует забывать, что социальный институт — это одна из форм организации общественной деятельности. Всё много­образие социальных институтов создаёт каркас общества, форми­рует его структуру. Каждый элемент общественной системы связан с другими, он оказывает влияние на другие институты и сам изме­няется под воздействием различных факторов. Поэтому третьим пунктом плана, важным для раскрытия данной темы, является пункт, содержащий информацию о тенденциях в развитии семьи.

1) Тенденции в развитии семьи в современном обществе:

2) преобладание нуклеарных и малодетных семей;

3) распространение семей партнёрского типа;

4) повышение среднего возраста вступления в брак;

5) передача части своих функций другим социальным институтам (например, социализации детей, досуговой, хозяйственно-бытовой и т.д.);

6) утрата ценности брака, деформация брака;

7) нарушение преемственности поколений;

8) разрушение традиционных семейных ценностей.

Также в плане могут присутствовать (но необязательно!!!) и дру­гие пункты, например:

- Понятие семьи как исторически сложившегося основного со­циального института.

- Основные типы и виды семьи (классификация по различным основаниям).

- Характер отношений в семье (основаны на кровном родстве или браке) и т. д.

Они могут быть раскрыты в подпунктах

       Подведём итог: чтобы полно раскрыть тему, план должен состо­ять не из трёх, а из четырёх-шести пунктов. Это не является обяза­тельным требованием, но чаще всего в трёх пунктах раскрыть содержание темы не удаётся, можно «не попасть» в пункты, указанные в пилонах в качестве обязательных, и потерять баллы. Поэтому следует как можно подробнее рассматривать тему, но при этом соблюдать научность положений плана и логику изложения материала, а также избегать ошибочных суждений. Обязательные к раскрытию пункты плана могут находиться под любыми порядковыми номерами, это не принципиально, но так как они являются самыми важными, то ло­гично их располагать в общей иерархии под номерами со второго по четвёртый.

Для того чтобы получить максимальный балл по данному зада­нию, нужно выполнить следующие условия:

1) Все пункты в плане должны иметь прямое отношение к теме плана, раскрывать её содержание.

2) Положения плана должны быть сформулированы чётко, в них должны отсутствовать ошибки и неточности.

3) Повторение пунктов плана не допускается.

4) Основные и второстепенные положения должны быть логиче­ски связаны друг с другом — как пункты (основные) и подпункты (второстепенные) плана.

Жёстких требований к оформлению пунктов и подпунктов плана нет, но предпочтительно название каждого пункта плана записывать под соответствующим порядковым номером (его можно обозначать римскими или арабскими цифрами, например, I или 1). Каждый подпункт обозначаем арабской цифрой со скобкой или буквой со скобкой — 1) или а). Соблюдение этих рекомендаций позволит при­дать определённую логическую стройность плану и контролировать его структуру.

Стоит отметить, что существует две разновидности задания:

Составление плана ответа по широкой теме (глобальная мо­дель).

В данном случае темы конкретны, поэтому не нужно рассматри­вать сначала широкую тему, а затем её конкретизировать. Это, на­пример, такие темы: «Деятельность как способ существования лю­дей», «Культура и её роль в жизни общества», «Специфика и роль религии в жизни общества» и пр.

Составление плана ответа по теме узкой направленности, ас­пекту широкой темы (локальная модель). В этом случае целесообразно начинать с раскрытия более широкого понятия, а уже затем переходить к конкретному аспекту, который следует рассмотреть.

   Например, тему «„Север — Юг" как глобальная проблема совре­менности» можно начать с рассмотрения глобальных проблем и их признаков. План по теме «Мировые религии» может выглядеть при­мерно так:

1. Определение религии и её характерные признаки:

1) вера в сверхъестественное;

2) признание теоцентрической картины мира;

3) иррационализм, мистицизм, догматизм и пр.

2. Классификация религий:

1) ранние религиозные верования;

2) национально-государственные религии;

3) мировые религии.

3.Понятие мировых религий и их отличительные признаки:

1) широкое распространение в мире;

2) открытость, отрицание этнической избирательности;

3) универсальный набор ценностей и т. д.

4. Важнейшие мировые религии:

1) буддизм;

2) христианство;

3) ислам.

5. Гуманистическая миссия религий в современном мире, рели­гиозная терпимость и свобода совести.

6. Мировые религии в современном мире: основные тенденции развития.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.