Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Метод экспертных оценок



Метод экспертных оценок

Существует множество процессов и явлений, количественная информация для характеристики которых отсутствует или очень быстро изменяется.

В этом случае используются методы экспертных оценок, сущность которых заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте.

Метод экспертных оценок применяетсядля сравнения каких-то параметров объектов (напр., комфортность самолета, сравнение автомобилей и др.), находящихся в одном "классе", одинаковой категории, иотносится к разновидности мозгового штурма.

Нарисуем таблицу:

Параметр Вес А Б В Г Д Е
               
               
               
               
               
Сумма              

Где:

А, Б, В, Г, Д - это сравниваемые объекты (автомобили, самолеты, телефоны и т.д.)

Столбец "Параметр" - это, непосредственно, параметры, которые мы будем сравнивать для объектов.

Столбец "Вес" - вес параметра от 0,15 до 0,3 в зависимости от степени важности для нас.

Итак, как работает Метод экспертных оценок:

1. Выбираем объект для экспертной оценки;

2. Выбираем параметры для сравнения;

3. Определяем вес каждого параметра;

4. Задаем сравнительную шкалу;

5. Сравниваем.

Пример метода экспертных оценок:

1. Сравниваем самолеты Боинг, Туполев, Антонов, Бомбардир, Альбатрос .

2. Выбираем параметры сравнения.

Параметров желательно выбирать не менее 4 и не более 7, т.к. большее количество параметров влечет расфокусировку и отсутствие четкого понимания результата. То же самое и с количеством сравниваемых объектов - от 4 до 7.

Параметр Вес А (Боинг) Б (Туполев) В (Антонов) Г (Бомбардир) Д (Альбатрос) Е
Магистральная дальность              
Вместимость              
Расход топлива V              
Комфорт              
Стоимость эксплуатации              
Сумма              

 

3. Далее распределяем "Вес" между параметрами таким образом, чтобы в сумме он был равен 1. Наиболее приоритетным параметрам мы выделяем большее значение. причем каждый параметр варьируется в диапазоне от 0,015 до 0.3.

Параметр Вес А (Боинг) Б (Туполев) В (Антонов) Г (Бомбардир) Д (Альбатрос) Е
Магистральная дальность 0,2            
Вместимость 0,15            
Расход топлива V 0,25            
Комфорт 0,15            
Стоимость эксплуатации 0,25            
Сумма              

 

4. Задаем описательную сравнительную часть для объектов (самолетов):

Объекты сравнения по параметру "Максимальная дальность" сравниваются по 10-тибальной шкале. Максимальное значение 10 баллов присваивается, если (возможные варианты):

а) самолет пролетает без дозаправки более 5 000 км

б) самолет с дозаправкой пролетает более 10 000 км

в) если данный класс самолета имеет максимальную дальность беспосадочного перелета в своем классе.

При уменьшении расстояния перелета по данным параметрам на каждые 500 км снимается 1 балл.

Параметр "Стоимость эксплуатации" (в нашем случае это самый важный параметр, т.к. ему присвоен максимальный вес):

Самолету присваивается 10 баллов, если (возможные варианты):

а) стоимость эксплуатации самолета за квартал не более 100 000 долларов

б) стоимость эксплуатации не превышает 10 % от номинальной стоимости самолета

И так далее по всем параметрам.

В итоге наша таблица выглядит следующим образом:

Параметр Вес А (Боинг) Б (Туполев) В (Антонов) Г (Бомбардир) Д (Альбатрос) Е
Магистральная дальность 0,2  
Вместимость 0,15  
Расход топлива V 0,25  
Максимальная скорость 0,15  
Стоимость эксплуатации 0,25  
Сумма              

 

Далее необходимо наши баллы умножить на вес данного параметра. В последний столбец "Е" ставится максимальное значение получившихся чисел. В строке "Сумма" складываем сумму "весов" параметров для каждого самолета.

 

Параметр Вес А (Боинг) Б (Туполев) В (Антонов) Г (Бомбардир) Д (Альбатрос) Е
Магистральная дальность 0,2 9*0,2 = 1,8 6 *0,2 = 1,2 10*0,2 = 2 8*0,2 = 1,6 7*0,2 = 1,4
Вместимость 0,15 7*0,15 = 1,1 10*0,15 = 1,5 10*0,15 = 1,5 6*0,15 = 0,9 8*0,15 = 1,2 1,5
Расход топлива V 0,25 8*0,25 = 2 7*0,25 = 1,75 9*0,25 = 2,25 9*0,25 = 2,25 8*0,25 = 2 2,25
Максимальная скорость 0,15 10*0,15 = 1,5 8*0,15 = 1,2 9*0,15 = 1,35 8*0,15 = 1,2 7*0,15 = 1,1 1,5
Стоимость эксплуатации 0,25 6*0,25 = 1,5 8*0,25 = 2 9*0,25 = 2,25 10*0,25= 2,5 8*0,25 = 2 2,5
Сумма   7,9 7,65 9,35 8,46 7,7  

5. Таким образом, самолет "В" оказался самым эффективным. Далее мы уже анализируем, надо ли нам покупать самолет В, оказавшийся самым эффективным, либо , например, склониться в сторону самолета Г с самыми маленькими эксплуатационными расходами, так как именно этот параметр ключевой.

Точки экспертности следующие:

1. Какие выбираем параметры

2. Как взвешиваем

3. Как задаем характеристики описания

Обычно метод экспертных оценок используется экспертной группой, состоящей из нескольких человек. Первый эксперт независимо от других сравнивает объект А по всем 5-ти критериям. Второй эксперт оценивает объект Б и т.д. Либо возможен вариант, когда один эксперт оценивает все самолеты по одному критерию, второй эксперт оценивает все самолеты по второму параметру и т.д. Затем данные сводят в единую таблицу и подводят итоги.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.